Журналист - ловец душ

Михаил Анохин
               
(Эта статья является откликом на интервью Дмитрия Шипилова с журналистом  Борисом Синявским, «Ловец слов»  опубликованном на сайте «Новый Кузбасс»).
                * * *
Запевка статьи верная, но дальше автор скатился на шаблонное интервью. Конечно собеседник достойнейший человек! Хотя ради баланса к моим словам приведу мнение другого не менее достойного и не менее именитого журналиста Василия Борисовича Попка: «Боря Синявский - редкостный мерзавец».
Так ли это, или не так, но проблемы журналистики подняты не были. Скользнули по поверхности вод и только.  По правде говоря, в этом интервью намешано столько,  что одного этого развернутого комментария не достаточно.
Тезис, предваряющий это интервью – «Журналист должен быть удален от любой власти, иначе он перестает быть журналистом», - относится к прекраснодушным мифам,  об этой мифологеме и поговорим.

С журналистикой не только в Кузбассе, но и во всем мире в связи с тотальными информационными войнами, начавшимися в глобальном мире, надежно и прочно покончено. Но и более прозаически мотивы журналистской работы, показательны в том плане, что кто платит, тот и «танцует» этого журналиста.
Это работа. У каждой работы есть работодатель. Выбор у журналиста невелик он определяется набором этих работодателей.
Вот здесь и главная "закавыка", как говаривал главный диссидент от КПСС.
Что такое работодатель в России к примеру? В прямом смысле это человек, инвестирующий свои, кровные  деньги в дело, которое в идеале должно давать прибыль.
Вот-вот! Гомерический хохот!
Следовательно, есть в природе один инвестор – государство, которое тратит бюджетные деньги - не жалко, без всякого  «романтического флера» невинной девушки-журналистики. И задача власти понятная показать, как она успешно преодолевает трудности в деле служения людям.
Конечно,  в работодателях ходят и корпорации, но и они решают ту, же задачу, что и власть. До идеалов добра и справедливости, совести и прочих прекрасных идеалов  им есть дело ровно настолько, насколько оно прибыльно и доходно!
Так что куда девонькая моя - журналистика не кинься, везде тебя поимеют. Ну, да в одном месте побольше заплатят, потребуют истинной страсти, в другом поменьше но искренность – это непременное  требование к профессионализму.

Ну а как же общество, гражданские потребности, дух свободы и творчества? Так вот все это появляется в обществе только тогда, когда первичные, как бы сказали марксисты, потребности удовлетворены и у человека появляется свободное время, оглянутся вокруг себя. Тогда и только тогда он готов понести свои денежки в билетную кассу кинотеатра, оперы и балета, да и газетку купить и тем самым  дать сигнал инвестором, что и в этом бизнесе можно «навар получить». Но так было во времена  Пушкина,  Достоевского, Гиляровскоого, теперь это «дела давно минувших дней преданье старины глубокой».

Да ведь и потакание общественному темпераменту убивает культуру, основанную на принципах коммерции! Нельзя не видеть, как духовную, традиционно русскую литературу вытеснил на задворки общественного сознания женский слезливый роман и жестокий триллер!

На самом деле в современных обществах СМИ есть не столько инструмент  информационный и журналист вовсе не «кричайшая боль» общества, а напротив – дело СМИ усыпить народ, убаюкать.  Задача аналогичная всем современным родам и формам культуры, только в разрезе своей специфики. Ведь и вправду:
 «Господа! Если к правде святой
 Мир дороги найти не умеет -
 Честь безумцу, который навеет
 Человечеству сон золотой!»

Да разве это вчера только началось? Мартин Бубер - иудейский философ, отвечая Льву Шестову на его работу «Блуждание по душам» заметил:
«Разрешите мне обратить внимание на ваше неправильное толкование текста Библии, который вы взяли в качестве эпиграфа к своей статье. В конце вы говорите: Зачем так было нужно?
Исаия объясняет: чтобы они исцелились и обратились.
Но не это объясняет Исаия; смысл его слов еще более болезненен, еще более жесток.
Он говорит: ne forte vidiat...et audiat...er convertatur [ да не увидят... и не услышат... и не обратятся] Значит: пророк должен сделать бесчувственным (Vulgate) сердце народа, или непроницаемым (Лютер), или ожиревшим (таков смысл еврейского слова), дабы он не обратился и дабы Бог не был принужден его исцелить в следствии этого обращения.
Таков жуткий смысл этой вести - народ не должен обратиться, но должен идти вдаль, должен быть выжженым. Маленькая неопределенная надежда остается только для одного коренного племени, эта фраза о святом семени, которая отпущена в большинстве версий Септуагинты».

Так вот с этих древних времен пророки (поэты, журналисты – шире люди искусства только тем и заняты тем, что эти сны «навевают», чтобы люди спали как можно крепче, спали и грезили в своих снах о идеалах, невозможных по природе их, то таких соблазнительных, радужных, сияющих подобно бриллиантам в коронах царей. И даже так!
«Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло —
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!»

Потому что видеть жизнь такой как она есть без прикрас, без розовых очков на глазах — это удел для людей не робких, это удел для Заратустры и подобных ему.
Человеку же подлинный вид (знание) о себе самом не выносимо! Потому то и выдумывают мифы о свободе творчества, свободе журналистики, о «не служении власти» и прочие «не».

Итак: Бог человеку нужен для чудес, а журналист (шире искусство) власти (любой!) нужен  для того, чтобы усыпить человека и бесстрашно вести  его к пропасти.
Так что «бьют барабаны — идут бараны» — это о нас о нас, бьющих в барабаны искусства!

А когда вдруг, случается такое и у человека откроются глаза, и он от ужаса открывшегося ему мира, вдруг заблажит, то на это реакция точно такая же, как в сонном царстве  полуночного вокзала, реакция на плачь ребенка.
Пробурчит кто-то разбуженный криком – сон прервали…
- Рот бы ему заткнули не то…
                2014-02-25 Прокопьевск.