155 лет со дня рождения Немировича-Данченко

Александр Зинковский
Эта статья была опубликована в газете  ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК, № 2 (194), 16-31 января 2014 г., с 13.    

Выдающийся российский и советский театральный деятель, режиссер, драматург, педагог, критик, народный артист СССР, один из основателей Московского Художественного театра Владимир Немирович-Данченко (брат русского писателя и журналиста Василия Немировича-Данченко) родился 23 декабря 1858 г.  в г. Озургети (ныне г. Махарадзе, Грузия), Кутаисской губернии Российской Империи. Его отец - дворянин, подполковник Российской армии, служивший на Кавказе, мать – армянка. Детство Владимира проходило в Тифлисе.

Еще в четвертом классе гимназии будущий российский критик и драматург написал две пьесы. Он с увлечением занимался в театральных кружках, посещал находившийся рядом с домом летний театр. В 1876 г. Немирович-Данченко с серебряной медалью окончил Тифлисскую гимназию, и поступил  в Московский университет, где он учился на физико-математическом и юридическом факультетах. Однако увлеченность науками продолжается недолго.

В  1879 г. Немирович-Данченко уходит из университета и становится литературным критиком в «Русском курьре» и других газетах и журналах. Причем, он не только  «разбирает по косточкам» различных авторов, но и сам пробует  силы в драматургии. А пока Малый театр в 1882 г. ставит его первую пьесу «Шиповник», Владимир Немирович-Данченко не без успеха пишет новые рассказы, повести и романы. Так, например, ему вскоре присуждают премию имени Грибоедова за пьесы «Цена жизни» и «Новое дело».

Однако карьера  писателя, драматурга и  театрального критика не была пределом мечтаний Немировича-Данченко. С самого детства  Владимиру хотелось выйти на сцену, но этот план ему удалось по-настоящему осуществить лишь в 1877 г., когда появилась возможность выступать в любительском театре. Потрясающий  успех у публики чуть было не вскружил ему  голову. И все же Немирович-Данченко вовремя  понял, что при его внешних данных, не слишком подходящих для большинства «героических ролей», первый успех на сцене, скорее всего, объясняется молодостью, искренностью и темпераментом. При этом оставалась  надежда, что  из него, все-таки, мог бы со временем получиться «характерный» актер. Однако строить на этом большую артистическую карьеру  Владимир не решается, предпочитая режиссуру, критику и драматургию.

В 1886 г. Немирович-Данченко женится на Екатерине Корф, дочери известного общественного деятеля и педагога, совместная жизнь с которой будет продолжаться у него почти полвека.  К 1891 г. Немирович-Данченко становится известным драматургом, писателем, критиком и преподавателем  на драматических курсах Московского филармонического училища.   

19 июня 1897 г.  Владимир Немирович-Данченко беседует в ресторане «Славянский базар»  с известным театральным режиссером, актером и педагогом Константином Станиславским. Та знаменательная встреча двух выдающихся театральных деятелей и педагогов продолжалась в течение 18 часов. В результате возникшего творческого союза Немировича-Данченко и Станиславского в Москве появился Московский Художественно-Общедоступный театр (МХТ). Он был открыт 14 октября 1898 г. в здании театра «Эрмитаж», но уже с 1902 г. МХТ получил собственное помещение в Камергерском переулке (дом 3, специально перестроенный под новый театр). Причем, хотя  с 1901 г. из названия МХТ было удалено слово «общедоступный», это все равно не уменьшило демократической направленности самого театра.

Когда Немирович-Данченко начинал вместе со Станиславским руководить новым театром, в труппу  вошли многие из его учеников по Московскому  филармоническому училищу, а также ученики Константина Станиславского из Общества любителей искусства и литературы. Это были такие актеры, как И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая,  О. Книппер,  М. Лилина, А. Артем,  В. Лужский, и другие. На сцене МХТ с огромным успехом проходили пьесы А. Чехова (Дядя Ваня,  Чайка, Вишнёвый сад, Три сестры), М. Горького (На дне, Мещане), А. Грибоедова (Горе от ума), М. Метерлинка (Синяя птица), У. Шекспира (Гамлет),  И. Тургенева (Месяц в деревне) и других выдающихся  писателей и драматургов.  Именно в МХТ Владимир Немирович-Данченко совместно с Константином Станиславским, автором знаменитой  «Системы Станиславского», впервые в истории провел кардинальную реформу российского театрального искусства и сумел вывести свою труппу на совершенно новое качество актерского мастерства. Для того чтобы  шире применять новые принципы в подготовке актеров, Немирович-Данченко принимал самое непосредственное участие в создании и руководстве студиями МХТ в разных районах Москвы.
 
После Октябрьской революции 1917 г. Немирович-Данченко остался в России, продолжая руководить  театром. В 1919 г. Московский Художественный театр (МХТ) был переименован  в Московский Художественный академический театр (МХАТ) СССР имени М. Горького.

А в 1926 г. Немирович-Данченко организовывает при МХАТе музыкальную студию, которая вскоре становится Музыкальным театром имени Немировича-Данченко и отправляется на гастроли по Европе и США. По окончании гастролей часть музыкальной группы остается в Соединенных Штатах, а сам Немирович-Данченко подписывает контракт и еще полтора года работает в Голливуде.

Вернувшись в Москву,  Немирович-Данченко был поставлен перед фактом отсутствия помещения для его Музыкального театра, но вскоре этому коллективу  были  предоставлены здание и сцена Дмитровского театра (Театр Оперетты на Большой Дмитровке). В 1939 г. в состав  Музыкального театра имени Немировича-Данченко была включена  труппа Московского художественного балета, которой руководила В. Григер. 

Осенью 1941 г., во время Великой Отечественной войны, этот Музыкальный театр Немировича-Данченко был объединен с Оперным театром имени Станиславского, который после смерти его основателя возглавлял М. Кедров. Образовавшийся в результате объединения новый Московский государственный музыкальный театр был назван в честь  Станиславского и Немировича-Данченко. В то же время, Немировичу-Данченко, поначалу из-за болезни, а затем ввиду смерти Станиславского, начиная  с 1928 г. и  до конца жизни пришлось все время брать на себя полную ответственность за руководство МХАТом.

А ответственность эта была не  малая, ведь к данному театру благоволил,  посещая его спектакли, сам Иосиф Сталин. Насколько «вождь мирового пролетариата» уважал руководителя МХАТа, было видно хотя бы по тому факту, что с 1928 г. Немировичу-Данченко была назначена пожизненная персональная пенсия. Кроме того, власти ни разу не препятствовали ему в выездах за границу. Немирович-Данченко мог вместе с супругой отдыхать не только в Крыму или на в Кавказе, но так же и в Швейцарии на берегу Женевского озера.

В 1940 г. Немирович-Данченко назначается председателем Комитета по Сталинским премиям  в области литературы и искусства. В те годы он уже фактически в качестве завещания планирует создание Школы-студии при МХАТе.

В 1941 г., с началом ВОВ, Немирович-Данченко  был вынужден переехать из Москвы в Нальчик, какое-то время спустя – в Тбилиси, а в 1942 г. его снова вызывают в Москву, где он пытается продолжать театральные дела. Но 25 апреля 1943 года, уже после Сталинградской битвы, ставшей переломным моментом ВОВ, Немирович-Данченко скоропостижно умирает от сердечного приступа. Похоронили его со всеми  почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.

Вскоре после этого трагического события постановлением правительства было принято решение о создании Школы-студии МХАТ имени Немировича-Данченко (открытие - 20 октября 1943 г., существует вплоть до нашего времени) в качестве увековечения его памяти. Кроме того, в доме 5/7 в Глинищевском переулке, в котором Немирович-Данченко проживал в Москве последние 5 лет, в его честь был создан мемориальный музей.

Рисунок - коллаж автора.