Баня. Размышления о гендерных особенностях

Ольга Штерн
   В пятидесятых годах прошлого столетия детей мыли дома, в тазиках, нагревая воду на плите в большой выварке. В тазик наливали кружкой и подливали по мере охлаждения. В конце купания ребенка стоя поливали из той же кружки, вытирали полотенцем, и быстро укладывали в постель. Чтобы не простудился. Тазики были китайские, эмалированные, с яркими рисунками цветов и рыбок. Большие полотенца, тоже китайские, прекрасно впитывали воду. О синтетике знали понаслышке. Мылись раз в неделю, а в летнее время перед сном, дети мыли ноги в цинковом тазике (шайке). Все в одном, соблюдая субординацию. Иногда нарушители пытались залезть в тазик одновременно с кем-то из старших братьев-сестер, начиналась возня, но порядок восстанавливался быстро, силами моющихся и без привлечения взрослых. Бабушка наблюдала со стороны и декламировала: «Там девчата ноги мыли, а ребята воду пили». Это утешало, потому, что я далеко не всегда была первой в очереди.

   В особо грязных, индивидуальных, случаях была другая формула помывки: «до пояса и ноги». Сначала тазик ставили на табуретку, мыли лицо и шею, потом спускали на пол и мыли ноги. Трусы не снимали. Еще чего! При всем честном народе!

  В баню детей брали нечасто, в основном в теплое время года. Поход в баню был делом нелегким, разумеется, для родителей. Надо было тащить на себе полотенца, запас белья и желательно тот же тазик. Шаек могло на всех не хватить, да и вообще, лучше мыться в двух шайках. С мыльной водой и с чистой. Особо ушлые ставили дополнительную шайку на пол, опускали в нее ноги и размачивали мозоли. Были 2-3 душевые кабинки для окончательного ополаскивания.

   Существовали  какие - то расписания, дни или часы для мужчин и женщин. Как правило, приходилось постоять в очереди, но недолго.

   Мылись банным мылом и мочалкой. Забывчивые  - лифчиком недельной носки, а мыло брали у подружек. Скамейки, на которых сидели, мыли очень тщательно и окатывали почти кипятком. Но ни о каких резиновых тапочках никто не думал. В раздевалку приносили с собой тазик с водой, чтобы ополоснуть ноги.

  Иногда женщины в бане начинали визжать и смеяться. Рассказывали, что кто-то из мужчин подглядывает в какое-то окошко. Может быть... А как еще развлекаться?

  Наши бани в военных городках на крайнем Дальнем Востоке состояли из раздевалки и мыльной. (На моей памяти отца переводили с места на место раза четыре). Везде одно и то же. Ни о каких парилках мы не знали. Видимо, в соседних деревнях, были бани, которые топились «по черному». Студенткой, в колхозе, слышала я о способах париться ( но не мыться) в Русской Печи. Сама не пробовала. А раз не было Бани, как особого, традиционного заведения, с травами, настойками, квасом, вениками, то не было нужды в тех, кто за всем этим хозяйством присматривал. И не было в моем детстве фольклора, с баней связанного. Ни о каких Хозяевах, Домовых и прочей «живности», обитающей там, у нас не говорили. В чулан иногда мог прийти  Бабай с мешком, но его я не боялась. Я боялась скелета, который обитал в будке с надписью « Не влезай, убьет!» Этим скелетом меня старательно и очень успешно пугал мой старший брат.

  В начале шестидесятых отца демобилизовали, мы приехали в Европу, в город Пенза, и довольно быстро получили квартиру со всеми совмещенными удобствами. Не надо было ходить за водой и выносить помойное ведро (не путать с сухим мусором). Правда, воду грели в титане, металлическом баке с печкой. Это нам даже нравилось,  Мы с детства привыкли к живому огню, да и часть бумажного мусора можно было там сжигать.

  А потом университет, общежитие с малоисправным душем, ванная у родственников... Были какие-то маловразумительные баньки в колхозах и в стройотряде...

   Зимой 77-го года я вышла замуж и переехала к мужу-студенту в Куйбышев. Сняли каморку в деревянной лачуге. Но в центре города. Из удобств у нас была печка, которую мы топили, чем попало, в основном ворованными возле овощных магазинов деревянными ящиками. На ней же и готовили, пока не купили электроплитку. Еще была у нас раскладушка с одеялом, а матрас вскоре принесли однокурсники мужа. Из общежития. Пронести мимо вахтера не было возможности, поэтому студенты просто выкинули его с пятого этажа на снег. Чисто и незаметно.

   Рукомойник за занавеской и ведро под ним. Воду носили из колонки на улице. Деревянные удобства «типа сортир» располагались во дворе. Зимой не набегаешься. Поэтому на ночь ведро выставляли в сени. Культурно и не пахнет. Удивительно, как быстро мы вспомнили навыки, приобретенные в детстве, навыки выживания в таких, уже непривычных, условиях. И мы были счастливы. Счастливы настолько, что к нам приблудилась жить ничья кошка, а, как известно, в плохой дом кошка не пойдет.

  В Куйбышеве я впервые по-настоящему поняла, что такое баня.
  Просторная, с большим мыльным отделением, хорошей парилкой, достаточным количеством душевых кабинок. Раздевалки были удобными. В углу стоял самовар. За копейки можно было получить вместо обычного чая отвар смородиновых листьев. В любое время года.

   К хорошему привыкаешь. И уже много позже, в 80-х годах, в городе герое Пенза, мы с подругой ходили в баню для развлечения. Ванна у всех была. Ну, у многих.

   Довелось мне в начале нынешнего тысячелетия, по казенной надобности побывать в Тбилиси. Ну, я не одна была, нас четверо из Израиля приехало. Очень нам все понравилось,  в том числе и баня, в одном из номеров которого мылся Пушкин. Номер мы осмотрели, как достопримечательность,  а заодно решили помыться.  Конечно, в другом номере.  Кто нас в музейный экспонат пустит?
   Номер включал предбанник, он же раздевалка, сауну, душевую кабинку, огромную ванну, мраморную лавку и банщика азербайджанского происхождения.  Произведя нехитрую операцию «коза, волк, капуста», мы по очереди переоделись в предбаннике в плавки и купальник. Я была единственной дамой, тем более пожилой, и мне предоставили право первого переодевания.  Поменявшись местами с мужчинами, я  осмотрела  внутренности самой бани. Все было всамделишное  и очень старое. Не археология, конечно, не римские развалины, но старое и добротное.
   Зашли мужики. И стали меня из бани гнать.  Мол, на пару минут выйди. Я упираюсь и объяснений требую, а они мнутся и не объясняют. Потом один, главный наш, говорит: «Ты что, не знаешь, мужики в душе писают?». А я и не знала. Вышла, конечно.До сих пор не уверена, правду говорил или прикалывался.
   Потом зашла, когда назад позвали. Тут и банщик появился. Всех по очереди на лавку клал и мочалкой тер. Я такой чистой никогда не была. Еще он ногами по спине ходил, позвоночник  выправлял. Я отказалась по дурости и безграмотности. Теперь- то я понимаю, сама так умею, в спортзале научилась. Получается гораздо лучше, чем руками.
   Потом, уже чистые, мы все в огромную ванну залезли. Запахло сероводородом. Мы захихикали, а один , принимающая сторона, объяснил, что хихикать надо, если пузырьки идут, а запах - это от особо целебной воды.
 И все дела.   
   Я дома фотографии из бани мужу показала. Хвасталась. А он завидовал.
   
   

  В Израиле бань нет. Почти нет. Есть сауны, сухие и влажные. Есть хамАм туркИ - турецкие бани. Есть джакузи. Есть частные баньки, которые построены приехавшими из бывшего Союза или из России. Количество их незначительно, предназначены они «для своих», (не путать с домами свиданий!).

   Некоторые, с позволения сказать, бани, расположены в отелях, кантри клабах и при бассейнах. За редким исключением - совместные. Без разделения по половому признаку.

   Уровень безграмотности пользователей этими культурно - гигиеническими  заведениями беспредельный.

   Нам, жителям Беэр - Шевы, повезло. В нашем Кантри сауны раздельные. Это важно, потому, что женская и мужская психофизиология  и поведение в бане настолько разнятся, что лучше и не пытаться привести их к общему знаменателю. ( О мужских банях - саунах знаю по рассказам мужа).
   У мужчин - веники, пиво, какая- то еда, разговоры…  О спорте, о политике и прочих малозначащих вещах.
   Женщины в бане не едят и не пьют спиртного. Даже пива. О здоровье пекутся. Мандарин на дольки разделят и соседок угостят.  А вот говорят про еду много. Что на субботний ужин приготовили  и сколько потом выкинули. В сочетании с разговорами о системах похудания выглядит забавно.
   Моются женщины тщательно и вдумчиво, без баловства и озорства. Опять  про здоровье разговаривают. Кремами мажутся.
   Одеты женщины в бане по-разному. Кто в купальнике, кто в простыню завернут, а кто ни во что не одет. Женщины из стран Магриба приходят в баню в цепочках, кольцах и браслетах.  Надевают на себя все золото. На случай, если муж выгонит, встать и уйти, в чем есть. Так велит закон…
   
   А вот во время последней  войны случай забавный был. Пошли мы с подругой в баню, как обычно. Ну, моемся, в парилку заходим, мандарин едим.  Все по плану, как заведено. Вдруг - сирена. Бабы все пробросали, и, кто в чем, в ближайшее бомбоубежище помчались. По стрелкам - указателям. А мы с подругой такой безответственности себе не позволяем. Все тряпки, побросанные с пола, подобрали, души и краны позакрывали. А как иначе? У нас озеро Кинерет пересыхает, мы воду экономим. Мандарин  доели. А тут и отбой, женщины вернулись. И смеются. Рассказывают, что убежище расположено на мужской половине. И снова смеются. Поняли мы, что упустили свой шанс познакомиться с особенностями мужской бани воочию.
 Так что больше мне по этому поводу нечего сказать.