12. Чудесные подарки

Игорь Фишелев
Внеплановый отпуск закончился, накопилось множество дел на работе и дома, пришлось ударно наверстывать упущенное. Воспоминания о поездке на Зеленый сменились более актуальными проблемами, но время от времени я возвращался к ним, так возвращаются  к интересной книге, у которой не удалось дочитать конец.

 По традиции  7 ноября проводилось торжественное собрание, посвященное очередной годовщине Октябрьской революции. Поскольку явка инженерно-технических работников на такие мероприятия была добровольно-принудительной,  я пошел в клуб. Вначале читали доклад, потом поздравляли победителей социалистического соревнования: кому вручали грамоты, кому конверты с премией, а особо отличившимся – ценные подарки. Когда стали вызывать на сцену работников ПРУ, я увидел Сашу Боброва. В дорогом импортном костюме, который вот-вот грозился лопнуть на его атлетической фигуре, он легко поднялся на подиум, очень аккуратно пожал руку председателю профкома, получил какую-то коробку и под звуки туша спустился в зал.  После концерта мы встретились в вестибюле. Я его поздравил с наградой, он засмеялся: «Чего не ожидал, того не ожидал. Интересно, чья это инициатива – Коробова или начальника ПРУ?» Мы решили, что их обоих. Саша познакомил меня со своей женой Валей и, как я ни отказывался,   позвал в гости.

Когда хозяйка с подругой  покинули нас, наказав непременно отведать все яства, мы перебрались в кресла за журнальный столик и стали вспоминать нашу жизнь и  совместные походы по  Зеленому. Я спросил, помнит ли он незабываемое  пюре из сушеной картошки. Саша ничего не ответил, долил  рюмки коньяком, чокнулся, выпил и серьезно сказал:
- Люблю свой дом, но никогда еще не возвращался сюда с такой радостью. Зеленый –   теперь дело прошлое, давай выпьем, я расскажу, что там, наконец,  уразумел.

Помнишь,  у меня на базе все время было паршивое настроение?  Оно началось почти  с первого дня и продолжалось до самого отъезда. Ты посмотри, как моя Валя готовит! Все вкусное, питательное и подано красиво.   С тех пор, как на Шикотан приехали, я от голой каши и пустых щей отвык. Честно скажу: люблю хорошо поесть, работа такая. Теперь скажи, чем нас на Зеленом кормили?   На первое гороховый суп, на второе – гороховая каша. Веришь, с моря придем, лягу после обеда на двадцать минут вздремнуть, Носок каблуком в дверь стукнет: «Подъем!» Встану и думаю: «Я ел или не ел?»  Первый месяц думал, что ноги протяну. Потом с оказией Валя передала  ящик мясных консервов, легче стало.  А в столовой, если в каше три волосинки из тушенки попадутся, уже праздник.  Надо же было так повезти: старые поварихи уволились переводом на  плавбазу, а новые…  Понимаю, что нет возможности накормить всю нашу ораву до отвала. Работа слишком тяжелая.  Мяса и сала не напасешься.  Даже  здесь в поселке  с мясом проблемы.  А там все на «Дружок» молились, чтоб не застрял где-нибудь, да на подножный корм.

 Был такой случай в мае. Подстрелил Носок баклана. Стрелял много, но никак не мог правильно опережение рассчитать. Вышли мы на лов, ободрали птицу и стали в ведре на паяльной лампе варить.  Только вода закипела, вытащили, разделили и съели. Больше сил ждать не было. И никаких неприятных привкусов я не почувствовал, главное, что мясо горячее было. Когда сейнер  послали в Приморье, мои запасы быстро закончились.  А тут еще этот сачок Семка каждый вечер минтай лопал. Наверное, жена ему половину  склада сюда переправила. Открывает одну банку, вторую, третью и приговаривает: «Что-то минтай горчит!» Это чтобы у него никто не попросил. А если  нам посылки передавали, всё ел, и не горчило ему ни капли.

Когда дома отмылся, отъелся и немного в себя пришел, решил: все, баста! Больше ни на какую капусту не еду. Не в деньгах счастье, и даже не в их количестве. На жизнь хватает, на отпуск остается; одеты, обуты, машина на материке в гараже стоит. Живи и радуйся.  А какая радость без отличной еды, ласковой жены и хороших друзей?  Ерунда, а не жизнь получится. Вот эта мысль и есть мое главное приобретение на Зеленом.

Мы прощались в прихожей, когда Саша попросил минуту подождать. Скоро  он вернулся и вручил  подарок - красивый графин из хрустального стекла, возле которого мы когда-то впервые  встретились на пляже. Я пытался отказаться, но он был непреклонен: «У меня их целая коллекция. Нальете в него хорошего красного вина, вспомните  старых друзей и командировку в царство морской капусты».

                *    *    *

Совет Саши Боброва я  выполнил. Последние тридцать лет  графин ежегодно наполнялся вином,  сначала из шикотанской  черной смородины, потом из украинского винограда.  Сейчас он  почти пустой, стоит на моем столе рядом с компьютером. Ведь все хорошее в этом мире рано или поздно, увы, заканчивается... Но иногда  заканчивается и плохое, причем, безнадежно плохое.

 Экспедиция, организованная Научно-исследовательским советом Канады, c мая 2011 года  изучала  Канадский Арктический архипелаг,  большая часть которого раньше была покрыта льдом.  Сейчас в связи с потеплением там образовались протоки. Плавая на катере, ученые нашли небольшой остров, покрытый льдом, на котором, к их великому удивлению и восторгу, отдыхало целое стадо из тридцати коров Стеллера. Сейчас они все занесены в Красную Книгу, плаванье в этом районе ограничено и есть надежа на возрождение популяции, уничтоженной, как считалось, еще в XVIII веке. Теперь мечта моего замечательного друга Славы Коробова  о создании на острове Зеленый фермы по разведению морских коров уже не кажется несбыточной.  Чудеса, оказывается, случаются и в ХХI  веке.