Нелепая секта

Алексей Богословский
Вещь старая, не нашел на своей странице, взял из ЖЖ.

Нелепая секта

История возникновения секты «Пупистов» тесно связана с историей развития русской лени и нищеты, как морально-этического и философского явления, присущего русской, народной мысли.

Русская лень издавна имела свои философские корни, стимулирующие желание обойтись максимально простой конструкцией логических взаимосвязей и фактов. Более того, издавна апологеты и практики русской лени использовали тесную связь мышления с естественным состоянием расслабления мышц человека и искали в мышлении морально-этические аргументы естественного желания русского лентяя расслабится после и, особенно, во время работы. Сомневающихся я отсылаю не слишком далеко, к фундаментальной работе Лившица Г. Ю. «Поэтика русской лени в фольклорных традиция Северо-запада России». Физиология же русской лени хорошо описана спортивным врачом д.и.н. Кравецким С. Л. в его докторской диссертации «Влияние русской лени на функциональные возможности лыжников и вопросы упорядочивания тренировочных нагрузок». В области религии и философии мы наблюдаем в народе все признаки русской лени - поверхностность в вопросах веры, отсутствие массового усердия в молитвенной работе, уклонение от создания сложных философских систем, присущих немецкой мысли, и полное отсутствие склонности к долгому и внимательному изучению, обязанных быть родными для здравомыслящего русского сердца, произведений. Классическим примером русской лени является народное отношение к многотомным трудам Карла Маркса и Владимира Ленина при социализме. Книги раскупались вяло, а купленные труды валялись непрочитанными на книжных полках. Замена трудов Маркса на значительно более короткую Библию ничего не изменила в русском сознании. Она оказалась слишком длинной. Ещё более провальными выглядят попытки либералов приучить русский народ к чтению. Труд Чубайса «История приватизации в РФ» так и не стал настольной книгой каждого интеллигента, книги академика Сахарова и по сей день неизвестны народу, даже на речи Путина отсутствует устойчивый спрос. Народ предпочитает легкое чтение от детективов и приключенческих романов до книг Толстого и Достоевского, третируя, говоря языком Некрасова, «полезное, доброе, вечное». Как в воду глядел классик литературы, народ теперь третирует и его.

Между тем, если рассматривать человека и человечества, как осознающую себя в процессе эволюции систему, русская лень обязана была породить разные противоречивые, мыслительные конструкции. Возникнув в виде способа уклонения от работы, русская мысль обязана была стимулироваться принуждением к труду и подавляться как нечто избыточное после достижения цели - уклонения от труда. Это противоречие - думать хочется, но думать тяжело и не обязательно - придает русской философской мысли пессимистический и, не побоюсь жесткости, некий трагический оттенок. Приблизительно так рассуждал основатель секты «Пупистов» Всеволод Пупиков во второй половине 20-го века. Его же лично занимала идея «Хочешь разбогатеть - выдумай религию!» Осмыслил же он её на типичный русский лад: богатеть тяжело, не лучше ли придумать религию, на которой никто не сможет погреть руки? Идея, скажем прямо, крайне пессимистичная, утопическая и проникнутая скрытым желанием подпортить жизнь истинным труженикам религии и философии. По мнению Всеволода Пупикова, всякое богоискательства плавно переходит в богостроительство и тесно связано с двумя традиционными вопросами - достаточно абсолютен созидаемый Бог, и отвечает ли он нужными его создателям параметрами? Всеволод Пупиков решил дойти до истоков религии и крайне заинтересовался магической силой «ману», лежащей в основе всякого колдовства и присущей творческим, волевым личностям (шаманам, жрецам, священникам, политикам, финансистам, полководцам и так далее). Опуская нудные доказательства Пупикова, перейдем к выводам. В основе всякой религии, по Пупикову, лежит психотворчество, несущее на себе отпечаток божественности. Поэтому Бога надо искать в глубинах психотворчества, а не в конечном продукте, являющимся результатом прохождения божественного откровения через психику человека. От логики Пупикова пахнет откровенной ересью. Святые писания еще дальше от Бога, чем заглавный герой популярного романа от личности романиста. Безусловно, между личностью Вальтер Скота и Айвенго или Квентином Дорвардом есть сходство. Но это сходство является, скорее, непроизвольным. Реальный Вальтер Скот в рыцарских турнирах не участвовал, мечом или копьем никого не убивал, жил совсем в иное время, любил иных женщин, носил иную одежду и придавал героям сходства с собой или своими знакомыми исключительно ради придания творчеству притягательности и увеличения объема продаж собственных произведений. Истинный же Бог Вальтер Скота - его творческая сила - присутствует в произведениях, но она прячется и за личности автора, и за описанием похождений героев. Вывод Пупикова очень прост. Истинный Бог един и далек от классических и прочих Богов, как творческая сила Вальтер Скота от личности Айвенго. В личности Айвенго творческая сила присутствует, но себя не описывает. В жизни - божественная сила «ману» (по Пупикову, слова ману, манипулирование и манна небесная являются однокоренными, к родственному слову он относил также слово карман в выражении «держи карман шире» - кар, как карма или рок, ман как ману) несомненно присутствует в образах Христа, Иеговы, Брамы или Аллаха, но себя не описывает или описывает себя в несколько искаженном виде. Бог, по Пупикову, является силой, манипулирующей человеческим сознанием. Человек несет в себе божественную искру с рождения, равно как и желание подчинять и выгодно подчиняться этой искре в себе и в окружающих. Пупиков использует для описания данной силы непонятный, сектантский термин «вешать лапшу на уши». Именно Бог Манипуляции един и всесилен, а остальные Боги носят производный характер, являясь проявлением творческого порыва Бога Истинного. В процессе творчества божественное начало раздваивается. Бог Истинный не может сотворить Бога, претендующего на абсолютное начало без создания его антитезы - злого начала. Например, Бог Истинный - Бог Манипуляции человеческим сознанием - породив Христа, как образ единого Бога, был вынужден породить дьявола, как антитезу собственного творения. Буддисты были вынуждены, увидев Добрый путь в Нирвану, породить и злой путь одержимости земной жизнью. Более того, Бог манипуляции человеческим сознанием отнюдь не обязан ограничивать себя творчеством Богов и религий. Атеизм также несет в себе Божественную искру и Божественную двойственность, присущую первотворчеству. Например, Маркс, породив теорию коммунизма, был вынужден создать злых капиталистов, жаждущих остановить воплощение божественного по своей гармонии общества всеобщего равенства на Земле. Точно также либералы, породив США как образ божественной альфы и омеги свобод рода человеческого, были вынуждены породить антитезу в виде реакционеров, националистов и диктаторов, пытающихся некой единой осью противостоять божественному по совершенству Новому, Мировому порядку. Абсолютно не важно, существовали ли капиталисты до Маркса, реакционеры до либералов или одержимые земной жизнью до открытия Доброго Пути. Ясно, что до их создания в качестве антитезы добродетели, они занимались своими земными и, зачастую, весьма грязными делишками, но только с появлением учения их бытиё приобрело осмысленную цель - противодействие учению Добродетели. Бог Манипуляции ухитряется подчинить себе добро и зло в одном флаконе. (Ученые расходятся во взглядах по поводу выражения «в одном флаконе». Одни видят в нём русскую тягу Пупикова к бутылке, другие - намек на джина из арабской сказки, творящего чудеса. Оба мнения, несомненно, научны и имеют право на существование).

Найдя своего Бога Истинного, Пупиков находил его проявления практически во всех элементах жизни - рекламе товаров, речах политиков, отчетах Центрабанка, ссорах соседок по дачным участкам, поведении собственных детей и даже в требованиях слесаря ЖЭКа приплатить за смену крана. Логика Пупикова возвращает нас к языческим традициям, обездвиженным импульсом типичной русской лени. Оказывается, Бог есть, Бог един для всех, но поклоняться ему не обязательно. Ибо, по Пупикову, признав существование Бога Истинного, мы уже оказали Ему куда большую честь, чем стихийные последователи, поклоняющееся Богу через поклонение актам его творчества - религиям, идеологиям, нормам морали, права и так далее. То есть, истинно верующий в открытого Пупиковым Бога, не обязан «вешать лапшу на уши», поскольку от Бога Истинного мы уйти не можем и, даже говоря правду, оказываем влияние на окружающих(манипулируем человеческим сознанием). Извращенное мышление Пупикова поднимает правдивые слова и действия до уровня лживых. Ибо ложь для успешной личности, по Пупикову, всегда была важнее правды, хотя подсознательно умные люди давно догадываются, что с помощью правды можно успешно «вешать лапшу на уши» и манипулировать окружающими, но человечество стыдливо отгоняет от себя эту идею как еретическую.

Дальнейшие философские находки и выходки Пупикова очень напоминают средневековые схоластические рассуждения. Например, от дуализма порождаемых Единым Богом манипулирования Богов низшего порядка Пупиков переходит к идее триединства. Классическую Гегелевскую триаду - плюс, минус, связка - Пупиков трансформирует в триаду Добро, Зло и связку «Иного не Дано». Человек, благодаря этой связке, оказывается рабом, порождаемой любой идеологией антитезы. Или он служит одному из Богов, или его отрицанию - дьяволу, или подпадает под действие третьей силы - Иного не Дано, отсылающего его обратно в круг дуалистического противоречия. Например, с дуалистической точки зрения либерализма каждый человек является или либералом, или реакционером. Третья сила вносит многообразие в дуалистические классификации личности - полу либерал, полу реакционер, либерал на одну треть, без пяти минут реакционер и так далее. В итоге, «Иное не Дано» позволяет наращивать многообразие градаций окружающего мира и манипулировать человеком, ничего не меняя по существу в исходной картине мира. Здесь Пупиков невольно копирует известный тезис древнекитайской философии, что одно порождает два, два порождают три, а три порождают всю массу вещей, всё пребывает в единстве и возвращается к первоначалу.

С основным вопросом философии о первичности материи или сознания Пупиков разбирается небрежно. Раз «вешать лапшу на уши» Бог Истинный заставляет верующих и атеистов с одинаковым рвением, то вопрос о первичности бытия Вселенной нужно признать богопротивным и достойным исключительно академического интереса. Богу Истинному важна ситуация «здесь и сейчас». Завтра будет новый день, и новая лапша найдет прежние уши. Пупиков немало поработал над распространением своей ереси. Он работал на заводе снабженцем, ездил по стране и исподтишка проповедовал. Оказывается, членство в его секте не требует молитв, собраний и священнослужителей. Член секты имеет право скрывать свои взгляды, прикидываясь социально нормальной личностью, или убеждать окружающих в существовании Бога Истинного. «В любом случае Бог на вашей стороне, только не забудьте, умываясь утром, вымыть верхнюю часть ушей», - убеждал он последователей. Пожалуй, это единственный сакральный ритуал, обязательный для сектантов.

Но Пупиков не был бы русским мыслителем, если бы не поднялся над узко земным Богом Истинным, дарованным человечеству свыше. По его представлением, мы никогда не узнаем Создателя Вселенной и даже не сможем доказать его существование. Создатель Вселенной является прямым воплощением русской лени и терпимости. Создатель Вселенной после акта творения предпочитает отдыхать и не вмешиваться в законы бытия. Абсолютно не правы, по Пупикову, протестанты со своими рассуждениями о Божественном даре выбора и свободы воли. Нет, Создатель Вселенной подарил человечеству вместо свободы воли и выбора Бога Манипуляции сознанием, вложив каждому человеку жажду манипулировать собой и окружающими, а сам предпочел почить на лаврах, предавшись типичной русской лени. Законы Вселенной Создателю менять лень, лезть в проблемы человечества не хочется. Сам Пупиков объяснял это так: «У Создателя Вселенной нет ушей для лапши. Ему наш Бог нипочем. Умывайтесь регулярно. Чистота - дело, угодное Создателю Вселенной».

Я, конечно, человек глубоко верующий, но после проповеди Пупикова мою уши каждый день. Сектантом я не стал. Мою исключительно, чтобы слушать лучше окружающих. Есть всё-таки некая прелесть и патриотизм в рассуждениях Пупикова. Создатель Вселенной - классический русский лентяй. По расчетам ученых, после возникновения Вселенной прошло больше 12 миллиардов лет, а он никуда не лезет и никому не мешает. Эх, мне бы такую жизнь и такие возможности.