Эстетика бунта. 70 лет эдуарду лимонову

Геннадий Муриков
               
Что главное в творчестве Э. Лимонова? Ответ – эстетизм, любование красотой, красивостью и бунт против всего, но не во имя чего-то, а ради экстаза дионисийской силы самого бунта. Красота и бунт, а может, красота – это и есть бунт, само воплощение дионисийства. В своё время Достоевский писал, что красота спасёт мир, но понятие красоты он не разъяснил. Нам ясно, что красота – это не красивость и не любование, а скорее очарование (от слова чары), колдовство, то есть магия, видение потустороннего, трагическое, героическое.
Поэтому Лимонов предстаёт перед нами (а может, желает предстать) как некий герой-рыцарь, гибнущий без страха и упрёка. Иногда его даже сопоставляют с образом японского самурая, но есть серьёзные различия: самурай служит своему господину, а Лимонов служит сам себе.
Несколько слов о его биографии. Его отец служил начальником конвоя во внутренних войсках при Сталине. И у него родился такой сын – диссидент, почти уголовник – не вопрос ли для размышлений на тему Эдипова комплекса по Фрейду. Сам Лимонов своё детство, отрочество и юность вспоминает с большой симпатией в романах «У нас была великая эпоха» (1988), «Подросток Савенко» (1983) и «Молодой негодяй» (1986). Псевдоним «Лимонов» разъясняется так : кислота, разъедающая тогдашнюю социалистическую действительность, – а потом, разъедающая и всё остальное: в том числе и золото, как своего рода «царская водка». Таков Лимонов и поныне.
В 1974 году ему было «разрешено» выехать из СССР вместе с женой. Первый же его успех, ставший сенсационным: «Это я – Эдичка» (1976). Роман написан в традиции  «Тропика рака» Г. Миллера, но ошарашивало то, что так может высказаться человек из-за «железного занавеса». В США в кругу его общения были И. Бродский, Саша Соколов, И. Шемякин. Последний позднее назвал Лимонова «разумным, циничным, саркастическим человеком». Там многое ещё чего было, но потом он переехал во Францию. Затем следует самый туманный эпизод в его биографии: участие в югославской войне на стороне сербов, в грузино-абхазской войне на стороне Абхазии, а в молдавано-приднестровском конфликте – на стороне Приднестровья.
Хотя большинство его романов автобиографичны, но об этих конфликтах он почти ничего не написал. Его девиз – жажда жизнестроительства. Этим увлекались символисты, но ещё раньше – русские анархисты, и, в первую очередь, – М. Бакунин, который считал своим долгом участвовать во всех переворотах, революциях и заговорах, которые попадались на его жизненном пути. А о других истинных революционерах, фашистах и национал-социалистах, которые в жизни Лимонова сыграли немаловажную роль, мы поговорим позже.
                ***
Говорить о Лимонове как только о писателе – невозможно. Он и публицист, и политик, и эстет, и, по крайней мере, «бисексуал» (это он сам не раз подчёркивает, видимо, подражая О. Уайльду), и ещё бог знает что. Но в нём есть важная черта, которая отсутствует у наших дряблых правителей, – он всегда был патриотом России. В 1992 г. он восстановил гражданство и вернулся в Россию на постоянное жительство, демонстративно отказавшись  от французского гражданства. Впоследствии по слухам он был близок к Жириновскому и даже входил в его так называемый «теневой кабинет» в качестве предполагаемого министра. Но потом выяснились некоторые детали.
Лимонов  поссорился с Жириком,  когда узнал из материалов, опубликованных в газете«Паризьен», что тот ещё в 1980-х  годах был активным сионистом и даже собирался эмигрировать в Израиль. В «Лимонке» он писал так: »): «Если Ивановы сами не могут организоваться в националистическую партию, всегда найдётся ловкий уроженец Минска, Пинска или Алма-Аты, который захочет использовать их национальные страсти. Ясно, что Владимир Вольфович панически боится. Ведь он знает, что если средства массовой информации подхватят, если захотят подхватить сведения, раскопанные в Израиле и в театре «Шалом», если соберут в единый кулак показания его сотоварищей по сионистскому активизму, то русские поймут, что Владимир Вольфович – делец от политики, и ему не быть на политической сцене, снесут навсегда».  Когда Лимонов понял, что Жириновский его обманул, а он познакомил его с Ж.М. Ле Пеном, с которым Эдуард был близок во Франции, ненависть Лимонова к Жириновскому была беспощадна, так как Ле Пен ему сказал, как ты смог вовлечь в наши круги еврея. Лимонов даже написал книгу «Лимонов против Жириновского» (1994). Тогда же у него родилась мысль организовать свою собственную партию. Её назвали Национал-большевистской партией. К работе были привлечены руководитель РНЕ – А.  Баркашов, композитор-авангардист С. Курёхин и рок-музыкант и поэт Егор Летов. Деятельность НБП получила столь широкое распространение, что, когда  Лимонова, в конце концов, арестовали,  и он отсидел два с половиной года в тюрьме и в лагере, была запрещена не только партия НБП, но специальным постановлением  особого подразделения Комитета по печати даже упоминание о ней в СМИ.
Вот интересная цитата из статьи А. Панова «Час мужества»: «На сегодня единственной в России оппозиционной партией, имеющей опыт непосредственного противостояния режиму и получившей от него непосредственные физические увечья, является Национал-большевистская  партия, возглавляемая писателем Эдуардом Лимоновым» (2004 г.). После выхода из зоны Э. Лимонов несколько стих, начал сотрудничать с либералами,  постоянно выступает на «Эхе Москвы». Может быть, с тактической точки зрения это правильно – с волками жить, по-волчьи выть. В 70 лет снова в тюрьму?  Это так, в шутку. Но главное у Лимонова – это внутренняя цельность – борца, бунтаря, артиста.
Вот что  он пишет о современной России: «Кричу, не уставая, что все беды России отсюда: номенклатура КПСС счастливо переселилась из одной эпохи в другую, она у власти и сегодня, (…) Нужна революционная, тотальная смена всего политического класса» (это написано в 1995 г. – Г.М.).
Но, допустим, это дело прошлое. Обратимся к сегодняшним дням. Самое главное – новое переиздание книги «Лимонов против Путина». Оно вышло в 2011 году под названием «Путин. Семь ударов по России». Ассоциируется со знаменитыми десятью  ударами Сталина. Первый удар– торпедирование лодки «Курск» американской подводной лодкой с названием якобы «Мемфис», которую ремонтировали в норвежском доке, а позже переименовали в Jimmy Carter, а может быть, наоборот. Она ещё фигурировала под названием «Толедо».
                ***
Митинги на Болотной. Здесь Лимонов говорит так: с одной стороны я, а с другой стороны – буржуазия: «Меня усиленно замалчивают, вы заметили, словно меня и нет вовсе. Раньше только власть замалчивала, а теперь и оппозиционные буржуазные СМИ. Потому что им не нравится мой бескомпромиссный взгляд на их деятельность».
Сейчас странные борцы вступают на горизонт политической борьбы. О некоторых Лимонов говорит так в интервью с Ксенией Собчак: «Пули вашего папы летели в меня!». «Я обнаружил у неё интеллект пэтэушницы и наглость избалованной дочки», «Немцов по темпераменту – типичный фарцовщик», «Негодование Бориса Немцова против Путина – это негодование одного фаворита Ельцина против другого, которому посчастливилось охватить Россию».
В одной из последних книг «Проповеди. Против власти и продажной оппозиции» (М. 2013) – блоги из ЖЖ – он пишет:   «Подведу-ка я и мой личный итог 2012-го.
Я его провёл в жестокой политической борьбе с болотными лидерами, с этими современными сусаниными наоборот, один против всех, только партия рядом.
Один против всех, было тяжко».
Разумеется, читатель понимает, что новой партией для Лимонова стала «Другая Россия» вместо запрещённной НБП.
Ещё несколько интересных фактов. Известный журналист, даже «эхомосковец» Шевченко писал: «Думаю, что протест пойдёт не за Болотной, а за такими, как Лимонов – он будет более системным и более жёстким политически».
Конечно, Лимонов – большой артист на сцене литературного и политического театра. Но ему есть чем гордиться. Когда недавно во Франции вышла его очередная биография, книга Э. Каррера «Лимонов», то в ней герой книги с удовольствием констатирует: «Дошло до того, что президент Франции Николя Саркози (теперь уже бывший – Г.М.)   назвал её своей настольной книгой».
Ну, вот и мы вносим свой маленький вклад в прославление замечательного писателя Эдуарда Лимонова.
Санкт-Петербург                Декабрь 2013 г.

Статья вышла в журнале "Невский альманах" №6, 2013