Опасность и человеческий фактор риска

Гадаев Алексей Вениаминович
Человеческий фактор– это различные реакции человека на опасность.
Человеческий фактор
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Человеческий фактор — многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях.
Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Термин используется в психологии, инжиниринге, индустриальном дизайне, статистике, эргономике и антропометрии.
• Выражение человеческий фактор часто используется, как объяснение причин катастроф и аварий, повлёкших за собой убытки или человеческие жертвы.
Человеческий фактор как причина ошибочных действий
Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Характеристики, возникающие при взаимодействии человека и технических систем, часто называют «человеческий фактор». Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.
Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:
• недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;
• ошибки, вызванные внешними факторами;
• ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;
• ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.
Отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели деятельности порождают эмоциональную напряженность, которая проявляется как чрезмерное волнение, интенсивное переживание человеком процесса деятельности и ожидаемых результатов. Эмоциональная напряженность ведет к ухудшению организации деятельности, перевозбуждению или общей заторможенности и скованности в поведении, возрастании вероятности ошибочных действий. Степень эмоциональной напряженности зависит от оценки человеком своей готовности к действиям в данных обстоятельствах и ответственности за их результаты. Появлению напряженности способствуют такие индивидуальные особенности человека, как излишняя впечатлительность, чрезмерная старательность, недостаточная общая выносливость, импульсивность в поведении.
Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях.
Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишние волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации.
Причинами, способствующими появлению такого состояния, могут быть переживание какого-либо неприятного события, утомление, начинающееся заболевание, а также неуверенность в своих силах или недостаточная подготовленность к данному сложному или новому виду деятельности.
Причиной появления ошибок человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки (специальные обработчики таких ситуаций в программном обеспечении, наглядные материалы и инструкции); особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения.
Литература
• Ж. Кристеноен, Д. Мейстер, П. Фоули и др. (Gavriel Salvendy) Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 1. Эргономика — комплексная научно-техническая дисциплина: = Handbook of Human Factors / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. — М.: «Мир», 1991. — Т. 1. — С. 526. — 599 с. — 9000 экз. — ISBN 5-03-001710-0 , ISBN 5030017097(ISBN 0471880159)
Ошибка
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/oshibka
Ошибка - не то (неверное, неадекватное, ненужное) действие (мысль, слово, поступок), сделанное непреднамеренно: случайно или необдуманно.
Вы что-то забыли, прозевали и прошляпили; перепутали, не заметили и сбились; не выдержали, сорвались и наделали черт знает что; сказали что-то не то, не тому или не тогда или как раз не сказали что надо...
Ошибка - так же неприятность из-за таких непреднамеренных действий.
Причины ошибок
Самая частая причина ошибок - невнимательность. Чтобы становиться внимательнее начинайте с мелочей: с привычки проверять письма перед отправкой, проверять написанное и так далее. Приучитесь на мелочах - станете внимательнее в жизни.
Вторая причина неорганизованность, отсуствие самодисциплины. Этому нетрудно учиться в жизни: приучиться класть вещи на место, поддерживать порядок на рабочем месте, в квартире. Писать планы и выполнять задуманное и так далее.
Заблуждение (в философском смысле) - отклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления. Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем "идолов". Причину возникновения заблуждений одни философы видят в воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму.

Стадное чувство
Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г.

Стадное чувство – своеобразное психическое состояние индивидов, находящихся в толпе, характеризующееся возбужденностью, моноидеизмом (см.), нетерпимостью, часто – жестокостью и другими отрицательными эмоциями. В толпе индивид легко подвержен эмоциональному заражению.Толпа – явление анормальное, вредное. Быть может, атавистический пережиток стадности первобытного человека (A.B. Миртов, Умение говорить публично).
В толпе, в массе людей, отдельное лицо находится до некоторой степени в состоянии опьянения, при котором деятельность чувства повышена, а интеллектуальная сфера, напротив, в качественном отношении стоит ниже обычного уровня. Близость многих людей порождает возбужденное настроение (Н. Ферстнер, Творческая фантазия).
Ср. изображение психического состояния шахтеров и их жен, собравшихся бастующей толпой и атаковавших вызванных солдат (Э. Золя, Жерминаль).
Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами… и выражающих только слабость и жестокость человеческой природы (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело).

Верования
Автор: Н.И. Козлов
Верования - некритически усвоенные и не подвергающиеся критике вербально сформулированные представлениях о себе, людях и мире.
У каждого человека есть верования о себе (например, «я быстро учусь всему новому» или «компьютер не для меня»), есть верования о людях рядом («люди в основном хорошие», «людям нельзя доверять»), есть верования о мире и жизни («жизнь черно-белая и за белой полосой обязательно будет черная», « жизнь – радостная и хорошая всегда!»). Отдельная статья - убеждения и верования девушек в отношении мужчин...
Проблемные верования о мире обычно называются предрассудками, верования о себе и своих возможностях - это самооценка и образ себя.
Это те (как правило, не осознаваемые или не вполне осознаваемые) предположения о людях и мире, которые человек отказывается как ставить под сомнение, так и подтверждать какими-либо аргументами. Не просто отсутствие, а именно внутренний отказ подтверждать свои представление доводами и аргументами делает их верованиями, иррациональными установками.
Чем реже люди думают, тем чаще они живут не убеждениями, а верованиями.
По формату верования могут быть:
Позитивные и негативные. Пример: я классный! и я тупой… (вы уж сами догадайтесь, какое из верований позитивное!)Ответственные и безответственные (я решил! - мне пришлось…)
Освобождающие (двигающие) - ограничивающие (тормозящие) Например, мне это по силам! - или "Мне не дано…" Смотри Ограничивающие и освобождающие верования
Конфликтогенные - синтонные ("Все люди гады!" или "Люди - добрые")
Адекватные и нет. ("Все, что я люблю, должно принадлежать мне всегда").
В наступательной и агрессивной форме верования превращаются в должнонанизм - жесткие, абсолютистские, не учитывающие реалии, категорически-нормативные и настойчивые представления о том, какая должна быть жизнь и какие должны быть отношения между людьми.
Негативные, конфликтные, безответственные и ограничивающие - это, как правило, проблемные верования. Есть гипотеза, что на наши цели лучше работают верования конструктивные: адекватные, позитивные, ответственные, двигающие и синтонные верования. Верования пронизывают всю нашу жизнь. Верования влияют на наши ситуативные эмоции и общее настроение. Можно сказать, что наши эмоции - зеркало наших верований, и, меняя верования, можно управлять многими из своих эмоций. Верования разрешают, запрещают или предписывают нам делать или другое, а через это - наши верования влияют не только на нас, но и на окружающих нас людей. Верования создают нам наши правила жизни, служат ориентиром при выборе целей. В руках человека, живущего осознанно, это инструмент управления собою, своими взглядами своим поведением. Однако чаще, в связи с их неосознанностью, верования нам мешают.
Работа с верованиями
К религиозности либо не религиозности верования не имеют никакого прямого отношения, и работа с верованиями - часть обычной психологической, психотерапевтической и педагогической работы, в том числе коучинга. Основные направления, ради чего обычно идет работа с верованиями, это состояние внутреннего хорошо, устойчивая самомотивация, налаженные отношения с окружающими и общая успешность.

Опасность
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Опасность - возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, энергия, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что приведет к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития
Опа;сность - вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие.
Аксиома о потенциальной опасности: Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно - любая деятельность потенциально опасна
Опасный фактор, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия, может оказать следующие отрицательные воздействия на человека:
чувство дискомфорта
усталость
острые и хронические профессиональные заболевания
травмы различной тяжести
ухудшение качества жизни
летальный исход
Источники опасности
Естественные источники опасностей:
Землетрясения, наводнения;
Космические источники — метеориты, кометы, солнечная активность;
Глобальное потепление.
Антропогенные источники опасностей
Войны и конфликты;
Экологическая и техногенная опасность;
Опасность со стороны полей и излучений;
Опасность со стороны веществ.
Техногенные источники опасности — это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды.
К социальным источникам опасностей принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и тому подобное. Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.
Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны.
И впрочем, большинство источников опасностей имеют комбинированный характер. Вот несколько примеров:
естественно техногенные опасности — смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия почв и другие явления, порожденные человеческой деятельностью;
естественно социальные опасности — наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие;
социально техногенные опасности — профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания.
Когда говорят о таких источниках опасности, как профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм и тому подобное, имеют в виду не заболевание одного лица, травму или злополучный случай, а явление в определенной отрасли, регионе, стране, которое приводит к уменьшению производительного потенциала общества, социальной напряженности, повышения общей заболеваемости населения, а иногда и к социальным конфликтам, которые уже в свою очередь являются носителями разного рода опасных и вредных факторов.
Следует четко осознавать, что наличие источника опасности не означает того, что человеку или группе людей присущи какие-то недостатки. Существование источника опасности свидетельствует всего лишь о существовании или же возможности образования конкретной опасной ситуации, которая может нанести вред, привести к материальным убыткам, повреждению, вреда здоровью или летальному исходу.
Под поражающими факторами понимают такие факторы жизненной среды, которые в определенных условиях наносят ущерб людям и системам жизнеобеспечения людей, приводят к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы могут быть физические, в том числе энергетические, химические, биологические, социальные и психофизиологические. В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов, они в некоторых случаях разделяются на вредные и опасные.
Вредными факторами принято называть такие факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания.
Опасными факторами называют такие факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже внезапной смерти.
Хотя деление поражающих факторов на опасные и вредные довольно условно, оно эффективно используется в охране труда в организации расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, налаживания работы, направленной для разработку мероприятий и средств защиты работников, профилактику травматизма и заболеваемости на производстве.
По характеру и естественному влиянию опасные и вредные факторы разделяются на четыре группы:
Физические
Химические
Биологические
Психофизиологические
Физические факторы
Повышена скорость движения воздуха
Повышена или снижена влажность
Повышено или снижено атмосферное давление
Недостаточная освещенность
Рушащиеся конструкции
и другие.
Химические
Химические вещества, которые пребывают в разном агрегатном состоянии (твердом, газообразном, жидком)
Элементы, которые различными путями проникают в организм человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, через кожные покровы и слизистые оболочки)
Вредные вещества (токсичные, наркотические, раздражающие, удушающие, сенсибилизующие, канцерогенные, мутагенные, тератогенные и др., влияющие на репродуктивную функцию)
Биологические
Различные представители флоры и фауны
Макроорганизмы
Микроорганизмы
Психофизиологические
Физические перегрузки
Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Опасные и вредные факторы бывают скрытыми, неявными или же такими, которые трудно обнаружить или распознать. Это касается любых опасных и вредных факторов, равно как и источников опасности, которые порождают их.
Солнечное излучение, необходимое для существования всех живых организмов на Земле, в том числе человека, может служить причиной заболевания кожи. Привлекательная детская игрушка может выделять вредные вещества, а пассажир, который мирно клюет носом в кресле салона самолета, может быть террористом. В каждом из этих случаев, как и во всех других, если источник опасности является очевиднее чем, например, взрывчатка, оружие, автомобиль, влиятельный вулкан, дом, который разрушается, мы говорим о наличии источника опасности, впрочем это не всегда означает наличие опасной ситуации.
Следует также знать, какой единственный источник опасности может ссылаться к разному роду опасных ситуаций, а последние порождают разные поражающие факторы. В свою очередь, поражающие факторы могут быть причиной новых опасных ситуаций или источников опасности.
Современная жизненная среда, даже бытовая, не говоря уже о производственной, содержит массу источников опасностей. Это и электроаппаратура, система водоснабжения, медикаменты, ядовитые и огнеопасные вещества и тому подобное. Для того, чтобы возникла реальная опасная ситуация, необходимо условие, «пусковой механизм», при котором потенциальная опасность переходит в реальную. Логическим путем развития опасности, реализации потенциальной угрозы является триада «источник опасности — корень (условие) — опасная ситуация».
Нормирование опасностей
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 2 группы:
факторы, которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека;
факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но способны оказывать полезный и даже необходимый эффект для человека.
Принципы нормирования опасностей
Полное исключение воздействия опасности;
Регламентация предельно допустимой интенсивности действия опасности;
Допущение большей интенсивности воздействия при сокращении продолжительности воздействия;
Регламентация интенсивности воздействия с учетом накопления негативного эффекта за длительные периоды.
Уровни воздействия на организм человека
Летальные уровни:
минимальные смертельные(единичные случаи гибели);
абсолютно смертельные;
среднесмертельные (гибель более 50 % организмов).
Пороговые уровни:
порог острого действия;
порог специфического действия;
порог хронического действия.
Номенклатура опасностей на производстве
Номенклатура опасностей — перечень опасностей, характерных для производственного объекта и систематизированных по определенному признаку.
Номенклатура опасностей в алфавитном порядке по данным Всемирной Организации Здравоохранения(ВОЗ) состоит из более чем 100 факторов. На основе общей номенклатуры опасностей составляются номенклатура опасностей отдельных объектов(цехов, производств).
Квантификация опасностей
Квантификация (лат. quatum — сколько) — количественное выражение, измерение, вводимое для оценки сложных, качественно определяемых понятий.
Опасности характеризуются потенциалом, качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью появления, размерами зоны действия. Потенциал проявляется с количественной стороны, например уровень шума, запыленность воздуха, напряжение электрического тока. Качество отражает его специфические особенности, влияющие на организм человека, например частотный состав шума, дисперсность пыли, род электрического тока. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Мерой опасности может выступать и число пострадавших. Другой мерой опасности может быть и приносимый ее реализацией ущерб для окружающей среды, который только частично может быть измерен экономически (в основном через затраты на ликвидацию последствий). Наиболее распространенной оценкой является риск — вероятность потерь при действиях, сопряженных с опасностями.
Идентификация опасностей
Под идентификацией (лат. indentifico) понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования технических систем и качества жизни. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Методы обнаружения опасностей делятся на:
инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.
экспертный. Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.
социологический метод. Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.
регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.
органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.).
Опасность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/opasnost
Катастрофа. Потребитель спасает себя, и побыстрее. Паразит растерялся и пытается привлечь к себе внимание. Творец собран и спасает кого возможно. И запасается вещами, чтобы обеспечить всем будущее.
Опасность - ситуация с высокой вероятностью серьезного ущерба или риска для жизни.
В ситуации опасности:
Потребитель спасает себя,
Паразит кричит и плачет, привлекая к себе внимание,
Романтик торопится погибнуть, спасая других,
Творец спасает всех, кого сможет, включая себя.
Как действуют люди с такой жизненной философией в других жизненных ситуациях? Смотри Благополучие
Благополучие
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/blagopoluchie
Благополучие - состояние человека или объективная ситуация, когда у человека есть все то, что благоприятно характеризует его жизнь в глазах окружающих, его близких и его самого.

Душевное благополучие связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.

Социальное благополучие чаще характеризуется тем, что у вас есть друзья и любимый человек, хорошая работа, возможность заниматься хобби, здоровье, образование, и общий уровень жизни по крайней мере на общем уровне.

Когда благополучие, что делают люди с разной жизненной философией?
Итак, благополучие: хорошая погода, есть время, есть здоровье, есть деньги и есть друзья. Что делаем? У каждого своя жизненная философия и свои способы человеческой жизни, потому:

Потребитель в ситуации благополучия рад возможности устроить Праздник: понятно, что себе и своим. И понятно, что за свой счет. А попраздновали - все за собой убрали. Да, покайфовали и расслабились, но на свои и никому от этого не плохо. Все честно!

Паразит также обожает праздники, но желательно все-таки за чужой счет: зачем нести что-то самому, когда все остальные уже принесли? И убирать за собой - в лом... Другой вариант праздника Паразите - гулять на полную катушку, не думая о последствиях. Напились, подрались, пьяными поехали кататься ночью, разбили машину, сбили людей... Праздник - за чужой счет.

Романтик рад солнцу и общему веселью, но ему хочется гораздо большего: пригласить на праздник всех, и чтобы все стали сразу счастливы и навсегда, и чтобы праздник не кончался никогда. Отсюда и печаль: ведь вот у нас праздник, а в Анголе дети голодают!

Творец в ситуации, когда есть время, здоровье и команда друзей, ищет возможность сделать что-то дельное: "Работать!" Если на душе и так хорошо, праздники Творцу душевно не близки, он воспринимает их как уничтожение времени и продуктов. Творец согласится устроить праздник и участвовать в празднике, если он поймет либо ему объяснят, какой в этом деловой смысл. Например, если праздник сплотит команду и создаст дополнительную энергию дружно работать завтра - да здравствует Праздник!

Личные предубеждения
Материал
Личные предубеждения являются наиболее сильной и труднее всего преодолимой помехой для эффективного восприятия сказанного другим человеком. У каждого человека имеются свои личные предубеждения, которые оказывают определённое влияние на восприятие ого, что он слышит.
Злоупотребления своим правом думать о людях всё, что вам заблагорассудится, могут помешать вам понять то, что вы слышите. А ваши предубеждения могу застать вас отказаться выслушать любого, кто не разделяет ваших убеждений.
Приберегите свои убеждения и предубеждения для своей личной жизни, для дома, где вы можете отвести душу.
Успешное усвоение услышанного в значительной мере зависит от выразительности говорящего. Слушая другого и стараясь понять, сто он говорит, вы сможете добиться определенного созвучия душ.
Хорошо знакомым и опасным заблуждением во время слушания является также классификация людей по их внешнему виду.
Ловите идеи . Когда вы кого-то слушаете, постарайтесь забыть о своей личной неприязни. Будьте великодушны и не ищите обиду там , где её нет.

Предубеждение - Ложное, предвзятое, заранее сложившееся отрицательное мнение о ком-чем-нибудь, предрассудок. Относиться к кому-нибудь с предубеждением.

Предубеждения - это так называемый "человеческий фактор", который влияет на восприятие информации (искажая ее) и на процесс принятия решений...
Значение

имеющееся изначально, заранее, предвзятое (обычно отрицательное) мнение, отношение к кому-либо, чему-либо Запрещается исследовать факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, «2001» (цитата из Национального корпуса русского языка) Надо сказать, что за долгие годы у меня сложилось твердое предубеждение против исполнения авторской песни профессиональными солистами эстрады или певцами. Александр Городницкий, «И жить еще надежде», 2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка) На незнакомых ему людей он посмотрел с предубеждением, как будто был уверен, что ничего хорошего ждать от них не следует. Н. Леонов, А. Макеев, «Гроссмейстер сыска», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

предвзятость, предубеждённость

Психологическая безопасность личности.
Материал В современном обществе увеличивается количество трудных и экстремальных ситуаций. Это различного рода информационно-психологические воздействия. В связи с этим возник вопрос о информационно-психологической безопасности личности и ее психологической защите. Это привело к необходимости переосмысления подходов к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия в современном обществе.
С понятием безопасность связывается отсутствие "тревожности или озабоченности", "уверенность", "стабильность". "Оксфордский словарь" говорит о состоянии "более, чем уверенности"; "Словарь современного американского языка", помимо указания на "свободу от опасности, риска" выделяет "свободу от озабоченности, сомнений". Французский "Лярус" также подчеркивает состояние "уверенности" и "отсутствие беспокойства"; немецкий словарь включает в понятие безопасности "надежность, уверенность", возможность "рассчитывать на что-либо".
Психологическая безопасность личности зависит от агрессивности среды (внешние факторы) и сформированности защитных механизмов (внутренние факторы, факторы защищенности, личностные особенности). К внешним факторам относятся источники психологического воздействия, само специфическое психологическое воздействие и среду (фон). Среда традиционно разделяется на физическую, которая сама по себе может быть стрессором и социальную ситуация. Среда это тот фон, на котором происходит психологическое воздействие. К внутренним факторам (фактор защищенности) относят знания человека о методах психологического воздействия и его индивидуально-психологические особенности. Фактор защищенности – это средства, которыми люди пользуются для своей психологической защиты в опасных и агрессивных ситуациях. Внутренние факторы через когнитивные, эмоциональные и поведенческие механизмы проявляются в различных реакциях человека. Защиты от психологической опасности могут быть как физическими, так и психологическими (механизмы психологической защиты). Уровень психологической защищенности личности зависит от степени конструктивности, осознанности и активности человека. При этом важным условием конструктивности выступает адекватная социализация инстинктов, потребностей и мотивов деятельности, т. е. удовлетворение нужд человека социально приемлемым способом.
Основными внешними источниками информационно-психологических угроз на человека являются:
- Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения.
- Общество (различные общественные, экономические, политические, религиозные и иные организации, в том числе зарубежные).
- Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые - по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и проведения досуга и т.п.).
- Отдельные личности Внутренние источники угроз психологической безопасности личности заложены в самой биопсихосоциальной природе человека, в особенностях формирования и функционирования его психики, в индивидуально-личностных особенностей индивида. В силу различия индивидуальных характеристик, люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационно-психологическим воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д. Наивность, доверчивость, отсутствие критичности, неспособность к логическому мышлению и интеллектуальному анализу Низкий интеллект Низкая психологическая устойчивость Внушаемость Низкая эмоциональная и фрустрационная устойчивость Лабильный личностный радикал Состояния тревоги, депрессии Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности психологическому воздействию и присущи большинству людей.
Общеизвестно, что при кризисных изменениях в обществе у людей повышается внушаемость, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. Также внушаемость возрастает в условиях нахождения человека в ситуациях массового скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. В данных условиях происходит своеобразное психическое заражение человека определенным психоэмоциональным состоянием. Знание человеком своих инидвидуально-психологических особенностей, общих характеристик и закономерностей функционирования психики должно становится в настоящее время не просто обязательным элементом общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях. Про здоровье В контексте психологическая безопасность личности выделяют такие понятия как психическое здоровье и психологическое здоровье личности. психическое здоровье -- суть интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Критерии психического здоровья (по ВОЗ)
осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях, критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Нарушения психол здоровья могут быть связаны с возникновением неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Однако это еще нельзя рассматривать как психическое нездоровье. Это может быть свойственно не больной, а нормальной личности и не отражаться на ее адаптации и функционировании.
Глава 1 Содержание понятия «психологическое воздействие»
Жизнь человека, его существование в определенном смысле, можно трактовать как непрерывную цепь разнообразных воздействий, которым с момента рождения он начинает подвергаться и которые с течением времени, став личностью, он уже сам начинает оказывать на свое окружение и самого себя. Таким образом, в реальной жизни каждый человек выступает, в известной степени, прежде всего в качестве объекта и субъекта различного рода воздействий. Различные виды воздействия могут оказывать специфическое действие на человека, вызывая нарушения в его психологической структуре. «Психологическое воздействие» и соотносимые с ним явления проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова или особых флюидов на поведение человека, его мысли и чувства. Типичный образ такого понимания воздействия - отнесение к этому классу явлений действий гипнотизера, психотерапевта, мага, группы ловкачей, обводящих вокруг пальца доверчивых граждан и т.п.
В современной психологической литературе психологическое воздействие определяется как «процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта» [Конюхов, 1996, с.17] или как «воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие [Сидоренко, 2001, с. 11]. Психологическое воздействие может быть направлено на:
- механизмы регуляции деятельности и поведения человека; - потребности, интересы, склонности (источники мотивации, активности);
- установки, мнения, убеждения, групповые нормы;
- психические состояния, в которых находится человек (тревога, настроение).
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Психологическое воздействие является многокомпонентным образованием и может анализироваться в различных аспектах. В его структуре можно выделить несколько составляющих: Интенциональную, операциональную, статусно-ролевую и результирующую.
1. Интенциональная составляющая определяет то, на вызывание или предотвращение каких изменений реципиента ориентировано психологическое воздействие. Рассматривая интенциональную составляющую, необходимо различать цели, сознательно преследуемые субъектом воздействия, и реальную (в том числе определяемую неосознаваемыми побуждениями) направленность его действий. В рамках сознательного целеполагания следует проводить различие между целями, достижение которых субъект считает желательным, хоть и вряд ли осуществимым, и теми, на достижение которых он реально направляет свои усилия. В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать интенцию прежде всего с замыслом. Интенциональная (равно как и результирующая) составляющая психологического воздействия предполагает характеристику содержания вызываемых (или предотвращаемых) изменений.
Применительно к реципиенту они могут касаться:
1) базового уровня личности. Этот уровень охватывает темперамент, характер, эмоциональную сферу, способности, в том числе интеллектуальные;
2) опыта, знаний, навыков, привычек, умений;
3) направленности, мировоззрения, морально-этической и эстетической сфер;
4) установок, диспозиций, отношений личности к миру, другим людям, к себе;
5) деятельности, общения.
2. Операциональная составляющая Операциональная составляющая определяет каким образом и посредством каких операций осуществляется психологическое воздействие. Эффективное воздействие подразумевает решение стратегических и тактических задач. Стратегия обеспечивает решение проблем, связанных с наиболее общими характеристиками воздействия. Тактика воздействия определяет всю совокупности подцелей, достигая которые, можно добиться требуемых изменений. Важнейшим элементом операциональной составляющей психологического воздействия является стратегия, которая задает некоторый общий подход к планированию воздействия, использованию его наиболее общих характеристик и устанавливает требования к конкретным процедурам.
Выделяют три типа стратегий: «объектная», «субъектная» и «субъект – субъектная» (императивная, манипулятивная и диалогическая или транзактная в терминологии Г.А. Ковалева (1991)). Транзактная (субъект – субъектная) стратегия предполагает специфический диалог (взаимодействие) между субъектом воздействия и реципиентом. При императивной и манипулятивной стратегиях субъект воздействия полностью определяет и контролирует ситуацию взаимодействия. В этих случаях реципиент является лишь объектом приложения психологического воздействия, а субъект воздействия безотносительно к предпочтениям реципиента устанавливает цель воздействия. Что же касается процедуры психологического воздействия, то часто субъект просто вынужден для обеспечения результативности учитывать особенности реципиента, в том числе проявляющиеся в его предпочтениях. Другим важнейшим элементом операциональной составляющей является тактика психологического воздействия, которая определяет выбор конкретных мишеней, всю совокупности подцелей, достигая которые, можно добиться требуемого изменения в психологической сфере реципиента. Операциональная составляющая определяет используемые средства, приемы, алгоритмы, методы, технологии психологического воздействия и его этапы.
Принято выделять «организационный» и «воздейственно-психологический» этапы в психологическом воздействии. Подобное деление преследует вполне определенные цели не только в психологическом, но и в организационном, событийном плане. Целью организационного этапа выступает подготовка субъекта воздействия к обеспечению оптимальной ситуации взаимодействия с реципиентом. При этом субъекты воздействия должны получить возможность контакта (непосредственного или опосредованного) в оптимальный момент времени с учетом фактора когда, где и каким образом. Особенности контакта, как правило, обуславливаются теми психологическими задачами, которые решаются в конкретном взаимодействии. При этом организационный контекст может быть явным или скрытым от реципиентов. Как мы видим, организационный контекст психологического воздействия решает в отношении ситуации взаимодействия реципиента со средствами психологического воздействия двоякую задачу - обеспечивает контакт между взаимодействующими субъектами и психологически его оптимизирует. На «воздейственно-психологическом» этапе субъект воздействия, используя доступные ему средства приемы и методы, в русле продуманной стратегии и тактики, оказывает на реципиента специфическое воздействие для достижения поставленных целей. Следующим элементом, характеризующим операциональную составляющую психологического воздействия, является его вид. Полная характеристика различных видов психологического воздействия будет дана в следующих главах. Операциональная составляющая по уровню сложности технического исполнения может изменяться в зависимости от ситуаций и поставленных задач. Ввиду многообразия ситуаций, их изменчивости, а иногда и непредсказуемости, лишь в некоторых случаях психологические воздействия могут осуществляться посредством достаточно жестких, последовательно осуществляемых операций и процедур. Следует так же отметить, что каждая такая операция и процедура рассчитана на сравнительно узкий класс задач и поэтому имеет ограниченную область применения. В большинстве случаев не существует строгих алгоритмов воздействия. Каждый случай психологического воздействия является уникальным в своем роде.
3. Статусно-ролевая составляющая
Статусно-ролевая составляющая описывает различные аспект статусов субъекта воздействия и реципиент (касается это социального, социально-психологического, материального, возрастного и т.п. статусов). Анализируя статусно-ролевую составляющая, важно отметить состав действий персонажей и их последовательность. Каждое конкретное действие или целостный поведенческий акт предоставляют возможность проследить факт взаимодействия между персонажами или взаимодействия человека со средовыми, внешними факторами, и установить, что является предпосылкой для воздействия.
4. Результативный аспект
Результативный аспект определяется тем, какой результат достигается благодаря воздействию. Необходимо отметить, что он, естественно, не всегда совпадает с исходными интенциями. Классификация видов психологического влияния В современных исследованиях разнообразные виды психологического воздействия классифицируются по различным основаниям. Обобщая результаты современных исследований, можно выделить следующие виды влияния. По стратегическому подходу По наличию цели По направленности цели По степени осознанности По степени личного участия и активности инициатора влияния По вектору направленности По результату По степени открытости По количеству реципиентов По количеству влияющих субъектов По временному фактору По стойкости вызванных воздействием изменений По используемым средствам По используемым средствам: психологическое, социальные, физические
Номер Классификации *По стратегическому подходу выделяют «объектный», «субъектный» и «субъект-субъектный» варианты психологического воздействия. При объектном (синонимы - императивный, реактивный) варианте стратегии реципиент в целом рассматривается как пассивный объект воздействия. Субъект воздействия, использующий данный вариант воздействия, ведет себя таким образом, как если бы только он был полноправным субъектом и носителем истины. Реципиент является лишь объектом приложения (воздействия). Субъект воздействия, не считаясь с предпочтениями реципиента, сам устанавливает цель, время и способ воздействия. При объектном варианте желаемый результат воздействия (например, требуемое изменение решения или действия) прямо указывается или провозглашается субъектом воздействия, на понимание и исполнение предписаний которого должна быть направлена активность реципиента. Примером этого служит распоряжение властного начальника своему подчиненному или воздействие гипнотизера на человека, находящегося в гипнотическом состоянии. Желаемый результат при объектном варианте психологического воздействия достигается благодаря определенным предпосылкам. Успех может быть обеспечен наличием у субъекта воздействия власти над реципиентом, или авторитета у него. Субъект воздействия, обладающий властью обычно прямо, не прибегая к ухищрениям, требует от подчиненных того, что считает нужным. Субъектный (синонимы - акциональный, манипулятивный) вариант предполагает активность и избирательность психического отражения реципиентом психологических воздействий. При данном варианте цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством активности реципиента, организуемой субъектом воздействия так, чтобы она разворачивалась в желательном для него направлении. Можно сказать, что субъект воздействия ведет здесь игру в смысле Э. Берна [3]. Что касается упомянутой активности реципиента, то она может осуществляться на разных уровнях — от оперантных условных рефлексов (как любили говорить американские бихевиористы, «если держать морковку достаточно близко от морды осла, можно привести его куда угодно») до самостоятельного построения реципиентом сложной деятельности, условия которой, однако, организованы так, чтобы был достигнут запланированный субъектом воздействия результат. При субъект-субъектном (диалогическом) варианте стратегии главным является признание неповторимости и уникальности психической организации реципиента. В отличие от объектного и субъектного вариантов, субъект-субъектный подход ориентирован на долгосрочный эффект, на изменение личности и осуществляется в процессе длительного воздейственного контакта с реципиентом.
Диалогические подходы, используемые субъектами воздействий в корыстных целях, позволяют регулировать процессы становления мотивационных качеств реципиентов, которые необходимы им в определенной деятельности. Так происходит вовлечение в религиозные секты, террористические организации и т.д. В данном случае субъект-субъектные воздействия призваны содействовать приобщению реципиентов через «добровольное» вовлечение и принятие «новых ценностей» к определенной деятельности. Субъект-субъектные (диалоговые) стратегии являются сложными по структуре и многошаговыми. Как правило они включают в себя и субъектные (манипулятивные) стратегии. Чаще всего субъект-субъектные воздействия направлены на формирование глубинных изменений, на создание новой структуры личности, что возможно только при длительном контакте.
*По наличию цели, воздействие может быть намеренным (целенаправленным) и непреднамеренным (случайным). Намеренное воздействие – это целенаправленное влияние с намерением добиться изменений, т.е предполагает вызвать определенный психологический эффект, или, другими словами, имеет интенцию оказать воздействие на кого-либо (человека, группу, общество в целом).Субъект воздействия намеренно (с умыслом) для достижения определённой цели подбирает нужные слова, подыскивает подходящие аргументы, совершает специфические действия и т.д. Непреднамеренное воздействие – ненаправленное, случайное воздействие, без определённых целей. В данном случае психологического воздействия его возможные результаты заранее не планируются.
Непреднамеренное воздействие может быть связано с неадекватным осознанием реципиентом интенции субъекта по взаимодействию, когда информирование воспринимается как иное коммуникативное намерение, например, как попытка воздействовать на самооценку («хотел унизить» или «хотел продемонстрировать свою власть»). Негативные последствия непреднамеренного воздействия встречаются при непродуманном использовании цветов в рекламе (в связи с символической функцией цвета), специфических жестов, различно трактуемыми в различных культурах и т.п. Примером положительного непреднамеренного воздействия является природное обаяние.
*По направленности цели психологические воздействия бывают программирующими, стимулирующими, информирующими, предупреждающими, активизирующими и тормозящими.
Программирующие воздействия задают систему мотивов или последовательность действий индивида, стимулирующие – изменяют систему мотивации, побуждают человека к принятию или смене системы установок и отношений. Предупреждающие воздействия представляют собой барьеры и ограничения к совершению определенных нежелательных действий, выполнению деятельности, которая не желательна для реципиента. Активизирующие воздействия направлены на стимуляцию деятельности, необходимой субъекту воздействия. Они подталкивают реципиента к совершению определенных действий. Тормозящие же, напротив, вводят систему запретов на какие-то формы поведения, совершение каких-либо действий, включая перцептивные, интеллектуальные, эмоционально-выразительные и т. п. информирующими,- сообщение реципиенту необходимых сведение о чем либо и ком-либо.
*По степени осознанности, психологическое воздействие делится на осознаваемое и неосознаваемое. Осознаваемое воздействие, это то воздействие, которое контролируется субъектом воздействия и в котором задействованы высшие когнитивные процессы - мышление, воображение, речь, а также волевые механизмы. Примерами осознаваемого воздействия являются убеждение, открытое внушение и аргументация. Психологическое воздействие считается неосознаваемым в тех случаях, когда субъект воздействия не контролирует его. При реализации неосознаваемого воздействия участвуют простейшие познавательные процессы: ощущения, восприятие и эмоции. В качестве примеров можно привести формирование автоматических поведенческих реакций и ассоциаций в результате многократного повторения стимулов (послушание авторитетному лицу), неосознанные реакции на невербальные сигналы, исходящие от окружающих, подпороговые сообщения (тревожная музыка в фильме усиливает восприятие напряженных сцен), скрытое внушение в рекламе, эмоциональное заражение.
*По степени личного участия и активности инициатора выделяется прямое и опосредованное психологическое воздействие. Под прямым воздействием подразумевается непосредственное влияние субъекта воздействия на реципиента, с целью изменения его поведения. Воздействия прямые, когда воздействующий субъект и реципиент находятся в непосредственном контакте. Осуществляются прямые воздействия средствами убеждения, увещевания, просьбы, приказа, совета, поощрения и наказания, атак же личного примера субъекта воздействия. Опосредованное воздействие (косвенные) – это воздействие, осуществляемое через создание специальных условий, ситуаций, побуждающих реципиента к изменению своего отношения и поведения, к проявлению активности. Опосредствованные воздействия реализуются через третьих лиц, средства массовой информации, произведения искусства и т. п. *По вектору направленности воздействие может быть внешним и внутренним.
Внешнее воздействие – это воздействие, производимое внешними объектами (окружающими людьми, социальными условиями, ситуацией), а также ответное воздействие субъекта, направленное на внешний мир.
Внутренним считается воздействие, направленное субъектом воздействия на самого себя. Средствами внутреннего воздействия являются самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообладание, самоободрение, самостимулирование.
*По результату (причинение вреда или пользы) психологическое воздействие делится на конструктивное, деструктивное и спорное. Конструктивное воздействие основано на принципах добровольности, взаимной заинтересованности, открытости, доверия. При этом субъект воздействия передаёт реципиенту в ненасильственной форме нечто своё личное (знания, опыт), а реципиент искренне хочет перенять это.
Конструктивными видами воздействия являются аргументация и самопродвижение.
Деструктивное воздействие предполагает взаимодействие на позициях неравенства партнёров по коммуникации, с целью достижения только собственной выгоды без учета интересов другой стороны. Деструктивное воздействие может применяться как в скрытой, так и в открытой форме. К открытым деструктивным видам психологического воздействия относятся принуждение, насилие, агрессия и т.д., к скрытым – манипуляцию. Психологическая агрессия — это социально-психологическое воздействие, нацеленное на оскорбление, запугивание, формирование зависимости, эксплуатацию или причинение вреда (ущерба) другому человеку, не желающему подобного обращения или неинформированному об основных последствиях такового. Психологическим насилием считается социально-психологическое воздействие, принуждающее реципиента к поступкам или поведению, которые не входили в его намерения; нарушающее индивидуальные границы личности, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида, а также всех его законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному вреду (ущербу).
Психологическое насилие может осуществляться как индивидуально, так и специфически организованной группой. Организованное групповое психологическое насилие является одной из самых опасных и тяжелых форм психологического насилия. Для определения этого понятия в литературе можно встретить такие понятия, как «контроль сознания» или «реформирование мышления». В этих терминах отражено краткое формулирование сути группового психологического насилия и результатов. Понятие «промывка мозгов», несмотря на популярность в СМИ и метафорическую образность, первоначально отражал реальную разновидность целенаправленного жесткого воздействия на психику заключенных и военнопленных с целью заставить их сотрудничать со своими врагами. Часто используемый в СМП термин «зомбирование» является чистой метафорой, нередко наполняемой необычным, а иногда и фантастическим содержанием, специфически организованной группой, практикующих реформирование мышления предполагает в них наличие следующих условий:
—Контроля над временем и мыслями реципиента, что достигается посредством завоевания контроля над главными элементами социальной и физической окружающей его (реципиента) среды.
— Систематическое создание чувства бессилия.
— Управление системой наград, наказаний и переживаний (событий) таким образом, чтобы подавить внешне проявляемое поведение, которое отражает ценности и сложившуюся организацию жизни реципиента, демонстрировавшиеся до контакта с группой.
— Поддержание закрытой системы логики и авторитарной структуры в группе.
— Информационная изоляция субъекта.
Группы, применяющие психологическое насилие, могут иметь некоторые или все эти особенности в различных формах и в разной степени. Группы с психологическим насилием не обязательно бывают религиозными - они могут возникать на почве практически любой человеческой жизнедеятельности (коммерческой, психологической, лечебно-оздоровительной, экологической и т.п.).
Спорное воздействие – это такой вид психологического воздействия, когда его проявления зависят от контекста ситуации. Спорное воздействие может оказаться полезным в отдельных случаях и вредным в остальных. К спорным видам влияния относят внушение, заражение, побуждение к подражанию, формирование благосклонности, игнорирование и т.п..
*По степени открытости психологическое воздействие подразделяется на явное и скрытое. Психологическое воздействие считается явным, когда этот факт не маскируется, более того, на нем может фиксироваться внимание. Примерами могут служить деятельность гипнотизера, оратора, актера, рекламная кампания и т.п. В случаях маскировки или сокрытия факта психологического воздействия, оно является скрытым. Яркими примерами в этом контексте могут служить приемы психологической войны или так называемые манипулятивные технологии (манипуляции). Одним из определений манипуляций служит следующее: «Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» (Доценко, с. 60)
*По количеству реципиентов психологическое воздействие подразделяется на индивидуальное (межличностное), групповое (контакт-коммуникативное) и массовое (масс-коммуникативное).
Индивидуальное (межличностное) воздействие происходит в ситуациях, когда происходит непосредственное общение субъекта воздействия с реципиентом (как говорят «лицом к лицу»). Также к этой группе относят ситуации межличностного взаимодействия, когда происходит опосредованное общение (телефон, почта, интернет и т.п.). В этих ситуациях объект воздействия и реципиент выступает одновременно и субъектом и объектом коммуникации, осуществляется двухсторонний процесс воздействия-взаимодействия. Контакт-коммуникативное воздействие включает в себя воздейственные практики, определяемые нахождением реципиента в составе определенной общности людей, на которую оказывается непосредственное психологическое воздействие некоторым субъектом воздействия - личностью или группой лиц (оратор, президиум и т.п.). При контакт-коммуникационных воздействиях осуществляется в основном односторонняя непосредственная связь по типу «субъект воздействия - общность реципиентов». Это - ситуации проведения собраний, совещаний, митингов, зрелищных мероприятий и т.д. При масс-коммуникативных воздействиях на реципиента воздействуют средства массовой информации. В этих ситуациях осуществляется односторонняя опосредованная связь по типу «средство массовой информации (СМИ) - реципиент (аудитория)». Это - ситуации просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами и т.п.
*По временному фактору психологическое воздействие подразделяется на краткосрочное и долговременное. Важным параметром, отличающим один вариант воздействия от другого, является его краткосрочность или длительное применение. Наличие возможности оказывать длительные воздействия - очень важный ресурс воздействующего субъекта. Однако нельзя утверждать, что краткосрочное, единичное воздействие всегда менее эффективно, чем долгосрочное. Высокая субъективная значимости единичного краткосрочного воздействия может оказать выраженное влияние на психологические характеристики реципиента. Подтверждением является часто произносимая фраза: «Этот случай изменил всю мою жизнь!».
*По уровню (широте) нарушений в психологической сфере, вызванных воздействием, у реципиента возможны парциальные и тотальные изменения. Парциальные (частные) изменения с нарушением какого-либо психического качества (например, мнения человека о конкретном явлении). При тотальных (общих) изменениях психики происходят нарушения ряда психологических качеств реципиента. *По устойчивости вызванные воздействием нарушения в психологической сфере изменения могут быть стойкими и кратковременными. Кратковременные нарушения исчезают в течение короткого промежутка времени (от нескольких минут до нескольких часов) и характеризуются по выходе из этого состояния критическим отношением к произошедшему. Стойкие нарушения могут наблюдаться в течении длительного промежутка времени без должной критики к произошедшим изменениям. Для получения устойчивых результатов приводящих к стойким изменениям диспозиций реципиента, его необходимо включить в деятельность, вызывая при этом его собственную активность, а так же использовать социально-психологические феномены, которые в большей степени определяют вовлеченность в процесс воздействия на регуляторы поведения глубинных механизмов психики. [1] Синдром конечного спасителя (Термин экзистенциальной психологии) – Вера в кого-то (какого-то мифического спасителя), того, кто придет в самый последний момент и спасет человека от беды.
[2] Интенция (лат. intentio «стремление») — направленность сознания, мышления, воли, отчасти также и чувств на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.
[3] Мета;фора (от др.-греч. ;;;;;;;; — «перенос», «переносное значение») — троп, перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение