Музыкальные способности

Анна Вершкова
      Вчера по скайпу  общалась с подружкой и сказала ей, что на очередном уроке чешского языка мы с моей учительницей пани Эвой  будем играть на пианино в 4 руки.  Оказалось, что учительница тоже немного играет, и нам будет приятно окунуться в детство, ощутить бок своего музыкального партнера,  считать вместе вслух, чтобы не сбиться.  Будет очень забавно и приятно.  Я вот сижу и разучиваю свою партию какого-то  несложного этюда.
        Моя подружка посокрушалась, что она такая не музыкальная, ни петь ни играть не умеет.  Вот музыку слышит, чувствует, а воспроизвести вслух не может.  Я ее спросила, а никто ей в детстве не говорил, что она неспособная, бездарная или еще что-нибудь в этом роде?  А  она, -А как же, папа всегда это говорил.  И тут связь прервалась, пропал интернет.  И вот я ей пишу свою историю.
       Мама моя была очень музыкальная, всегда дома напевала, и я с детства знала и любила ее песенки  старинные,  военные и тоже ей подпевала.  Но однажды приехал в гости ее брат Саша, мой дядя, а он был такой веселый, шумный, очень хорошо пел, играл на гитаре.  И как-то  в момент моего робкого подпевания, так громко вслух сказал – Ну надо же, какая бездарная девчонка уродилась, вроде и мать музыкальная, и бабка какая была певунья, и я пою(это он про себя), а у нее ни голоса ни слуха,  Ну вроде сказал и сказал.  А я потихоньку, незаметно совсем замолчала, просто, когда все пели я рот и не открывала.  И в школе даже в хоре я не могла петь, что-то тихонько шептала.  И когда в 5 классе мой любимый дядюшка привез из Москвы пианино, и я стала брать уроки музыки, я даже не могла вслух считать, ни только петь.  Но учительница у меня была бывшая дворянка, очень вежливая, воспитанная –Анечка, локотки повыше, пальчики так, спинку так. На Вы со мной, и совсем не пыталась как-то разговорить меня, узнать, почему я такая зажатая.  Тихая милая девочка, никаких проблем, чудесный ребенок.  А что этот ребенок страдает от того, что не может рот открыть, никого это не волновало.  Никто этого просто не замечал.  И длилось это очень долго.
            Все у меня в жизни было прекрасно, и единственно я завидовала  людям, которые умели петь.  Мне казалось, вот если бы у меня был настоящий красивый голос, я бы была самая счастливая на свете.  Моя подружка очень хорошо пела.  На выступлениях нашей агитбригады она пела песню из оперетты «Вольный ветер», я ее очень хорошо помню и до сих пор пою.  В то время свое музыкальное образование мы получали из пластинок и из радио.  Дома у нас был проигрыватель и целый шкаф с пластинками, которые постоянно пополнял мой дядюшка из Москвы. Спасибо ему, он старался, чтобы мы не отстали от цивилизации в нашем Острогожске, и привозил самые последние выпуски фабрики «Мелодия» с популярными песнями и долгоиграющие с операми и опереттами.  И вот когда я была одна дома, под музыку перед зеркалом в большом зале я представляла себя артисткой, героиней какой-нибудь оперетты - то Марицей,то Виолеттой из"Фиалки Монмартра"  и пела с канканом – Карамболина, Карамболетта.  То Аделью из «Летучей мыши» - Где вы жили, ахаха, где служили ахаха, не  больны ли ахаха, и умны ли ахахахаха.  И пела, пела, когда меня никто не слышал.
             В 10 классе я дружила с мальчиком-одноклассником, он тоже очень хорошо пел.  И я рядом со своей подружкой и приятелем чувствовала себя как-то немного убого, раз я так красиво и громко не пою.
           После школы я поступила в Воронежский институт и на первом курсе жила в общежитии.   В комнате нас было 8 девчонок.  Девочки со мной учились в основном  старшие уже производственницы и почти все  из районов и сел.  И, конечно, я со своим музыкальным образованием превосходила их.   И здесь-то я с удовольствием перед ними представлялась, каждый вечер устраивала в нашей комнате спектакль одного актера.  Я им перепела все оперетты, в лицах,  с танцами и песнями. Благо я их все знала наизусть. Читала стихи на память, все с эмоциями, с выражением.  Они были благодарными зрителями, а я с удовольствием могла их часами развлекать.  Даже из других комнат приходили девчонки на концерт. В тот момент я совсем не помнила, что я бездарная и безголосая.
     А когда на втором курсе я познакомилась с моим любимым Толиком, который не умел ни петь ни танцевать, я совсем ожила.  И вот скоро, через 2 недели будет 50 лет нашему знакомству и все 50 лет я ему пою.  Когда мы едем куда-нибудь далеко на машине, моих попурри-песен хватает ровно на 500 километров, а иногда и больше.  Я ему очень признательна за терпение.  Он считает, что у меня и голос прекрасный  и песни мои чудесные, ведь они и его постоянно возвращают в прошлое, в нашу молодость.  Говорят, что некоторые женщины своих женихов-мужей привораживают, а я своего припеваю.  Когда я ему пою песню – Мне тебя сравнить бы надо с песней соловьиною, с тихим утром, майским садом, гибкою рябиною, липою, черемухой, даль мою туманную, самую далекую, самую желанную.» Или же – Не знаю больше сна я, мечту свою храню. Тебя, моя родная, ни с кем я не сравню.» Да и правда, с кем меня можно сравнить? Я для него самая красивая, самая талантливая. А он- мой волшебник, который снял с меня этот комплекс неполноценности.  А подружка  моя с хорошим голосом оказывается с тех пор больше не поет.  Может ей не повезло, и у нее талантливый и музыкальный муж?
          А все это я к тому, что мы взрослые должны быть очень аккуратными и осторожными в своих выражениях и оценках способностей детей.  Убить их очень легко, достаточно одного слова, а вот вернуть веру в себя человеку может не хватить и жизни.
         

1.02.2014г.
Карловы Вары
А.Вершкова