Шахматная головоломка

Владимир Балашов
Однажды, когда я учился в 9-10 классе, в одном из советских журналов была опубликована конкурсная шахматная головоломка, которая попалась мне на глаза, и, видимо, захватила мое внимание настолько, что захотелось ее разгадать. Теперь, насмотревшись интернет-страниц в попытке вспомнить детали этой темы, я узнал, что, оказывается это была классическая задача, впервые поставленная в 1848 г. немецким шахматистом М. Беццелем, за 100 лет до моего рождения. Самая известная математическая игра на шахматной доске. Цель игры – установить на шахматном поле 8 королев (ферзей) так, чтобы они не били друг друга (вертикально, горизонтально или диагонально). Сейчас ее активно используют для иллюстрации решения логических задач с помощью различных языков программирования. Например, Википедия в специальной статье "Задача о восьми ферзях" дает алгоритмы ее решения и исходные коды на языках QBasic, Oracle 11 SQL, C#, C ++ и др.

Ну а тогда в 1964-65 гг. обычные школьники в СССР и понятия не имели о компьютерных программах и программировании, поэтому поставив перед собой шахматную доску, я попробовал поставить 8 ферзей так, как это требовалось в задачке. Помню долго не получалось ни одного варианта из 92, но, когда первый наконец сложился, я реально ликовал. Найденное решение было записано в тетрадку. Потом было найдено еще два десятка. Но 92 варианта требовали использования других подходов к решению и я их нашел, задействовав зеркальные отражения и повороты доски для умножения их количества. При записи на бумагу обнаружились повторы, а основных вариантов постановки ферзей оказалось только 12. Полагаю, что справился с этой задачкой не более чем за месяц, сообщив редакции журнала обо всех найденных мною (92) вариантах решения.

Совершенно неожиданно через некоторое время из журнала пришел ответ-поздравление, подписанный международным мастером по шахматам Михаилом Юдовичем, который, позднее я подарил Казику (Казбеку) Дзарасову, однокласснику, который, как тогда оказалось, собирал автографы больших спортсменов, и именно тогда у него дома, единственный раз в жизни я видел и трогал настоящую олимпийскую медаль. Медаль была его родственника - Савкуза Дзарасова, бронзового призера Олимпийских Игр по вольной борьбе в 1960 году в Риме (Италия).

А тут вскоре подоспело новое шахматное событие.

Моя мама - Тамара Петровна Балашова, урожденная Медведева, родилась 04.04.1920 г. в г. Кизляре. Она была старшей дочерью в семье Медведева Петра Христофоровича, (15.02.1892-24.10.1972 гг.) и Марии Христофоровны, урожденной Автандиловой (06.1894-25.05.1976 гг.) Дедушка, прослужил более 50 лет в должности заведующего райздравотдела Кизлярского района Дагестана, за что был награжден орденом Ленина и получил звание почетного гражданина города Кизляр. Мама была по профессии строитель-проектировщик, главный инженер проектов, автор значительного числа построек в г. Орджоникидзе (Дзауджигкау, Владикавказ), Северной Осетии (СОАССР) и на Северном Кавказе. Сначала она работала в Управлении строительно-восстановительных работ Орджоникидзевской ж/д (c января 1943 г. по март 1948) техником, инженером, начальником плановой группы. Затем (с июля 1949 по сентябрь 1958 г.) в институте “Дорпроект” Орджоникидзевской ж/д – ст. техником, инженером, ст. инженером. и наконец в институте Севосгражданпроект, СевОсГипрогорсельстрой, инженером, гл. инженером проектов.

В 1965 году мама работала в СевОсГипрогорсельстрой (СОГГСС) последнем месте работы перед выходом на пенсию в 1975 г. Институт находился на центральной площади города, напротив здания Совета Министров Северной Осетии и бронзового памятника Серго Орджоникидзе, поэтому был свидетелем всех городских праздничных демонстраций и парадов. И вот как-то в ее институте решили провести женский шахматный турнир и ей тоже предложили участвовать. Она рассказала об этом дома и я уговорил ее участвовать, пообещав стать ее шахматным тренером на полторы - две недели. Тогда мы с ней систематически играли в день по нескольку партий. И вот турнир завершен и мама в нем побеждает и приносит домой приз победителя - шахматы.

Я был счастлив как "тренер"!

Позднее мои дети играли мамиными призовыми шахматами и, в конце концов, разломали или растеряли несколько фигур, вместо них в коробке деревянные самоделки. Моя дочка в те времена была моим основным партнером (см. фото), и теперь эти шахматы хранятся у нее дома.