История одной любви

Олег Баскаков
                Любви одно мгновенье дороже мне
 
               
                долгих лет печали и тоски.
         
                «Снегурочка»

               
                I

   Меня всегда тянуло к тем местам,где я когда то жил,особенно если жизнь там очень тяжелой,связанной с множеством переживаний.с какой то болью,не важно физической или духовной.
 Еще учась в институте,мне врезалась в память фраза профессора философии,что бывшие фронтовики говорили:Война – лучшее время моей жизни.
 Казалось бы, говорил он,что может быть хорошего на войне,а люди считали это самым счастливым временем в своей жизни.Он как то объяснил этот феномен,но этого я не запомнил,ну а сейчас сам понял почему это так.
Челябинск – мой любимый город,доставивший мне столько радостей и столько несчастий,что все дни проведенные в нем навечно врезались мне в память.
 Появившись в этом городе жарким летом 1980 года,в разгар так называемой эпохи застоя,я провел в нем ровно семь лет,уехав точно таким же жарким летом эпохи перестройки.
В Челябинске я жил в разных местах,но самое счастливое(и самое несчастное) время я провел на первом этаже трехкомнатной квартире по улице Артиллерийской,где снимал одну из комнат у хозяйки квартиры по имени Ангелина.
 Ангелина была женщиной средних лет,очень активная,закончившая Высшую Профсоюзную Школу в Ленинграде и занимавшаяся организацией культурно-массовых мероприятий при каком то дворце культуры.
Квартира у нее была обшарпанная,мебель ужасная,разваливающаяся с клопами,но я до этого намучившись два года в общежитии был рад и этому,так как хотел просто тишины и покоя.
 До этого я был на приеме у одного врача с многочисленными жалобами(боли в сердце,бессонница,общая слабость) и он мне сказал,что есть небольшой процент людей которые не могут жить в общежитии,что это им противопоказано.
 Видимо я был из этого числа людей.
 Действительно,на квартире у Ангелины здоровье мое стало постепенно восстанавливаться,я стал хорошо спать.Да и сама хозяйка квартиры,энергичная,бодрая,никогда не унывающая,как бы передавала,пусть небольшую часть своей жизненной энергии мне,и этого хватило,чтобы я как то воспрянул,вышел из оцепенения предыдущих лет и стал кроме учебы интересоваться окружающей действительностью,а посмотреть было на что.
 Надо сказать,что с детства,при живой матери,я воспитывался бабушкой,у которой я был первый внук и это воспитание от очень большой любви заключалось примерно в том,что меня бросили в концлагерь,где все выполнялось по командам,любое неповиновение,любое непослушание каралось страшными наказаниями,больше психологическими ,но иногда и физическими.
Я чувствовал себя помещенным в огромные железные тиски,которые не спеша давили и ломали тело и душу и приносили радость садистке,крутившей рукоятку тисков
Потом,уже будучи взрослым я где то прочел,что ребенок,самое бесправное существо и самые страшные истязания он получает не в неблагополучных семьях,а там где снаружи все прекрасно,а внутри процветает «удушающая любовь к ребенку»(так же выглядела формулировка французского суда в отказе отдать ребенка актрисе Захаровой).
 Но вся эта история с «удушающей любовью» моей бабушки заслуживает отдельного повествования,а  в тот момент я был рад что в квартире у Ангелины я наконец то приобрел относительную свободу.
Только сейчас,я понимаю как был счастлив в то время,хотя жизнь у меня была нелегкая,с утра и до позднего вечера я пропадал на занятиях,питался в столовых,часто вообще не было денег ни на что,но само ощущение жизни было радостным и очень приятным,все время казалось,что впереди меня ждет какое то чудо.
Какое чудо может ожидать молодого человека моего возраста?
Конечно женщина!
И вот это чудо произошло.
Однажды Ангелина,с которой мы встречались только по вечерам,так как когда я уходил на учебу она еще спала,сказала:
- Максим,помнишь месяц назад у меня у меня была Маша Постовалова,она хочет,что бы ты зашел к ней домой,ей надо с тобой о чем то проконсультироваться.
 Никакую Машу я не помнил,у Ангелины по выходным было всегда много народу и если я был дома то уходил в свою комнату,а чаще уходил на улицу,стараясь не общаться с этими людьми.Честно  говоря, знакомится с этими людьми я считал ниже своего достоинства,так как считал что Ангелина водится с не очень приличными компаниями(как я ошибался).
- Нет,сказал я,не помню,но зайти могу.
 Ангелина назвала адрес,это было в Ленинском районе,недалеко от моего места учебы.
 Она назвала день и время,когда эта Маша будет меня ждать,что меня конечно немножко удивило.
 Надо сказать,что сотовых телефонов в то время не было,да и обычные телефоны были не у всех,поэтому созвонится мы конечно не могли.
  В назначенный день,я очень усталый,после занятий,с трудом отыскал новую девятиэтажку.Железных дверей с кодовыми замками,как и решеток на окнах,в то время тоже не было и я спокойно поднялся третий этаж и позвонил в нужную квартиру.
 Дверь тот час открылась,как будто меня ждали и на пороге появилась женщина в красивом синем платье.Без всяких слов я понял что она меня сильно ждала,наверное даже стояла у двери.
- Раздевайтесь,сказала Маша и проходите в комнату.
Пока я раздевался,она стояла рядом и не сводила с меня глаз.
По выражению ее лица,румянцу на  щеках,скованности ее тела я все понял окончательно.Я словно попал в магнитное поле ее  чувст,желаний,переживаний,страхов,надежд ,за секунду это поле накрыло мой мозг и без всяких слов я ощутил все что хочет,но боится она мне сказать.
 Мы прошли в комнату и сели за накрытый стол,где стояла ваза с фруктами,конфеты «Птичье молоко» и что то еще.
 Наконец я ее хорошо рассмотрел:Маша была крупной женщиной лет двадцати шести,чуть пониже меня ростом,со светло-золотистыми волосами и веснушками на широком лице.
 Она что то начала мне говорить,что вот ей понадобилась моя помощь в каком то деле,что Ангелина ей якобы говорила,что я мастер на все руки,но чем больше она говорила,тем тише становился ее голос и тем сильнее погружался я в ее магнитное поле.
 В этом поле, в которое мы погрузились слова были совершенно не нужны,поняв это она замолчала.
Так мы молчали минут тридцать,мысленно разговаривая,и хотя я полностью понял ее тайные желания,ее тоску,ее боль,она до конца не могла прочитать мои намерения(может быть это и к лучшему,т.к. никакой искорки в моей душе при первой встрече с ней не вспыхнуло).
 Пора было выходить из этой ситуации.Но как?
 Я до того был парализован исходящими от нее импульсами ,до того скован,что не мог ни пошевелиться ни что то сказать,краска залила мое лицо,в горле появился ком,дышать становилось все труднее и труднее.
 Но вот ,медленно,словно преодолевая неведомую силу,я произнес: Водка есть?
 - Да – сказала она облегченно,сейчас принесу – и радостно бросилась на кухню.
  Поняв,что я согласен сделать то,что она давно задумала,о чем мечтала,как я потом  узнал ,уже несколько месяцев,проводя бессонные ночи в раздирающей сердце тоске  невозможности встречи со мной.
 Это сейчас,я так подробно описываю наше первое знакомство,а в тот момент казалось время сжалось и остановилось(для меня во всяком случае),она же время не ощущала вовсе.
 Так же в глубоком молчании,я открыл бутылку и разлил водку в рюмки.
 - Пей – сказал я.
 Но она смотрела на меня и ничего не слышала.
 Она ждала,она понимала,что сейчас или никогда.
 Она боялась шелохнуться,что бы человек,так неожиданно появившийся в ее квартире,которого она ждала наверное всю жизнь,сжимая по ночам в своих объятиях,что бы этот человек от ее какого-нибудь неверного действия,возьмет и исчезнет,а вместе с ним исчезнет и смысл жизни и такое близкое счастье и в душе наступит холодная,унылая тоска.
 Все это,как электрический разряд,пронеслось у меня в голове и я залпом ,подряд выпил три рюмки водки.
 Скованность стала постепенно проходить и я решил,что если сейчас уйду,обману ее ожидания,ее мечту,то просто погублю ее.
 Выпив еще две рюмки,я сказал то,что она так долго ждала:Раздевайся.
 Что было дальше,как мы договорились о новых встречах,что говорили друг другу расставаясь – ничего не помню(не из-за водки,нет водка на меня почти не подействовала).Просто накал ее страсти,ее электрические разряды так ударили по моему сознанию,что мозг,чтобы сохранить себя,стер все это из моей памяти.
Память вернулась ко мне через два месяца.
                II
Маша работала на заводе «Сигнал»,что она там делала я не знаю,завод был оборонный и все женщины на этом заводе назывались – работницы,без уточнения должности.
 Меня она увидела в одном месте где я тогда работал,а у Ангелины в доме даже и не была никогда,просто через нее передала просьбу встретится со мной.
 Самое удивительное,Маша была замужем,и у нее был ребенок – дочь.
 Мужа ее я видел пару раз,под два метра ростом,хорошо одет,работал он каким то начальником.
 Но все это я узнал позже,после того как пришел в себя.
 Я сидел в кинотеатре вместе с Машей.
 Оказывается я начал водить  ее на фильмы,которые любил сам.
 Так вот это был кинотеатр «Урал»,а смотрели мы фильм «Солярис».
 Крис все никак не мог избавиться от бедной Хари и наконец смирился,ну и дальше все по сценарию,этот фильм я знал наизусть.
 Выйдя из кинотеатра, Маша задумчиво произнесла:
- Наконец то я поняла,что такое любовь,а то раньше я смотрела этот фильм как обычную фантастику.
 - Да,сказал я,какая же сильная должна быть любовь,что бы так принести себя в жертву ради любимого.И как жить потом,когда человек,которого ты так любил, исчезает?
 Маша как то странно посмотрела на меня и больше на эту тему мы не говорили.
 Из кинотеатра мы спустились на улицу Кирова(будущий Челябинский Арбат) и шли непринужденно болтая о всякой ерунде.Маша держала меня под руку.Я что то увлеченно рассказывал и шел вперед ничего не видя.
 Вдруг раздался резкий свисток,от которого я вздрогнул и остановился.Маша захохотала,а я наконец увидел окружающую действительность
 Мы пересекали какую то улицу на красный свет,а напротив стоял милиционер и следил за движением транспорта.
 Увидев,как я вздрогнул и напугался,он даже не посмел взять с нас штраф,просто махнул рукой – проходите.
 Но этот свисток,это остолбенение, окончательно восстановили мою психику и все последующие события я могу описать довольно точно.
 Маша полюбила меня так,как Хари любила Криса в «Солярисе».
 Куда бы я ее ни звал,куда бы ни вел,она бросала все и шла за мной.
 Однажды я привез ее к себе на квартиру(у Ангелины) и предложил остаться на ночь,она с радостью согласилась.
 Через два дня она рассказала,что муж с милицией ее всю ночь искал,чуть с ума не сошел,ей пришлось его успокаивать.
  Как я понял,муж начал догадываться,что она кого-то завела,проводил с ней какие то беседы ,даже как она говорила, стоял перед ней на коленях,лишь бы она его не бросала,что меня очень удивило.
 Но на Машу ничего не действовало.
 В конце концов он понял,что она находится в таком состоянии,что никакие его слова и действия ни к чему не приведут,а может и на него действовало ее магнитное поле,только другой полярности и не было в этом поле ответной любви к нему.
И хотя я сначала презирал этого человека за его слабость,за его покорность и смирение,то сейчас,обретя большой жизненный опыт,можно сказать,зауважал его.В той ситуации он принял единственно верное решение – не трогал ее.
 Однажды,в выходной летний день,я соскучившись по Маше,подъехал к ее дому.
 Она с мужем и ребенком направлялась к трамвайной остановке.
 - Маша,крикнул я издалека и щелкнул пальцами.
 Она оглянулась,увидела меня,мгновенно преобразилась,что то сказала мужу и побежала ко мне.
 Я был просто поражен,но ни муж ,ни дочь,даже не сделали попытки пойти за ней,так так был непререкаем ее авторитет.
  А мы с ней поехали в Парк культуры и отдыха,на Чертово колесо,посмотреть на любимый Челябинск с огромной высоты.
  Маша так смеялась,когда я вцепился побелевшими пальцами в ручки сидений,на верхней точке подъема,а я и не подозревал,что у меня есть страх высоты.
 - Максим,говорила она,я хочу быть с тобой ,всегда,везде,всюду.
 -Хорошо,говорил я,но мне совсем не хотелось обременять себя никакими обязательствами.
 - Максим,говорила она,а ты меня любишь ?
 - Конечно,отвечал я,а ты что,думаешь по-другому?
 Но видимо,ее магнитное поле сканировало мой мозг и она промолчала.
 И хотя,как я сейчас понимаю,она знала ответ на этот вопрос,ей в тот момент это было не важно.
 Главное она любила меня.
 Казалось,рядом со мной время для нее остановилось,она всегда оставалась в приподнятом настроении,не думала ни о ребенке,ни о работе ни о доме.
 Часто я сам,чтобы вернуть ее в реальность,садился с ней на трамвай,ехал до ее остановки,подводил ее к подъезду дома и тут только она осознавала,что где то рядом ее квартира и что сейчас я исчезну из ее жизни,а ей надо идти домой.
 Происходило это всегда так поздно,что я еле успевал вскочить в последний,идущий в депо трамвай,благо,депо находилось недалеко от дома где я снимал квартиру.
 От постоянного недосыпания я начал уставать,мне постоянно хотелось спать(может это просто совпало с началом весны) и я начал постепенно сокращать количество наших с Машей встреч.
 Маша не подавала виду что ее что- то не устраивает,может просто боялась меня потерять.
 Приближались майские праздники,и я,что бы как то компенсировать ей наши все более редкие встречи,предложил вместе съездить ко мне
в провинциальный городок откуда я был родом и все выходные провести вместе.
 Понятно,что она с радостью согласилась.
 Не знаю,что она сказала мужу,только встретились мы уже на автовокзале,где я заранее купил два билета на автобус и через шесть часов были у меня дома.
Меня удивило,что у нее с собой была большая сумма денег(видимо дал муж) и много коробок конфет «Птичье молоко»,тогда это была большая редкость.Конфеты она потом раздавала моим знакомым и родственникам пытаясь им понравится.
 Пять дней пролетели как один час.
 Мы ели,спали,гуляли,даже сходили на первомайскую демонстрацию.Ну и занимались любовью.
 Физически она меня буквально истощила и к концу этих длинных выходных я уже ничего не хотел.А Маше нужно было все больше и больше.
 Меня тогда это особенно не удивляло,я был неискушенным в любовных делах и думал,что большинство женщин – такие.
 Во время наших занятий любовью Маша буквально теряла сознание и в течении 30 - 40 минут лежала,как под наркозом или как бы сказали в наше ужасное время:под кайфом.
 Я несколько раз проверял,правда ли она ничего не чувствует, щипал ее за руку,колол иголкой – никакого эффекта.
 Однажды я решил спросить ее,что же такое она чувствует,и Маша,немного,стесняясь,рассказала:с самого первого раза со мной она почувствовала ,как по телу разливаются волны;волна идет за волной,все больше и больше,начиная от низа живота,идет к груди,затем к голове и она теряет сознание.
 И чем дольше она со мной,тем эти волны становятся все больше (настоящие цунами),ощущения все более острыми,а отключки(погружение на дно морское) все более длительными.
 Тогда я на ее рассказ не обратил особого внимания,думая что такие ощущения испытывают все женщины и только потом,в зрелом возрасте понял,что она у меня была одна такая.
 Или может быть,я у нее был таким ключиком,который точно подошел к замочку и разбудил дремавшие в глубинах ее организма инстинкты,которые и выплеснулись наружу.
 Недавно,смотря по телевизору,передачу «Сексуальная революция» ,я услышал разговор сексолога о женском мультиоргазме,это когда он длится очень долго описывается в виде волн.
 Ведущие,две размалеванные девицы,спрашивали с завистью у сексолога,а не привирают ли женщины испытывающие это чувство,на что та ответила  - нет,все это проверено в лабораторных условиях,но таких женщин единицы,одна на миллион или еще меньше.
 Потом,подумав,сказала сексолог, и мужчина такой женщине должен попасться соответствующий,который подходит именно для нее,а такие случаи еще реже. 
 Видимо,я и был для Маши,тем редким мужчиной,с которым она расцвела и порхала короткий отрезок нашей общей жизни.
 Но в то время я нечего этого не понимал,не осознавал и ни чем не задумывался.
 Впереди меня ждала другая жизнь и места для Маши в этой жизни не было,даже в виде коротких встреч.
 Все произошло как то само собой,я встречался все реже и реже,потом сдал экзамены и уехал домой,в родной город.
 Больше я ее никогда не видел.

                III

Машу я вспоминаю всю свою жизнь,сам не знаю почему,ведь настоящей любви к ней у меня не было.
Может потому,что больше никогда не встретил ни одну женщину,которая,так бы любила меня,впрочем не встречал и ни одну,которая бы испытывала такие же ощущения,вплоть до потери сознания.
Уже с высоты прожитых лет я понимаю,что никогда бы не был с ней счастлив.
Ее какая то неземная сверхлюбовь просто поглотила бы меня,как море поглощает песчинку.
Я бы, в любом случае, не оправдал ее надежд и это привело бы к трагедии.
 Но подсознательно я понимал это и не давал ей привязаться ко мне слишком сильно,хотя с каждым прожитым нами месяцем она становилась все ближе и ближе.
 Она,кажется,тоже понимала,что ее состояние не вполне нормальное,ведь в то время,все были советскими людьми и соблюдали нормы морали принятые в обществе.
 Как же так,думала она - послушная девочка в школе,затем девушка,затем замужество,ребенок,семейная жизнь,работа - и все это перечеркнуто какой то неземной любовью,причем,с первого взгляда.
 Если даже я думал об этом,даже в то время,то она тем более не могла ни задумываться.
Через 25 лет я попытался ее разыскать,дал объявление в газете,съездил к тому месту,где она жила.
 На объявление никто не ответил,дом,где она жила стерся из моей памяти,я его даже нашел.
 Съездил я даже к проходной завода «Сигнал»,где мы иногда встречались,но все безрезультатно.
 Часто я думаю о Маше и сравниваю ее с Хари из «Соляриса».
 Так же как и Хари она постоянно хотела быть со мной,следовать за мной по пятам и только потом стала осознавать, в какой реальности она находится.
 А я как Крис,пытался постоянно избавится от нее,т.к. эта необычная любовь пугала меня точно так же как Криса.
 Сейчас я понимаю,что как Крис и Хари могли быть счастливы короткий отрезок времени только там,на орбитальной станции «Соляриса»,так и я,и Маша,были счастливы в то короткое далекое время,в том климате,в той осени,зиме ,весне и лете и больше нигде.
 Я часто думаю,где сейчас Маша,как сложилась ее жизнь,жива ли она ?
 Может она тоже думает обо мне,но смирилась,живет со своим мужем,многие так живут,выйдя замуж по необходимости,просто потому,что так надо,живя скучной,однообразной жизнью не испытывая никаких чувств.
 Но Маша на короткий период вырвалась из этого плена и неизвестно вернулась ли обратно к этой унылой,скучной жизни или может быть сгорела в пламени какой нибудь новой любви,что чаще всего и бывает с такими женщинами.