Классики

Ольга Шельпякова
*Примечание: фамилии, имена и события являются художественным вымыслом автора, с малой долей правды.

начало:  http://www.proza.ru/2014/02/10/20

                глава 4.  КРИМПЛЕНОВЫЙ СЛОН    

Мать у Валерки работала машинисткой.
Печатала тексты на этой самой штуковине с круглыми клавишами, торчащими на длинных ножках. Буквы располагались там в каком-то немыслимом для меня порядке. Совершенно было непонятно, как Алевтина Максимовна умудрялась не глядя, зажав сигарету в уголке рта, настукивать тексты. Каретка с каждой буквой сдвигалась в сторону, стопорилась дойдя до предела, и Алевтина, с какой-то злобной досадой, швыряла её справа-налево. Работала она на дому, к ней часто обращались за помощью соседи и знакомые. Пришлось как-то и моей маме прибегнуть к её услугам: нужно было написать исковое заявление в суд. Его Алевтина напечатала в двух экземплярах под копирку, и пришла к нам домой за причитающимся гонораром.

Пока она сидела с мамой за чтением и исправлением текста (печатала наша машинистка крайне небрежно), я тихонько разглядывала эту огромную, пышногрудую женщину. Она была похожа на слона, точнее - слониху в салатовом кримпленовом платье с лохматыми розами – шик и треск того времени! На ощупь кримпленовая ткань напоминала шершавый полиэтиленовый пакет с выбитым на нем рельефным узором. Кримплен, конечно, не мялся, не пропускал пот и не снашивался, но зато: трещал, искрил, больно бился током и прилипал к телу.
С этим можно было бороться, только обрызгав себя антистатиком из баллончика.
На волосах у Алевтины была прогрессивная химическая завивка - пережжённые волосы неопределённо каштанового цвета.
Короткие пухлые пальцы на крупных руках, увешаны золотыми перстнями и кольцами. Она могла себе это позволить, потому что муж её - Павел Семёнович, неплохо калымил на крайнем севере, как говорили в те годы "ездил за длинным рублём". Вот только зачем было надевать всё золото сразу? Да ещё при таком "маникюре", покрытым облезлым красным лаком? 
Так, постепенно, сверху-вниз, я дошла до ног тёти Али...
То, что я увидела, окончательно меня убедило в том, что эта женщина в прошлой жизни была слоном - тяжёлые ступни с потрескавшимися пятками, от которых при малейшем движении отлетала чешуйками пересохшая кожа.
Моя мама, страдающая чистоманией, с горечью наблюдала, как наш ярко-красный палас, на котором видны малейшие соринки, покрывается этой пяточной шелухой. Зрелище не для слабонервных. Когда Алевтина потопала перепечатывать текст, после неё остался амбре из духов "Тайны Рижанки", смешанный с сигаретным дымом и крепким потом. Так пахнут для меня слоны с тех пор. Хотя...я не знаю, как они пахнут.
Мама включила пылесос и открыла окна. Я отправилась во двор.
 
КЛАССИКИ

Как быстро летит время в этих дворовых играх!
Весь асфальт у нас был в клеточках "классиков" и стрелках "казаков-разбойников". Я не видела с тех пор, уже много лет, чтобы наши дети играли во что-то подобное: "вышибалы", "хали-хало", "резиночки". Хотя, была одно время модной игра среди молодёжи, похожая на наших "казаков", когда, разделившись на две команды, взрослые "дети" бегали по всему городу по нарисованным  стрелкам. Забавно...
А, когда я вижу, по-весне, скачущих на одной ножке девчушек, мне напоминает это наши классики.

О, классики! В них я была асом! Бита у меня была особенная - жестяная банка из-под сапожного крема. Я её утяжелила песком и чуть придавила каблуком дно, чтобы не так сильно скользила. Правила были простые:
Десять квадратов нарисованных мелом на асфальте и "котёл", попадёшь в который - очки сгорят.
Прыгаешь на одной ноге, одновременно пиная биту - проходишь первый класс.
Дальше кидаем на 2 квадрат (второй класс) и прыгаем сначала.
И так далее, кидая биту всё дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого.

Я с блеском проводила свою "жестянку" по всем классам: и с закрытыми глазами, и "кочергой с переменками". Самое главное - на наступать на чёрточки! Но, на 7 квадрате я не выдерживала и откатывалась назад. Это самое тяжёлое испытание - смехом. Когда на него попадаешь, все вокруг стараются насмешить, а ты должен сдержаться, во что бы то ни стало! Ну, как тут удержишься, когда перед тобой полдюжины потешных рож! Я старалась в такие минуты думать о чём-то грустном...о кошке Муське, погибшей от рук Маши-Миши (наших соседей по площадке), о несчастных раках, которых отец приносил с рыбалки и варил их (ещё живых!) в кастрюле с укропом, о том, как часто ругаются и ссорятся родители...О многом...
               
ПИРОЖКИ С ЛИВЕРОМ

Когда, я прибежала домой на обед, мама послала к Алевтине: "Вот тебе три рубля, возьмёшь заявление, скажешь спасибо, и быстро назад!"
Мама всегда говорила чётко и по-существу, как отдавала команды. Мы с сестрой уважали её пуще отца и...побаивались. Характер у мамы был взрывной и горячий. Он был причиной этих постоянный родительских ссор и скандалов. Настрадались мы из-за них в детстве.
Не теряя ни минуты, понеслась на пятый этаж!
 
Если я приходила к Валерке домой по всяким мелким поручениям родителей "принеси- отнеси", то дальше порога не заходила.
Уже на лестничной площадке третьего этажа, чувствовался этот кислый запах запущенного жилья. Меня начинало подташнивать, когда Алевтина Максимовна зазывала на чай. Я отказывалась как могла: "Живот что-то болит. Спасибо. Извините, меня ждут."
При этом, у меня был, действительно, бледный вид, так что всё выглядело вполне правдоподобно.
Алевтина поджимала небрежно накрашенные яркие губы и качала сочувственно головой:
"Какая болезненная девочка. Чем тебя дома кормят? Кушать надо разнообразно и основательно!"
Чем, собственно, и занимались все в этой семье. Здесь царил культ еды!
Еда была смыслом жизни и темой всех разговоров: что будем кушать, что в магазинах "почём", как приготовить пирожки с ливером. Этот рецепт был у мамы Валерика самым любимым.

Как-то, он угостил меня огромным, похожим на лапоть, кулинарным "шедевром".

- А с чем он?- спросила я недоверчиво, не решаясь взять.

Нужно сказать, что тот был крайне жадным, и при этом вечно что-то клянчил у других.
Может быть поэтому, получил своё прозвище - Крыса.

- С ливером!- торжественно ответил он, как будто награждал меня почётной грамотой.

К своему стыду, я не знала что такое "ливер". Спросить было неудобно и любопытство пересилило лёгкую брезгливость.
Осторожно откусила краешек пирога. Тесто было вполне съедобным, а до "внутренностей" было далеко.
Тихонько подковырнула серединку "лаптя"...Похоже на мясной фарш, но какой-то...странный.

- С мясом, что-ли?
- Ага! Сегодня мамуля свежие потроха купила!
- Что за..."потроха"? - подозрение моё относительно "внутренностей" усилилось.
- Ну...печёнку, сердце, титьку коровью, - начал перечислять Крыса, по-другому, просто язык не поворачивался его назвать!
- Гад...Крысёныш...- начала я с тихого шёпота,- Ты это специально всё? Да?! Угостил...А я думаю, что такой щедрый!

С размаху прилепив "лапотный" пирог к Валеркиному пузу, побежала домой, с трудом сдерживая рвотные позывы.
Вечером ему "наваляла" по-полной, моя драчунья-сестра.
Валерик, похожий на царевича из сказки "Варвара краса - длинная коса" и...чуть-чуть на слонёнка, с утробным воем, тащился на пятый этаж, жаловаться отцу. Эхо многократно усиливало эти звуки, напоминающие взбесившийся зоопарк. Диапазон был не меньше двух октав! Начиная с басов бегемота до визга шимпанзе!
Мне было жалко Крысу, потому что отец его - Пал Семёныч, непременно добавит ещё...своим, видавшим виды, кожаным ремнём.
Не знаю, почему именно этот эпизод всплыл из детства о Валерке.
Может быть, я до сих пор чувствую перед ним вину за то, что косвенно была причастна к несправедливым экзекуциям.
А он, может, впервые в жизни... от всего сердца... Ведь и крысы бывают "человечными".

продолжение:   http://www.proza.ru/2014/03/01/10