Посуда

Анна Вершкова
              Было мне 15 лет, последние дни учебного года.  Нас, как всегда, посылали в колхоз на прополку чего-то, ни то свеклы, ни то морковки.   И в этот день я тоже ушла в школу, чтобы всем классом ехать работать в поле, хотя мне этого совсем не хотелось.  И тут повезло, из-за транспорта наша поездка отменилась, и нас распустили по домам. Я быстро бежала домой, потому там остался один младший брат Саша.
                Дома мы готовились к новоселью.  Много лет строился наш дом и наконец-то все было готово.  Даже в последней родительской спальне  были покрашены полы и уже почти высохли.  Мама, чтобы выветрился запах краски, открыла окна настежь.  Но чтобы мы не лазили в дом через окно,  не затаптывали новый пол,   дверь со стороны столовой подпирала папиной двухпудовой гирей.
                Свободная и счастливая прибежала я домой, но входная дверь была заперта,  Я побегала, покричала –позвала Сашу,  но он не отозвался, значит убежал куда-то.  Не долго думая, я полезла в окно спальни.  Предварительно разулась и аккуратненько добежала до двери, но дверь не открывалась.  Ну ясно, мама опять ее подперла гирей, решила я и стала пытаться  отодвинуть гирю.  Но у меня ничего не получалось. Наверное там две гири, подумала я и из последних сил навалилась на дверь.  Дверь подалась, но там была явно не гиря.  Чувствую, что что-то большое падает и раздается прямо страшный грохот, как взрыв.  В приоткрывшуюся дверь я протиснулась в комнату и что же я увидела? У входной двери стоял Саша (он не отзывался, прятался от меня в саду - он решил со мной поиграть), а передо мной была огромная гора разбитой посуды. 
                Оказывается мама перед работой вытащила в сад посудный буфет, чтобы вымыть и высушить.  А всю посуду, какая была в буфете и вообще в доме, составила на большой обеденный стол.  А там чего только не было -и подарки родителей, и привезенные дядей из Китая, в общем все, что она накопила за всю жизнь. Были и новые не распакованные сервизы, и две большие хрустальные вазы для фруктов – одна от папиной мамы, другая от маминой.  И хорошо помню высокую голубую вазу для гладиолусов.    Видимо, не подумав, что кто-то полезет в окно, мама придвинула стол к двери.  Стол был очень большой, квадратный, устойчивый.  Но он был раздвижной,  одна половика была выдвинута и на ней стояла швейная машинка.  И когда я хорошенько поднажала на дверь, машинка перевесила и стол перевернулся.  Когда же я увидела груду черепков, я конечно, очень испугалась.  Ведь мама запретила лазить в окно, я ослушалась и такое натворила.  Я не знала, что мне делать и как была в одних носочках побежала к  бабушке-соседке. Прибегаю, реву.  Она мне -_Анечка, что случилось! Я –Я все, все разбила.  Бабуська меня ощупывает –Что? Руки, ноги?  Я – Нет, всю посуду в доме.  Мы с ней побежали к нам.  Глянула она на все это и прямо в голос запричитала. 
                А тут папа заходит, приехал на обед.  Посмотрел на перевернутый стол, на  нас с бабкой  зареванных и  мне –Не реви, все нормально.   Он принес со двора большой таз,  стал складывать  черепки и осколки, носить их и выбрасывать в уборную, в яму. Молча носил-носил.  Бросил, взял тяпку и пошел в сад.  А вот и мама пришла на обеденный перерыв.
Она еще не успела зайти в дом, папа как коршун летит, опередить ее. - Не волнуйся, все в порядке.  Папа очень боялся, что мама вдруг начнет ругать меня.  Но мамочка, конечно, просто опешила, увидев такое.  И со словами  -Посуда бьется к счастью.  Повернулась и пошла  из дома, чтобы мы не видели ее слез.  Она шла на работу и всю дорогу плакала.  А папа собрал и выбросил оставшиеся осколки.  И тоже пошел на работу.   
                Вечером, когда все успокоились и мы ужинали из новых простых тарелок,  пили чай их граненых стаканов и рассматривали оставшиеся от нового чайного сервиза блюдце и чайничек, я  клятвенно обещала маме что когда вырасту, выучусь и буду работать, накуплю столько ей красивой посуды, самой красивой на свете.  Правда красивую посуду и позже дарила мне чаще мамочка, а я ее частенько  била, да и сейчас такое случается.  Наверное, чтобы  в доме все чаще обновлялось.  Но на память от каждого сервиза оставляю то блюдце, то чайничек или чашечку. И это у нас стоит в шкафу, как самое дорогое и ценное.
                Случай этот  я запомнила на всю жизнь и всю жизнь я признательна своим родителям за  такую реакцию на эту неприятность. Я понимала, как маме было жалко красивую посуду, тем более, что тогда ничего не возможно было купить. И собирала она ее 15 лет после войны.
                Но никто меня не поругал. Не упрекнул.   И потом всегда шутили , вспоминая все подробности - как соседка бабушка испугалась, что я себе что-то разбила, как папа носил эти стекляшки, как бежал на встречу маме. И вообще мы решили,  что посуда - дело наживное.  Правда «наживать» хорошую посуду стали где-то лет через 10-15 уже на севере.  А этот случай стал еще одним забавным случаем моей жизни. Но зато никогда и никому – ни мужу, ни дочке, ни внучке я не сделала ни одного замечания по поводу битой посуды или испорченных вещей.  Повезло им со мной, как и мне с родителями.  Они всегда в моем сердце и вспоминаю о них только с теплотой,  любовью и благодарностью.
               


25.01.2014г.
А.Вершкова
К.Вары