Шаляпин и Рахманинов

Любовь Кирсанова
Квартира моих дедушки и бабушки была полна книг, старых пластинок, магнитафонных плёнок, альбомов со старыми, пожелтевшими от времени фотографиями и вырезками из газет.

Всё это я перебирала, смотрела, слушала великое множество раз. И не надоедало. Потому что это истории o замечательных людях, известных всем в России, а некоторые имена известны во всём мире. Это наша общая история, забывать которую не гоже никогда потому что без неё нет нас.

Бабушкины и дедушкины книги, пластинки, альбомы теперь хранятся у меня. К ним добавилась коллекция, собранная моими родителями.

В моём рассказе нет детальных биографий, разбора творчества и достижений выдающихся людей. Мне просто хочется поделиться свими впечатлениями от встречи с интересным и прекрасным, рассказать, какое влияние эти встречи оказали на меня и мою жизнь.

Шаляпин и Рахманинов

Фёдор Иванович Шаляпин родился в 1873-ем году в Казани в крестьянской семье. Уже в детском возрасте у мальчика обнаружился красивый голос. С девяти лет он пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал. Однако свободного времени у него было немного, он был вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра.

Федор Шаляпин известен во всё мире, как легендарный певец. У него был мощный, богатый разнообразными оттенками бас. Кроме того, он обладал огромным драматическим дарованием. Постепенно стало ясно и понятно, что он соединил в себе прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные и необыкновенное актерское мастерство.

Мир по достоинству оценили вклад великого русского певца в историю музыкального искусства:

В 1902-ом году Фёдора Ивановича Шаляпина наградили бухарским орденом Золотой звезды III степени. В 1907-ом году вручили Золотой крест Прусского орла. В 1910-ом году ему было присвоено звание Солиста Его Императорского Величества (Россия). В 1912-ом году - звание Солиста Его Величества итальянского короля. В 1913-ом году - звание Солиста Его Величества английского короля. В 1914-ом году ему вручили английский орден за особые заслуги в области искусства.
В том же 1914-ом году наградили русским орденом Станислава III степени. В 1916-ом году присвоили звание офицера.
В 1925-ом году вручили орден Почётного легиона (Франция).

В 1918-ом году Фёдор Иванович Шаляпин стал первым, кому было присвоено звание Народного артиста Республики (Россия).

Мне было неприятно и обидно узнать, что 24-го августа 1927-го года постановлением СНК РСФСР великий русский артист Фёдор Иванович Шаляпин - наша слава и гордость, был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.

И только 10-го июня 1991-го года, через пятьдесят три года после смерти Фёдора Шаляпина, Совет министров РСФСР принял постановление № 317:

"Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927-го года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как необоснованное".

Рада, что справедливость в отношении великого артиста, прославившего Россию своим творчеством, восторжествовала.

Старые пластинки с записями песен в исполнении Фёдора Шаляпина я берегу, как память. 

Подхожу к компьютеру, включаю его и моя комната наполняется басом выдающегося Мастера. Слушаю до боли знакомые и родные, старые, но вечно молодые русские песни: "Из-за острова на стрежень", "Дубинушка", "Чёрный ворон", "Блоха", "Ноченька", вспоминаю детство, близких людей и мне кажется, что в эти минуты они где-то здесь, рядом со мной.

                ***************

Сергей Васильевич Рахманинов родился, как и Фёдор Иванович Шаляпин, в 1873-ем году, но не в крестьянской, а в дворянской, высоко образованной, музыкальной семье.

Он окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью. Пётр Ильич Чайковский, который присутствовал на экзамене, поставил Рахманинову пятёрку с тремя плюсами!!!

Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Они были очень разные. Вот, как рассказывают об этом их современники:

"Шаляпин - динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов - сосредоточенное спокойствие, углубленность. Шаляпин много говорил, жестикулировал. Рахманинов слушал, улыбался своей доброй улыбкой. Федор Иванович прекрасно чувствовал себя в любой компании. Сергей Васильевич сторонился надоедливых, бестактных. У певца душа была «нараспашку». Композитор раскрывался только перед близкими ему людьми. Что же сблизило этих столь разных людей, что сделало их друзьями на всю жизнь? Ответ однозначен - ТАЛАНТ. Их объединяла горячая и бескорыстная любовь к высокому искусству. Они часами репетировали, готовясь к совместным выступлениям. После этого на сцене был великолепный ансамбль."
( Из воспоминаний певицы Ю.С. Фатовой-Бакалейниковой).

В конце 1917-го года Рахманинов вместе с семьей уехал из России навсегда. Мировая слава, пришедшая к обоим музыкантам, сотни километров, разделившие их, не только не нарушили дружбу, но сделали ее крепче. После приезда Шаляпина в США, его встречи с Рахманиновым возобновились.

За несколько лет до смерти, в свой последний приезд в Нью-Йорк, в 1935-ом году, Шаляпин говорил:

"Устал я и физически и душевно. Пора на покой. Не хочу пережить своей славы. Но признаюсь искренно, что с жизнью расстаться мне легче, чем с театром! Ведь я жил только для театра, я жил в театре! Хотелось бы мне закончить свою карьеру вместе с Сергеем Васильевичем, как вместе её начали. Хочу на прощанье спеть оперу Рахманинова «Алеко», как пел её в начале моей карьеры."
(Л. Я. Нелидова-Фивейская, из воспоминаний о С. В. Рахманинове).

Дружба между великими музыкантами длилась до самой кончины Фёдора Ивановича Шаляпина в апреле 1938-го года в Париже. За один день до этого состоялся последний разговор между этими великими людьми и настоящими друзьями.

В своей статье "С.В. Рахманинов и Ф.И. Шаляпин. На перекрестках судеб" заслуженный работник культуры России О.А. Казьмин, рассказывал, что Шаляпин во время этой последней встречи высказал мысль - если поправится, напишет книгу для артистов, темой которой будет сценическое искусство. Рахманинов ответил, что тоже напишет книгу, она будет о Шаляпине. Федор Иванович одарил своего друга улыбкой. На этом они расстались. Навсегда.

В Память о дружбе этих великих людей остались пять романсов Рахманинова, посвященные Шаляпину: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», «Оброчник», «Судьба». Больше всего Федор Иванович любил последний романс, где развита тема судьбы из Пятой симфонии композитора Людвига ван Бетховена.

После смерти друга Сергей Рахманинов прожил ещё несколько лет. Он много гастролировал в Америке и в Европе. 

Живя за границей, Рахманинов никогда не забывал о Родине и внимательно следил за развитием советской культуры.

Отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным. Однако в годы Второй Мировой войны Сергей Васильевич дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии.
"Верю в полную победу", - писал он в те дни.

Сергей Васильевич Рахманинов умер 28 марта 1943 года в США, не дожив трёх дней до своего семидесятилетия.
Великий русский композитор умер, а музыка его осталась. Фортепианные произведения Рахманинова входят в репертуар всех известных пианистов мира.

Лично я не сразу полюбила музыку Рахманинова. Видимо, была слишком маленькой, когда услышала её впервые. Кроме того, меня поразило, что бабушка и дедушка, слушая эту музыку, были грустные, их глаза были влажными от слёз. Тогда я ещё не понимала, что иногда музыка приносит не только весёлую радость, но и грустную. Прошло время, я многое поняла. Сегодня, когда я слушаю Сергея Рахманинова, ко мне в гости приходит грустная, но светлая радость...

Федор Иванович Шаляпин и Сергей Васильевич Рахманинов. Они был свидетелями мировых войн и трёх русских революций. Они долгие годы жили вдали от Родины, но до конца своих дней чувствовали себя русскими людьми.

Лично для меня они пример служения своему народу, даже вдали от Родины. Бесконечно жаль, что русские люди долгие годы были лишены возможности посещать их концерты. И очень обидно, что выдающиеся представители народа не могли общаться со своим народом. Но радостно осознaвать, что наши великие зeмляки оказали огромное влияние на мировую культуру.

И ещё, лично для меня они являются примером того, что даже в трудных жизненных обстоятельствах люди могут сохранить себя, свой великий талант, свою человечность, свою дружбу и преданность друг другу.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что в мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Фёдоре Шаляпине, Сергее Рахманинове и о их творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось вспомнить и рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное. Спасибо за прочтение.