Экзамены

Анна Вершкова
                Первую сессию в институте я сдала хорошо.  Видимо потому что были еще общеобразовательные предметы, и пока не выветрились школьные знания, все было очень легко.  И когда я получила по истории на экзамене четверку, как мне казалось не заслуженную, я даже плакала.  Ребята – мои сокурсники надо мной потешались и бегали вниз на первый этаж в вестибюль ловить мои горькие слезы.  А я стояла на балконе и плакала от обиды на несправедливость жизни.  Мне казалось, что отвечала я блестяще и заслуживала пятерки.   Но главное, стипендию я заработала.   Начинались веселые зимние каникулы.    И это было замечательно.
                Но уже очередная летняя сессия получилась не такая простая.  Мы уже немного повзрослели, освоились в институте, слегка обнаглели, разболтались. Мы должны были сдать три экзамена и потом – геодезическая практика целый месяц -  в поле, в лесу, на природе. А экзамен по геодезии сдавать после практики. И получалось, что весь месяц у нас продолжалась сессия. И мы решили, что если завалим какой-нибудь экзамен, то сможем легко его пересдать в течении этого месяца.  И поэтому мы не очень-то к ним готовились.
                Институт наш лесотехнический находился  в чудесном лесу, рядом речка.  К экзаменам, особенно последнему по физике, мы готовились  очень вяло, лежа на пляже или под кустиками в лесочке, облизывая мороженое.  Было жарко уже начиналось лето.  И когда я пришла сдавать физику, вытащила билет – поняла, что ответа на один вопрос я совсем не знаю.  Задачки я решила быстро (это у меня как - то хорошо получалось) а вот теория..... Сообразив, что больше тройки за  свой ответ я не получу, я решила уйти с экзамена и прийти сдавать еще раз во время практики.
                Я подошла к учительскому столу,положила билет и пошла к выходу.  «Ты куда?» спросил преподаватель Николай Иванович.  Он был инвалидом, с одной ногой (после войны) и протез у него был какой-то простой деревянный и очень громко скрипел при ходьбе. За глаза мы его звали «Скирли».  Я ему сказала, что не знаю ответа на один вопрос, а тройку получать не хочу, и поэтому я еще подучу, а потом приду и сдам хорошо.  Учитель очень удивился, стал меня уговаривать начать отвечать, но я была непоколебима.  Я уже настроилась  не сдавать и уйти, и в голове у меня было совсем пусто.  Тем более впереди целый месяц практики, можно подготовиться и сдать на пятерку.
                Парень, с которым я дружила - Вовка  тоже недоуменно спросил меня, почему я ухожу.  Я ему объяснила, что не хочу сейчас получать тройку, лучше еще поготовлюсь и потом приду и сдам хорошо, может даже на 5.  Самое интересное – но  он тогда тоже встал, положил на стол свой билет и тоже ушел вместе со мной.  И еще человек 8, таких же шалопаев, глядя на нас побросали свои билеты и ушли с экзамена.  Николай Иванович был конечно в шоке, но мы сказали, что пересдадим его физику на пятерки.  Мы то знали, что наши ребята, свободные от экзамена стояли под дверью и записывали  номера  билетов и вопросы.  А по настоящим  билетам будет вообще просто и здорово готовиться,  даже можно будет написать шпоргалки.   Мы же еще их никогда не писали.  Интересно.  В общем все билеты и вопросы мы переписали и спокойные пошли на геодезическую практику, с благими намерениями между делом учить физику.
                Целый месяц мы провели на природе.  Погода была летняя, чудесная.  И физику никому,  конечно,  учить не хотелось.  Тем более нам сказали, что сдавать ее мы будем только после экзамена по геодезии и нам дадут только один день на пересдачу.  А во время практики никто принимать у нас экзамены не будет.
                Имея готовые билеты, мы, конечно не напрягались,  и  физику  не учили.  Но раз уж у нас были билеты с вопросами,  мы на них написали ответы на листочках – шпоргалки, шпоры.   Вымудрялись кто как мог.   Кто писал меленько на узеньких полосочках и складывал их в гармошку. Эту гармошку можно было зажать в кулаке и потихоньку передвигать и списывать.  Некоторые девочки практиковались писать прямо на бедрах,  можно было под столом осторожно сдвигать юбочку и списывать.  Кто пришивал себе большие карманы.  В общем фантазия работала на полную катушку.  Был большой творческий процесс.
                Я вот свои шпоры написала на половинках тетрадного листа – с одной стороны один вопрос и ответ, с другой – второй.  И так все 31 билет.  Но самое главное и забавное, я научилась здорово их прятать и лихо и безошибочно доставать нужный мне билет.  Я как фокусник КИО очень долго тренеровалась в этом искусстве.  Ну и еще мне всегда хотелось всех удивлять.  У меня было платье с застежкой спереди до пояса.  И так как я была худенькая, стройненькая, а лиф был немного даже с напуском, то эту стопку шпоргалок (31 билет) я положила под платье на живот,  точнее на желудок и через  прореху  училась доставать нужный мне билет.  Я запускала два пальца под застежку и считала, какой билет мне надо вытащить.  Получалось безошибочно. Так у меня это здорово получалось, что девчонки стали просить меня на экзамене вынуть для них нужный билетик.  Это не смотря на то, что у каждой из них было по несколько комплектов шпоргалок.  Но они боялись,  а для меня это не сложно – просто игра.
                Экзамен по геодезии мы блестяще сдали и пришли сдавать здополучную физику.  Сидим перед аудиторией и ждем преподавателя.  Ну а я, конечно,  демонстрирую всем свои фокусы по вытягиванию любого билета.  Мне кто-нибуди называет номер и я за секунду безошибочно достаю нужный ответ.  Затем другой называют – я опять достаю.   И ни одной ошибки – круто получалось.  И так мы увлеклись этим концертом, что не заметили, как наш «Скирли» подскрипел к нам и стоял наблюдал за моими фокусами.
                Мы зашли в аудиторию,  взяли экзаменационные билеты и нас рассадили за столы.  Не знаю, случайно получилось или Ник Иваныч специально посадил меня за стол без ящика.   Точнее стол оказался перевернутым,  и внутренний ящик был с обратной  стороны.  Но ничего, я взяла экзаменационный билет, села за свой стол, и даже, не глядя на вопросы, начала отсчитывать нужную шпоргалку.  Но как на зло, мне попадались все не те.  А девчонки в это время все трясутся, боятся доставать свои шпоры.   Мне все шепотом диктуют свои номера, чтобы я им у себя достала.  А я никак не могу найти свою, все не то да не то.  Ну наконец-то я вытянула нужный листок.  А те,  ненужные, которые я вытаскивала по ошибке, я потихоньку складывала в туфлю, потому что карманов на платье у меня не было и ящика в столе тоже. Туфли уже были битком забиты бумажками,  уже и ноги не помещались, я с трудом их туда запихивала.
                Ну в общем шпоргалку нужную я вытащила, ответы на свой листок переписала, задачки решила, все было прекрасно.  Сидела и ждала своей очереди идти отвечать.  И вместо того, чтобы убрать со стола эту подсказку, я решила еще разочек проверить,  а правильно ли я все переписала.   И вдруг я вижу – наш хромой Николай Иванович встает со своего стула и быстро (как может), целеустремленно скрипит прямо ко мне  и резко поднимает экзаменационный листок.  А под ним лежит еще один с подробными ответами на все вопросы.   Видимо он давно наблюдал за мной, но моя нагласть окончаательно его возмутила и даже взбесила.  Он побледнел.  Потом позеленел и когда совсем покраснел – завопил не своим голосом: »Вон! Вон отсюда!»  Я, конечно,  не ожидала такой реакции,  испугалась,  растерялась, сгребла свои листочки и чуть было не побрела к двери, но во время пришла в себя и сообразила, что если я сейчас уйду, то мне поставят неуд (двойку).   И тогда стипендии мне не видать, как своих ушей.   А учиться без стипендии, не имея своих денег( ясно, что родители дадут) совсем не хочется.  Что делать, я не знаю.   Я смотрю на своего приятеля  Вовку и спрашиваю его глазами: » Ну что мне делать?»  А он мне также отвечает - «Проси!». Тогда я собираюсь с духом и  когда Николай Иванович немного приостановил свой монолог – Мол, где ты это взяла?  Где все остальные ?  и т.д.»  Он, конечно, понял, если есть ответы на один билет, то значит в классе бродят и остальные 30 билетов с ответами. И дождавшись, когда он закончили свою тираду, я тихонечко жалобным голоском начала его просить: »Николай Иванович, миленький, простите меня пожалуйста, я случайно, я больше так не буду.  Можно мне взять еще один билетик?»  Строгий  учитель, герой, инвалид войны, конечно, не ожидал такой наглости от меня.  Он сначала обомлел, а потом опять взвыл и по новой начал  выпроваживать меня из класса, уличая меня в наглости, лени и вообще в чем только можно было меня упрекнуть.  Я стояла потупив взор такая несчастная, как побитый щенок и не знала,  как мне дальше поступить.  Или проявить гордость и уйти, или поприжать свою гордыню и все-таки попытаться сдать экзамен и спасти свою стипендию.  Все ребята очень сочувствовали мне и кроме как намеками, мол – проси, ничего мне посоветовать не могли.  Да и я прекрасно понимала, что у меня остался совсем небольшой шанс спасти мою стипендию.  И вновь собрав все свои последнии силы и последнии аргументы , почувствовав, что учитель немного отошел и успокоился, я стала даже слегка  кокетливо просить его разрешить мне взять еще один билет.  «Ну , Николай Иванович , вы сами выберете для меня самый трудный билет, я сяду рядом с вами и никуда не буду подглядывать. Дайте мне, пожалуйста, еще один шанс исправиться . Честное слово, это у меня было первый раз и никогда больше не повторится».
                Видимо за эти 15 минут перепалки со мной он бедненький так устал напрягаться и нервничать, что в конце-концов сказал:  »Ладно, иди возьми другой билет! Хотя нет, я сам тебе его выберу».  И стал выбирать. И выбрал как мне тогда казалось самый трудный 31 билет.  Но думаю, что в тот момент для меня все билеты были трудными.  Он посадил меня за первый стол, сказал- «готовься».   И стал принимать экзамен у остальных ребят.  Он и задачки мне дал новые, на что я, уже осмелев,  даже возмутилась.   Ведь их я сама решала, почему же я должна новые решать.  На что мой бедный Николай Иванович взмолился:  »Да замолчи ты, не возражай и решай эти задачи, а то все же выгоню.»  Но это он уже сказал миролюбиво и почти с любовью в голосе.
              Я села на  свое место, смотрю на этот билет и ... ничего не вижу, и даже не понимаю, что там написано.  Видимо я так переволновалась, что совсем обессилила.  Почти все ребята уже ушли – сдали в основном на трояки.  А ведь думали, что пересдадут на 4-5.   Вовка тоже получил свой трояк и пошел в общежитие сказать моей маме, что я еще  не сдала  этот злополучный экзамен и, если не смалодушничаю,  и не уйду – то сдам обязательно.   Мама  с моим братом Сашей в это время сидели в общежитии и ждали, когда я освобожусь, чтобы уже студентку второго курса с победой везти домой на отдых и откармливание.  Мои вещи уже были в машине, осталось только дождаться, когда я приду.
                А я в это время сижу и смотрю тупо на свой новый билет № 31, и  ни одной мысли в голове.  Тогда я взялась за задачки и, слава богу,  я их опять легко  решила.  Осталось ответить на вопросы,  но я их даже до конца прочесть не смогла – сил уже не было.  Ну что мне оставалось делать, выход был один – искать ответы в своем тайнике за пазухой, и попытаться вытащить нужную шпаргалку.   А....думаю я,  если не спишу, все равно не сдам  и получу двойку,, а если опять поймает со шпорой – точно выгонит, и тоже получу двойку.  Но во втором случае, если не поймает и мне удастся  вытыщить нужную шпоргалку, списать и нормально ответить, я получу положительную оценку, буду переведена на второй курс со стипендией и свободная и счастливая буду отдыхать все лето. 
                И я время от времени преданно поглядывая на Николая Ивановича, запустила руку под застежку, нащупала свои спасительные листки и начала отсчитывать и искать свой билет.  Благо он мне как-то быстро попался в руку.  Я его достала, аккуратно все с него переписала на свой экзаменационный лист.  Задачки у меня были решены, и я стала проситься отвечать.  Все ребята давно разошлись, я сидела в аудитории одна с преподавателем.  После такого конфликта он на меня уже и не глядел.  Я успокоилась и пошла отвечать.  Я блестяще рассказала, вернее прочитала по листку теорию, объяснила как решала задачки. В общем отвечала очень хорошо.  На дополнительные вопросы, а они были из школьной программы ( а в школе по физике у меня всегда были пятерки) я тоже хорошо и легко отвечала.  Николай Иванович даже расчувствовался и начал меня хвалить.  Мол я же всегда знал, что ты умная девочка.  А я ему – «Ну да, а шпоргалка ко мне случайно попала. И ответ мой по=моему даже на пятерку тянет».  На что он мне со вздохом  и  даже как мне показалось с теплотой в голосе - «Давай свою зачетку, получай свою тройку и поезжай на каникулы отдыхать.  Ответ твой действительно на  5, но больше тройки поставить не могу, ты меня очень обидела.  И не пиши больше шпаргалок, лучше побольше готовься к экзаменам.»  Конечно, за хороший ответ мне тоже хотелось бы получить хотя бы четверочку.  Ну да  ладно, главное все обошлось, а с одной тройкой стипендию тоже давали.   Я взяла свою зачетку с вымоленной тройкой, и помчалась в общежитие, где меня ждали мама и Саша, и с радостным возгласом -  " Я сдала,  у меня троек!" - я влетела в комнату и приплясывая целовала всех подряд.  Это была моя победа!  Я спасла стипендию!  Я студентка второго курса!  И у меня – каникулы и никаких хвостов.  И теперь я могу с чистой совестью отдыхать целое лето.
                Вот такие разные были первые две сессии.  На первой  я лила слезы из-за четверки,  а на второй  почти выплакивала тройку.  А впереди еще было 4 года учебы и еще много зачетов , экзаменов, проектов и еще много-много смешных, грустных и забавных случаев.  А вообще студенчество – это веселое, удивительное и счастливое время!! Что может быть лучше, когда тебе 17-20 лет!!



          07.11.2011 г. Москва
           А.Вершкова