Мастера-импровизаторы

Ирина Винтер
Люди дела
Мастера-импровизаторы

Марево в этот теплый июньский день легкой дымкой стелилось по низу домов села Приреченское. Тишина в деревне просто оглушала, слышен был только стрекот кузнечиков. Рабочий день. Но, к моему удивлению, совсем не видно детей, хотя сейчас каникулы и деревенские ребятишки чаще всего в это время играют на улице. Увы, их нет. «А потому, что детей сейчас в поселке совсем мало. Едва по шесть-семь человек набирается в первый класс, когда раньше и по тридцать бывало и больше», - констатируют хозяева, к которым я напросилась в гости. Несколько месяцев собиралась навестить мастеровитого главу дома, о котором давно наслышана. Собственно, не только этот дом...
Виктор Анатольевич Варфоломеев и Рокс Рудольфович Гиберт свояки. Их жены Люба и Ольга родные сестры. И живут они в одном доме, разделенном на две половины, и хозяйство у них одинаковое: по пять коров, несколько телят и поросят, куры. И огороды равнозначны по величине, и овощи растут, как близнецы-братья, и малина с вишней рядом – вдоль забора. И охраняют дом с двух сторон две совсем не сердитые собаки, даже перед хозяевами не стараются показать своей ретивости, хотя бы для виду облаяли гостей...
Расположилось село Приреченское Актогайского района (бывшее – Жданово) на самом берегу Иртыша еще в первые целинные годы. Славилось оно своими хорошими урожаями, было когда-то хозяйство здесь с миллионными доходами. И люди в нем жили одной большой семьей, никто даже не помышлял об отъезде в иные края. Детям своим передавали из рук в руки и мастерство, и крепкое крестьянское хозяйство.
А потом случился развал, рухнуло, казалось, всё и вся. Люди остались без работы, без средств к существованию. Многие снялись с нажитого места – кто-куда, молодежь в основном подалась в город. Грустно смотреть на разваленные хозяйственные постройки: фермы нынче уныло глядят на мир пустыми глазницами окон, пшеница уже не лежит по осени горами на токах. (Правда, в последние два-три года село активно реанимируется).
Семьи Гибертов и Варфоломеевых тоже остро почувствовали на себе все неприглядные стороны реформации. Конечно, взрослые понимали, что такие глобальные перестройки в обществе не случаются без издержек, но дети – как им объяснить, почему в доме иногда и хлеба толком нет... Сначала заработная плата превратилась в фикцию, потом появились проблемы с самой работой. Но тягостные моменты, душевные переживания – как жить дальше, как прокормить семьи – не сломили мужиков. А спасли – их же «золотые руки» прекрасных умельцев, хорошее знание техники, смекалка и смелость.
Свояки и раньше соревновались, кто лучше придумает, как, например, заставить при помощи нескольких хлопков руками бежать воду в умывальнике или, чтобы загорелся свет в торшере. Виктор Анатольевич (электрик, ему сейчас 50 лет) увлекался техникой, изобретал различные технические новшества еще будучи совсем молодым. А всё началось вот с чего: когда ему, подростку, пришлось помогать отцу косить сено, и вечерами они не могли разогнуть спины, так как несовершенная сенокосилка доставляла немало хлопот косарям, молодой человек каким-то своим, ему одному известным, образом в дворово-домашних условиях переконструировал её, и его опытом воспользовались и соседи по сенокосу. С этой сенокосилкой юный конструктор ещё долго экспериментировал и со временем усовершенствовал её. Хобби постепенно переросло в настоящее дело, его профессионализму сейчас можно позавидовать. Каких только деталей нет в мастерской изобретателя, и все он старается приладить к дельным конструкциям, которые бы приносили пользу. А Рокс Рудольфович (сварщик пятого разряда, ему 40 лет) все эти годы учился у своего родственника, вникал в суть и позже кое в чём даже переплюнул своего учителя, чем старший мастер очень гордится.
Вообще надо отметить, что это очень дружные семьи. Все здесь с большим уважением и заботой относятся друг к другу. Односельчане тоже уважительно отзываются о них. Николай Николаевич Сугробов и Любовь Валентиновна Петях оказались моими собеседниками, когда я знакомилась с селом. Они и поведали мне об отношении людей к своим талантливым и безотказным землякам. Забегая вперед, скажу, что на том тракторе, который собрал из бросового материала (и не только из бросового) Рокс Рудольфович, он помогает многим односельчанам по хозяйству просто за благородное «спасибо», никогда никому не отказывая, хотя живётся ему тоже не вольготно. Непьющий (что по нынешним меркам – редкость), любящий свою семью так, что без волнения не может рассказывать о детях, жене, Роман (так зовут его в поселке) остался здесь одним из последних «могикан». Его все родственники живут в Германии, да и вообще в поселке немцев осталось несколько семей. Роман с женой тоже хотели уехать в фатерланд, но не получилось, поэтому стараются  в новых условиях строить свою жизнь здесь – полноценно и с достоинством.
В трудный период жизни, посовещавшись на семейном совете, мужчины решили взяться за новое дело, то есть, попытаться собрать многофункциональный трактор, который бы не только вёл сенокосилку, но и толкал сено и солому, собирал в стога, выполняя функции стогомета, и вывозил сено. Мастера-импровизаторы собрали своё изобретение, испробовали в деле – пошло. Конечно, не обошлось без определенных затрат: например, двигатель, раму с мостами пришлось покупать, хотя с деньгами было туго. Собирали бросовый материал по всей округе. Тем более раскуроченной техники в те годы везде было достаточно, часто и односельчане помогали. Настал торжественный момент – трактор заработал и сразу стал пользоваться большим спросом в поселковом хозяйстве.
Большой некогда совхоз в последние годы поделился на несколько крестьянских хозяйств. Техники, естественно, не хватает, и трактористы, а по совместительству инженеры, Варфоломеев и Гиберт теперь не остаются без работы. Их не только просят сена накосить, привезти его в хозяйство, огороды вспахать, вывезти навоз и многое другое, но и, если требуется ремонт техники, наладить её просят тоже своих умельцев – односельчан.
В семьях изобретателей материально стало полегче.
Дальше больше: тракторы постоянно подвергались различным экспериментам и совершенствовались. Виктор собрал уже восемь тракторов разных модификаций.  Роман – на своем умудрился сделать замечательную кабину, покрасил её в голубой цвет, и никто бы даже никогда не догадался, что эта техника не заводская. Тарахтит себе потихоньку, делает доброе дело, помогает своему хозяину справится с нуждой, радует соседей, когда Роман прикатывает к ним, чтобы помочь по хозяйству. Также трудится и Виктор  на своем последнем стальном коне, правда, без кабины, но она – в перспективе...
Отношение односельчан к своему детищу Роман как-то испытал на себе. Ехал в дождь и застрял в канаве, колеса увязли так, что ни туда и ни сюда. На его призыв сбежалось чуть ли не полсела, и прямо на руках вынесли трактор из канавы.
Но не осталась их частная деятельность и без внимания налоговиков: платить приходится приличную сумму. Тракторы зарегистрированы по всей форме, им присвоены номера, всё это даёт изобретателям-трактористам возможность жить спокойно и без проблем. Нельзя сказать, что семьи разбогатели. Солярка, бензин, ремонт, резина, краска и многое, многое другое требует своих затрат, причем приличных. Но жить уже можно, и концы с концами сводить – тоже. Роман вдобавок к технической стороне дела занимается столярными работами. Та мебель, которую он смастерил собственными руками, удивляет отточенностью форм и колоритностью. Ну ничем она не отличается от фабричной. Ольга, его супруга, не нарадуется на мужа. Всё, за что он ни возьмётся, сделано мастерски и приносит пользу. И дизайн здесь играет не последнюю роль, художественная жилка тоже очень помогает мастеру в его работе.
Ольге, как хозяйке дома, тоже надо крутиться. Трудно доить пять коров, особенно после отела, когда это приходится делать несколько раз в день. Как-то она заболела, и Роману самому пришлось доить коров, это оказалась ох какой нелегкой работой. Заботливый муж на следующий же день купил, правда, поддержанный, доильный аппарат и сказал жене, что лучше не держать столько коров, чем так мучиться. Радости у его молодой жены не было предела. Их дочь Даша и сын Рома учатся в старших классах, проблем с учебой нет. Скоро главной заботой в семье станет выбор детьми профессии и дальнейшая их учеба после окончания школы. Родители очень хотят, чтобы ребята получили хорошее образование. У супругов Варфоломеевых дети уже самостоятельные, живут в Павлодаре, но, как и во многих семьях, родители помогают, чем могут.
Я сердцем отогрелась, пообщавшись с этими семьями. Чистые душой люди, искренние и бесхитростные, труженики, каких поискать. Они научились кормить не только свои семьи, но и своим беззаветным трудом помогают многим своим односельчанам. Перед такими людьми хочется низко поклониться.
Попрощалась с приветливыми хозяевами. Ольга и Роман не отпустили, пока не накормили досыта домашними соленьями и нежнейшего вкуса сметаной с домашним хлебом. А потом я смотрела вслед уезжающему вдаль голубому трактору – хозяин спешил на работу – и думала: дай, Бог, здоровья и благополучия, счастья и радости этим людям! Пусть у них все будет хорошо.
Актогайский район Павлодарской области,
2006 год.
Статья опубликована в республиканской газете «Альгемайне цайтунг» - Алматы, 30-6 июля 2006 г.; в областной газете «Звезда Прииртышья» под названием «Умельцы из Приреченского» - Павлодар, 19 августа 2006 г.; в Актогайской районной газете «Пульс села», 1 июля 2006 г. Вошла в раздел «Творчество российских немцев» на сайте «Немцев Поволжья» в Германии (в моей литературной странице) – февраль 2013 г.