Первую сессию в институте я сдала хорошо. Видимо потому что были еще общеобразовательные предметы, и пока не выветрились школьные знания, все было очень легко. И когда я получила по истории на экзамене четверку, как мне казалось не заслуженную, я даже плакала. Ребята – мои сокурсники надо мной потешались и бегали вниз на первый этаж в вестибюль ловить мои горькие слезы. А я стояла на балконе и плакала от обиды на несправедливость жизни. Мне казалось, что отвечала я блестяще и заслуживала пятерки. Но главное, стипендию я заработала. Начинались веселые зимние каникулы. И это было замечательно.
Но уже очередная летняя сессия получилась не такая простая. Мы уже немного повзрослели, освоились в институте, слегка обнаглели, разболтались. Мы должны были сдать три экзамена и потом – геодезическая практика целый месяц - в поле, в лесу, на природе. А экзамен по геодезии сдавать после практики. И получалось, что весь месяц у нас продолжалась сессия. И мы решили, что если завалим какой-нибудь экзамен, то сможем легко его пересдать в течении этого месяца. И поэтому мы не очень-то к ним готовились.
Институт наш лесотехнический находился в чудесном лесу, рядом речка. К экзаменам, особенно последнему по физике, мы готовились очень вяло, лежа на пляже или под кустиками в лесочке, облизывая мороженое. Было жарко уже начиналось лето. И когда я пришла сдавать физику, вытащила билет – поняла, что ответа на один вопрос я совсем не знаю. Задачки я решила быстро (это у меня как - то хорошо получалось) а вот теория..... Сообразив, что больше тройки за свой ответ я не получу, я решила уйти с экзамена и прийти сдавать еще раз во время практики.
Я подошла к учительскому столу,положила билет и пошла к выходу. «Ты куда?» спросил преподаватель Николай Иванович. Он был инвалидом, с одной ногой (после войны) и протез у него был какой-то простой деревянный и очень громко скрипел при ходьбе. За глаза мы его звали «Скирли». Я ему сказала, что не знаю ответа на один вопрос, а тройку получать не хочу, и поэтому я еще подучу, а потом приду и сдам хорошо. Учитель очень удивился, стал меня уговаривать начать отвечать, но я была непоколебима. Я уже настроилась не сдавать и уйти, и в голове у меня было совсем пусто. Тем более впереди целый месяц практики, можно подготовиться и сдать на пятерку.
Парень, с которым я дружила - Вовка тоже недоуменно спросил меня, почему я ухожу. Я ему объяснила, что не хочу сейчас получать тройку, лучше еще поготовлюсь и потом приду и сдам хорошо, может даже на 5. Самое интересное – но он тогда тоже встал, положил на стол свой билет и тоже ушел вместе со мной. И еще человек 8, таких же шалопаев, глядя на нас побросали свои билеты и ушли с экзамена. Николай Иванович был конечно в шоке, но мы сказали, что пересдадим его физику на пятерки. Мы то знали, что наши ребята, свободные от экзамена стояли под дверью и записывали номера билетов и вопросы. А по настоящим билетам будет вообще просто и здорово готовиться, даже можно будет написать шпоргалки. Мы же еще их никогда не писали. Интересно. В общем все билеты и вопросы мы переписали и спокойные пошли на геодезическую практику, с благими намерениями между делом учить физику.
Целый месяц мы провели на природе. Погода была летняя, чудесная. И физику никому, конечно, учить не хотелось. Тем более нам сказали, что сдавать ее мы будем только после экзамена по геодезии и нам дадут только один день на пересдачу. А во время практики никто принимать у нас экзамены не будет.
Имея готовые билеты, мы, конечно не напрягались, и физику не учили. Но раз уж у нас были билеты с вопросами, мы на них написали ответы на листочках – шпоргалки, шпоры. Вымудрялись кто как мог. Кто писал меленько на узеньких полосочках и складывал их в гармошку. Эту гармошку можно было зажать в кулаке и потихоньку передвигать и списывать. Некоторые девочки практиковались писать прямо на бедрах, можно было под столом осторожно сдвигать юбочку и списывать. Кто пришивал себе большие карманы. В общем фантазия работала на полную катушку. Был большой творческий процесс.
Я вот свои шпоры написала на половинках тетрадного листа – с одной стороны один вопрос и ответ, с другой – второй. И так все 31 билет. Но самое главное и забавное, я научилась здорово их прятать и лихо и безошибочно доставать нужный мне билет. Я как фокусник КИО очень долго тренеровалась в этом искусстве. Ну и еще мне всегда хотелось всех удивлять. У меня было платье с застежкой спереди до пояса. И так как я была худенькая, стройненькая, а лиф был немного даже с напуском, то эту стопку шпоргалок (31 билет) я положила под платье на живот, точнее на желудок и через прореху училась доставать нужный мне билет. Я запускала два пальца под застежку и считала, какой билет мне надо вытащить. Получалось безошибочно. Так у меня это здорово получалось, что девчонки стали просить меня на экзамене вынуть для них нужный билетик. Это не смотря на то, что у каждой из них было по несколько комплектов шпоргалок. Но они боялись, а для меня это не сложно – просто игра.
Экзамен по геодезии мы блестяще сдали и пришли сдавать здополучную физику. Сидим перед аудиторией и ждем преподавателя. Ну а я, конечно, демонстрирую всем свои фокусы по вытягиванию любого билета. Мне кто-нибуди называет номер и я за секунду безошибочно достаю нужный ответ. Затем другой называют – я опять достаю. И ни одной ошибки – круто получалось. И так мы увлеклись этим концертом, что не заметили, как наш «Скирли» подскрипел к нам и стоял наблюдал за моими фокусами.
Мы зашли в аудиторию, взяли экзаменационные билеты и нас рассадили за столы. Не знаю, случайно получилось или Ник Иваныч специально посадил меня за стол без ящика. Точнее стол оказался перевернутым, и внутренний ящик был с обратной стороны. Но ничего, я взяла экзаменационный билет, села за свой стол, и даже, не глядя на вопросы, начала отсчитывать нужную шпоргалку. Но как на зло, мне попадались все не те. А девчонки в это время все трясутся, боятся доставать свои шпоры. Мне все шепотом диктуют свои номера, чтобы я им у себя достала. А я никак не могу найти свою, все не то да не то. Ну наконец-то я вытянула нужный листок. А те, ненужные, которые я вытаскивала по ошибке, я потихоньку складывала в туфлю, потому что карманов на платье у меня не было и ящика в столе тоже. Туфли уже были битком забиты бумажками, уже и ноги не помещались, я с трудом их туда запихивала.
Ну в общем шпоргалку нужную я вытащила, ответы на свой листок переписала, задачки решила, все было прекрасно. Сидела и ждала своей очереди идти отвечать. И вместо того, чтобы убрать со стола эту подсказку, я решила еще разочек проверить, а правильно ли я все переписала. И вдруг я вижу – наш хромой Николай Иванович встает со своего стула и быстро (как может), целеустремленно скрипит прямо ко мне и резко поднимает экзаменационный листок. А под ним лежит еще один с подробными ответами на все вопросы. Видимо он давно наблюдал за мной, но моя нагласть окончаательно его возмутила и даже взбесила. Он побледнел. Потом позеленел и когда совсем покраснел – завопил не своим голосом: »Вон! Вон отсюда!» Я, конечно, не ожидала такой реакции, испугалась, растерялась, сгребла свои листочки и чуть было не побрела к двери, но во время пришла в себя и сообразила, что если я сейчас уйду, то мне поставят неуд (двойку). И тогда стипендии мне не видать, как своих ушей. А учиться без стипендии, не имея своих денег( ясно, что родители дадут) совсем не хочется. Что делать, я не знаю. Я смотрю на своего приятеля Вовку и спрашиваю его глазами: » Ну что мне делать?» А он мне также отвечает - «Проси!». Тогда я собираюсь с духом и когда Николай Иванович немного приостановил свой монолог – Мол, где ты это взяла? Где все остальные ? и т.д.» Он, конечно, понял, если есть ответы на один билет, то значит в классе бродят и остальные 30 билетов с ответами. И дождавшись, когда он закончили свою тираду, я тихонечко жалобным голоском начала его просить: »Николай Иванович, миленький, простите меня пожалуйста, я случайно, я больше так не буду. Можно мне взять еще один билетик?» Строгий учитель, герой, инвалид войны, конечно, не ожидал такой наглости от меня. Он сначала обомлел, а потом опять взвыл и по новой начал выпроваживать меня из класса, уличая меня в наглости, лени и вообще в чем только можно было меня упрекнуть. Я стояла потупив взор такая несчастная, как побитый щенок и не знала, как мне дальше поступить. Или проявить гордость и уйти, или поприжать свою гордыню и все-таки попытаться сдать экзамен и спасти свою стипендию. Все ребята очень сочувствовали мне и кроме как намеками, мол – проси, ничего мне посоветовать не могли. Да и я прекрасно понимала, что у меня остался совсем небольшой шанс спасти мою стипендию. И вновь собрав все свои последнии силы и последнии аргументы , почувствовав, что учитель немного отошел и успокоился, я стала даже слегка кокетливо просить его разрешить мне взять еще один билет. «Ну , Николай Иванович , вы сами выберете для меня самый трудный билет, я сяду рядом с вами и никуда не буду подглядывать. Дайте мне, пожалуйста, еще один шанс исправиться . Честное слово, это у меня было первый раз и никогда больше не повторится».
Видимо за эти 15 минут перепалки со мной он бедненький так устал напрягаться и нервничать, что в конце-концов сказал: »Ладно, иди возьми другой билет! Хотя нет, я сам тебе его выберу». И стал выбирать. И выбрал как мне тогда казалось самый трудный 31 билет. Но думаю, что в тот момент для меня все билеты были трудными. Он посадил меня за первый стол, сказал- «готовься». И стал принимать экзамен у остальных ребят. Он и задачки мне дал новые, на что я, уже осмелев, даже возмутилась. Ведь их я сама решала, почему же я должна новые решать. На что мой бедный Николай Иванович взмолился: »Да замолчи ты, не возражай и решай эти задачи, а то все же выгоню.» Но это он уже сказал миролюбиво и почти с любовью в голосе.
Я села на свое место, смотрю на этот билет и ... ничего не вижу, и даже не понимаю, что там написано. Видимо я так переволновалась, что совсем обессилила. Почти все ребята уже ушли – сдали в основном на трояки. А ведь думали, что пересдадут на 4-5. Вовка тоже получил свой трояк и пошел в общежитие сказать моей маме, что я еще не сдала этот злополучный экзамен и, если не смалодушничаю, и не уйду – то сдам обязательно. Мама с моим братом Сашей в это время сидели в общежитии и ждали, когда я освобожусь, чтобы уже студентку второго курса с победой везти домой на отдых и откармливание. Мои вещи уже были в машине, осталось только дождаться, когда я приду.
А я в это время сижу и смотрю тупо на свой новый билет № 31, и ни одной мысли в голове. Тогда я взялась за задачки и, слава богу, я их опять легко решила. Осталось ответить на вопросы, но я их даже до конца прочесть не смогла – сил уже не было. Ну что мне оставалось делать, выход был один – искать ответы в своем тайнике за пазухой, и попытаться вытащить нужную шпаргалку. А....думаю я, если не спишу, все равно не сдам и получу двойку,, а если опять поймает со шпорой – точно выгонит, и тоже получу двойку. Но во втором случае, если не поймает и мне удастся вытыщить нужную шпоргалку, списать и нормально ответить, я получу положительную оценку, буду переведена на второй курс со стипендией и свободная и счастливая буду отдыхать все лето.
И я время от времени преданно поглядывая на Николая Ивановича, запустила руку под застежку, нащупала свои спасительные листки и начала отсчитывать и искать свой билет. Благо он мне как-то быстро попался в руку. Я его достала, аккуратно все с него переписала на свой экзаменационный лист. Задачки у меня были решены, и я стала проситься отвечать. Все ребята давно разошлись, я сидела в аудитории одна с преподавателем. После такого конфликта он на меня уже и не глядел. Я успокоилась и пошла отвечать. Я блестяще рассказала, вернее прочитала по листку теорию, объяснила как решала задачки. В общем отвечала очень хорошо. На дополнительные вопросы, а они были из школьной программы ( а в школе по физике у меня всегда были пятерки) я тоже хорошо и легко отвечала. Николай Иванович даже расчувствовался и начал меня хвалить. Мол я же всегда знал, что ты умная девочка. А я ему – «Ну да, а шпоргалка ко мне случайно попала. И ответ мой по=моему даже на пятерку тянет». На что он мне со вздохом и даже как мне показалось с теплотой в голосе - «Давай свою зачетку, получай свою тройку и поезжай на каникулы отдыхать. Ответ твой действительно на 5, но больше тройки поставить не могу, ты меня очень обидела. И не пиши больше шпаргалок, лучше побольше готовься к экзаменам.» Конечно, за хороший ответ мне тоже хотелось бы получить хотя бы четверочку. Ну да ладно, главное все обошлось, а с одной тройкой стипендию тоже давали. Я взяла свою зачетку с вымоленной тройкой, и помчалась в общежитие, где меня ждали мама и Саша, и с радостным возгласом - " Я сдала, у меня троек!" - я влетела в комнату и приплясывая целовала всех подряд. Это была моя победа! Я спасла стипендию! Я студентка второго курса! И у меня – каникулы и никаких хвостов. И теперь я могу с чистой совестью отдыхать целое лето.
Вот такие разные были первые две сессии. На первой я лила слезы из-за четверки, а на второй почти выплакивала тройку. А впереди еще было 4 года учебы и еще много зачетов , экзаменов, проектов и еще много-много смешных, грустных и забавных случаев. А вообще студенчество – это веселое, удивительное и счастливое время!! Что может быть лучше, когда тебе 17-20 лет!!
07.11.2011 г. Москва
А.Вершкова