Семья Сапожниковых, родословная роспись ч. 5

Борис Лембик
ПОКОЛЕНИЕ 5 (продолжение)

Ольга Николаева Гришина-Сапожникова, р. 30.05.1927 г.
Муж Гришин Юрий Александрович (27.12.1924 – 08.12.1996 гг.)
Дети: Александр (р. 23.01.1952 г.)
         Наталья (11.04.1955 – 17.09.1997 гг.)
Росла в очень хорошей дружной семье, все  заботились друг о друге. Если кто-то заболевал, то сразу остальные старались помочь чем-то. Семья была работящая, многодетная, было семь детей, не считая, сестры Антонины 1918 г.р. Дети росли в семье тружеников, не было такого, чтобы кто-нибудь ходил без дела. Мама приучала их к рукоделию. В семье было поставлено  так, что дети всегда советовались с мамой, спрашивали разрешения пользоваться швейной машиной или взять материал  для шитья. На их просьбы мама обычно отвечала:
- Да берите, девочки, делайте что хотите.
Первый класс училась в 24-й школе, потом дальше заканчивала 25-ю. Но во время войны  школу отдали под госпиталь, и им пришлось заниматься в других школах.
В начале войны с родителями жили младшие дочери Александра (1925 г.р.), Ольга (1927 г.р.), Елена (1934 г.р.) и брат Николай (1937 г.р.).
В военные годы рабочих рук  в тылу не хватало, особенно в колхозах и поэтому широко привлекали школьников старших классов. В первый год она работали в селе Шунга, расположенном  примерно в 8-ми километрах от Костромы. Школьники  сажали и окучивали картофель, пропалывали морковь, в основном выращивали овощи. Жили в деревне по избам, домой отпускали через 2-3 недели по 2-3 человека побывать, переодеться. За работу денег не платили, а давали на трудодни   овощи.  Запомнилось, что папа Николай Петрович после уборки урожая пришел к ней в Шунгу, чтобы помочь принести домой заработанной картошки. И шли они обратно вместе. Папе было тогда 58 лет, и ходить ему было трудно. На следующий год, когда они стали старше, их направили  дальше от Костромы в деревню Сухоногово, и пришлось идти около пятнадцати километров, так как машин не было. В этом году кроме овощей приходилось обрабатывать табак, который выращивали для фронта.
При всех этих трудностях настрой на работу у школьников был хороший, не было ощущения, что это какая-то работа, а было сознание, что это нужно фронту, стране.

Десятый класс средней школы она заканчивала во время войны в 1944 году. Но  уехать учиться дальше она не могла. Во-первых, она оставалась старшей дочерью в доме, и ей нельзя было оставить родителей одних (сестра Шура уже училась в Иваново, брат Алексей воевал, а старшая сестра Нюра работала в Коми АССР). Во- вторых, во время учебы в десятом классе она заболела и много пропустила занятий. Поэтому ей дали справку о том, что она прослушала программу 10 классов, а экзамены не смогла сдать по состоянию здоровья. С этими документами она поступила в Костромской учительский институт. Одновременно с учебой в институте ей пришлось заканчивать школу. А когда она получила аттестат (сдавала экстерном в 1946 году), то её окончательно зачислили в институт. Учеба длилась два года и давала право работать в школе с учениками 4-х…8-х классов. Учительский институт располагался на улице Пятницкая.
 
Во время учебы самое приятные впечатления  остались от встречи и знакомства с профессором Ярославского пединститута Миртовым Алексеем Васильковичем. Он был председателем Государственной экзаменационной комиссии Костромского института. На экзаменах по его предметам она получила оценки «5», по другим предметам у неё было «хорошо». Во время экзаменов он запомнил старательную студентку и на выпускном вечере у них состоялся следующий разговор:
- Ну как товарищ Сапожникова думаете дальше быть?
- Хочется дальше учиться.
- Я Вам советую учиться дальше, поступайте в наш пединститут.
Ну и летом 1948 года она поступила  учиться в Ярославский пединститут. А когда она уже приехала на учебу, то он сразу при встрече поинтересовался:
- Как товарищ Сапожникова Ваши дела, где устроились? Можете у нас остановиться.
- Нет, Алексей Василькович, спасибо. Я уже в общежитии устроилась.
Во время учебы он старался её поддерживать, зная, что она из семьи родителей-пенсионеров, и что помощи большой не будет, особенно в тяжелые послевоенные годы.  У него был внук, который учился во втором классе и поэтому он ей предложил:
- Ольга Николаевна, я прошу Вас позаниматься по математике с моим внуком Гогой.
- Хорошо, Алексей Василькович.
- А Вы приходите с утра до занятий в институте, к 8-ми часам.
Каждое утро он и его жена Ксения Александровна с улыбкой встречали её и первым делом вели на кухню: чайку попить. Таким образом, сначала получался завтрак, а потом уже занятия. Поскольку общежитие, институт и квартира профессора Миртова располагались рядом, то к 9 часам она успевала на занятия. А в конце месяца он заплатил ей за занятия. Вот так он старался материально поддержать студентку. А мальчишечка Гога привык к учительнице, понемногу освоился, понял, что учитель начинающий и не очень строгий. Поэтому он начал баловаться во время занятий. Дело пришло к тому, что она объявила профессору:
- Алексей Василькович, я хочу прекратить занятия.
- Давайте еще продолжим, Ольга Николаевна, пожалуйста, позанимайтесь с внуком.
- Мне кажется, что он стал себя несерьезно вести.
- Ну, я с ним  поговорю.
Занятия потом некоторое время продолжались и Гога успешно окончил учебный год.
Жизнь прошла хорошо, под руководством людей, которых она уважала, к которым относится и Алексей Василькович Миртов.
Во время учебы домой из Ярославля она ездила редко, так как поездка стоила денег, которых у неё не хватало. Добираться приходилось на автобусе, а в летнее время можно было доехать на теплоходе самым дешевым 4-м классом.
Там же в институте она познакомилась со своим будущим мужем Гришиным Юрием Александровичем. На занятиях они потом сидели постоянно за одной партой. Вместе  с ним нередко ходили гулять по городу, в театр и кино. Время было послевоенное, и студенты старались жить мирной жизнью. На последнем курсе они поженились, была студенческая свадьба, которую отмечали в столовой на площади Труда. Потом вся компания продолжила отмечать это событие в общежитии.
 
Жизнь была трудная, стипендии не хватало. И будучи студентом, Юрий Александрович одновременно подрабатывал в школе. С разрешения руководства института он вел уроки физики в одной из ярославских школ.
После окончания института Алексей Василькович помог ей с мужем получить направление в городскую школу, а именно в Углич. Хотя была вероятность  попасть на работу в деревню.  Так в 1951 году они оказались в Угличе. В гороно ей дали направление в среднюю школу №1 учителем математики, а Юрию Александровичу в  вечернюю школу (или ШРМ – школу рабочей молодежи?) учителем физики и астрономии.
 
Жилья  молодым специалистам, конечно, сразу не дали и им пришлось искать квартиру. Первый вариант жилья в частном секторе их не устраивал из-за плохих условий, и они вскоре переехали на улицу Первомайскую, дом 72. В доме жили хозяйки, две старушки, Екатерина Андреевна и Анна Александровна, которые выделили молодым  отдельную комнату и которых Ольга Николаевна  вспоминает добрым словом.  На этой квартире 23 января 1952 года родился  первенец, сын Саша. Детской кроватки у них сначала не было, и ребенок спал в плетеной коляске, стоявшей рядом. Молодые старались поменьше беспокоить хозяек, и как только малыш начинал шевелиться и коляска поскрипывать, то она сразу брала его  на руки и начинала кормить грудью.  И так продолжалось всю ночь. Для хозяек, которые ожидали плача, это было удивительно и они утром спрашивали:
 - А не заболел ли у вас Саша? Ночь прошла, а мы ни разу не слышали, чтобы он заплакал.
Ребенок при таком кормлении рос здоровым, развивался хорошо.
За все время работы у неё были перерывы только в связи с рождением детей. А когда после отпуска она выходила на работу, то сначала нанимали няню (девочку) для ухода за Сашей. При этом она успевала прибегать из школы, чтобы покормить Сашу и снова бежать на уроки.Позже им предоставили двухкомнатную квартиру на Ленинском шоссе в доме № 17 , кв. 5.

Начиная с первых дней педагогического труда, не считаясь ни с каким временем, вела большую дополнительную и кружковую работу. На работу в школу № 1 её принимал директор Глушков Семен Аркадьевич. При распределении педнагрузки ей дали вести математику в 6-м классе. При этом директор сказал:
 - Класс очень трудный, но я знаю, что Вы справитесь. У Вас терпения хватит.
А вывод такой он сделал после короткого знакомства с молодой учительницей. Также параллельно математику вела Сотова Клавдия Владимировна, и она старалась подобрать в свои классы более сильных и способных учеников. Поэтому молодой учительнице класс попался такой, что не было не только «пятёрочников»,  но даже «четверочников», а некоторые ученики не знали даже таблицу умножения. Ну а  за плечами молодой учительницы кроме учебы в институте была только студенческая практика и наблюдения за тем, как работала старшая сестра.
Поначалу в классе никто не хотел учиться, и даже отказывались отвечать. Пришлось ей провести родительское собрание и объявить родителям:
 - Дети очень запущены, многое не знают. Домашние задания не выполняют. Я их сразу научить не смогу. Поэтому  для того чтобы были какие-то результаты надо заниматься дополнительно. И они все должны ходить на дополнительные занятия.
- Придут они к Вам, Ольга Николаевна, обязательно придут.
Чтобы эти занятия не проходили однообразно и не впустую, ей приходилось много готовиться. Материал  она подбирала из разных источников, в том числе и из «Занимательной математики»,  чтобы он был одновременно  доступным, полезным, интересным и  прикладным. Своей работой на уроках и после них удавалось добиваться того, что по математике никого не оставляли на второй год. Конечно, были задания на осень, но только для очень слабых учеников.
В своей работе она никогда не кричала на учеников, даже в голову не приходило, старалась спокойно решать все возникающие ситуации. А родители потом удивлялись, как ей так удается улаживать все случаи, не прибегая к крайним мерам, никого не обижая. Не было в жизни случая,  чтобы она ударила ученика линейкой или шлёпнула его по затылку.
В июле 1971 года была награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР: «За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся».

Как уже было указано, Юрию Александровичу предоставили работу в вечерней школе. Школа размещалась на территории кремля, два этажа занимали учебные классы, а на третьем были жилые помещения.
В школьном коллективе  проводили учительские мероприятия, отмечали праздники. Юрий Александрович старался пригласить жену отдохнуть. И если удавалось, то она старалась попасть на  них.
В 1958 году он перешел работать во вторую школу учителем физики и астрономии.
В 1965 году была открыта новая 5-я школа и они вместе перешли туда работать.
В это время   постоянно приходилось вести большую общественную работу, самой активно участвовать в общественной жизни.  Ольга Николаевна работала в профкоме школы, занималась  культурно-массовой работой: проведением вечеров, создание хора учителей и т.д.  кроме того регулярно  при проведении выборов была агитатором, приходилось ходить по домам и квартирам, составлять списки и проводить агитационную работу. Была членом КПСС с 1981 года(?).
 
Самые светлые воспоминания  и впечатления остались у неё о своих родителях и вообще о своей семье. Сама прожила с мужем Юрочкой хорошую счастливую жизнь, и ей  было с кого брать пример – со своих родителей.