Как молоды мы были и верили в себя!

Галина Козловская
 
«Гренада», «Гренада», «Гренада» моя…


В журналистику приходят разными путями-дорогами. Мы, молодёжь шестидесятых, шли в профессию юнкоровскими узенькими тропинками.
 
7 февраля 2014 года нас, бывших юнкоров, пригласили на 95-летие серпуховской газеты «Набат» - «Коммунист» - «Серпуховские вести».

Молодежная редакция «Гренада» в редакции районной газеты «Коммунист» начиналась с кучки юнкоров. Под заботливой опекой любимого нашего Учителя и талантливейшего журналиста Виктории Арсеньевны Чумак.

Мы тогда не стояли на распутье. Мы уже шли по дороге. Как Ломоносов. В Москву, в МГУ его имени.  В университет поступили я, Лиза Войкина, Юля Афанасьева, Оля Волохова. То есть все наши девчонки. Старше нас были Сергей Николаев, Елена Леонова, Николай Горлов, - все трое с Ногинки (микрорайон Серпухова), они уже были студентами. Тоже - ученики Виктории Арсеньевны.Мы поступили в один из лучших университетов мира. А для нас, провинциальных девчонок, так самый лучший, и мы гордились и гордимся им. Во всяком случае, то, чему учили нас с первого и до последнего курса – журналистской этике, - свято блюдём, несмотря на то, что меняются времена и нравы.

Гренада. Гренада! Гренада моя…  В то время мы учились в школе, ходили в походы, сочиняли стихи и пели светловскую «Гренаду» под гитару у костра. Было такое время в середине шестидесятых годов. Время романтики и выбора жизненного пути. И совсем не «за туманами» пришла я однажды в редакцию газеты «Коммунист», а с твёрдым намерением писать в газету. Пришла и сказала, прямо с порога: «Хочу с вами сотрудничать». И было мне 13 лет.

Как вспоминали потом сотрудницы отдела писем В. А. Чумак и Е. А. Мураткина, «вошла девчушка, маленькая, чуть больше своего портфеля, в огромном берете на голове, и со строгим выражением на лице амбициозно заявила о своих намерениях». Восприняли они меня не менее серьёзно, поговорили со мной. Но когда я вышла из кабинета, «дружно прыснули смехом, сдерживаемым всё время беседы: уж очень я была не по годам решительно настроена на «сотрудничество».

Но вернёмся к романтике. У меня было одноимённое стихотворение, написанное мною и победившее во всех детско-юношеских поэтических конкурсах, начиная от Дома пионеров, и в результате напечатанное в «Коммунисте» на литературной страничке. Вспоминаю строчки из него:

Что такое романтика? – мне был задан однажды вопрос.

И ответила я, что романтика – это запах утренних рос,

Это штурмы седых вершин, даль походов, привалы в пути,

На волнах паруса бригантин и «Гренады» сердечный мотив…

Да, романтика – ёмкое слово: новостройки, ГЭС, целина,

Лом в руках паренька молодого там, куда посылает страна.

В общем, всюду она и везде – в  каракумских песках и в Арктике,

Много в жизни теряют те, кто живёт и не дружит с романтикой.

Вот такое глубоко патриотическое стихотворение выдала тогда моя пламенная поэтическая душа в юном возрасте. Мы были девчонками не такими, как сейчас. У моих сверстников не было дорогих зимних сапог, планшетов и Интернета, но была идея. И наша юношеская наивность была искренна и светла. Стихотворение  было напечатано в нашей единственной районке, чем я очень гордилась.

Наверное, этот факт и душевный настрой и привели меня в редакцию «Коммуниста», где началась моя юнкоровская эпопея, переросшая со временем в желание стать журналистом.

Молодёжная редакция «Гренада» возникла, когда таких же, как я, оптимистов стало больше. Пришла в редакцию пишущая братия  - курсант Серпуховского военного училища Иван Шимон, инженер завода «РАТЕП»  Иосиф Смолович, молодой художник Серёжа Шульц, школьницы Лиза Войкина, Юля Афанасьева, Ольга Волохова приезжала со станции Шарапова Охота. Редактор газеты фронтовик Н. И. Потапов всех нас, молодую пишущую поросль, «повесил» на Викторию Арсеньевну. И она, труженица из тружениц на журналистском фронте, ежедневно выдававшая тысячу строк в газету, создала молодёжную редакцию и стала заниматься с нами вечерами.

Виктория Арсеньевна научила нас писать, мыслить и верить в себя! Наше творческое объединение вскоре стало выпускать целые полосы «Гренады», что очень нравилось редактору, и он уже мог на нас положиться, ведь в редакции (впрочем, в любой  районке так было, есть и будет всегда, пока существуют печатные СМИ) постоянно существовал аврал. «Дырки», которые надо было «забивать» «срочными в номер» статьями и репортажами. Молодёжь не подводила.

У нас была дружная молодёжка. Мы благоговели перед своим учителем и старались, старались, старались работать. Общение наше из корреспондентских рамок переходило в большее. Собирались вместе не только по вечерам, но и в выходные, праздничные дни, слушали классическую музыку, читали и обсуждали свои стихи, отмечали дни рождения, ходили в кино, музеи, влюблялись. Да-да, и влюблялись тоже. У нас были хорошенькие умненькие девчонки и красивые воспитанные парни, и нам всегда хотелось быть вместе. Юность брала своё.

Мы чувствовали любовь и уважение к нам, молодым и, наверное, уже тогда, талантливым ребятам со стороны сотрудников редакции – замредактора Анатолия Ивановича Демешина, Елены Александровны Мураткиной, строгого до ужаса ответственного секретаря Ивана Ивановича Кривова, машинистки Тамары Федоровны Бодровой. С нами любил выезжать на редакционные задания фотокорреспондент Виктор Расходёнков. Нас трепетно оберегали и в то же время требовали поставлять материалы в срок, нещадно правили нашу писанину. В День печати 5 мая молодых борзописцев чествовали наравне со всеми и дарили подарки. У меня до сих пор хранится жостовский поднос и несколько чайных чашек из сервиза юнкоровских времён.

Повторюсь, потому что считаю это важным: в команду молодости нашей и в каждого из нас верили, и мы научились в «Гренаде» не только писать, работать в редакционном режиме, но и верить в себя. Это чувство живёт во мне и поныне.

Столько лет прошло, и как разбросала нас жизнь! Нахожу в Интернете Ивана Ярославовича Шимона. Живёт в подмосковной Дубне, профессор, доктор исторических наук, преподаёт в вузе. Почётный гражданин города. Пишет и издает стихи, правда, почему-то под псевдонимом. Поискала на форуме, что  пишут о своем преподавателе студенты: «Ярославович клёвый мужик, но сдать экзамены у него нелегко», и дальше идут междусобойные рекомендации, «как к нему подкатить с зачётом».

Ольга Павловна Волохова. Живёт в Балашихе, главный редактор городской газеты «Факт». Была замужем за известным поэтом, однокурсником Иваном Тертычным. Фонтанирует идеями, поэтому газета её живая, актуальная, далеко не «желтая пресса», балашихинцы уважают и газету, и редактора, избирают Ольгу везде и всюду. Пишет прозу, издаёт книги. Лауреат общероссийской литературной премии «Золотое Перо России».

Лиза Войкина. Она же Елизавета Евгеньевна Кузьмина. И. о. главного редактора газеты «Серпуховские вести», выросшей из «Коммуниста». Мечтала ли она тогда, когда значилась юнкором, что станет достойным преемником Николая Ивановича Потапова? Мечтала, я её знаю, она упористая. Писала Лиза хорошо, наверное, лучше всех нас.

Юля Афанасьева, она же Обухова. По информации, возглавляет пресс-службу администрации города Королёва. Сергей Шульц -  вроде как в наукограде Пущино. Но точно одно – художником родился, художником состоялся. Елена Леонова – главный редактор серпуховской газеты «МИГ».  Сергей Николаев живёт в Подольске, пишет добротную прозу, член Союза писателей, часто бывает в родном городе. В прошлом году стал лауреатом общественной премии «Серпуховское наследие», встречается с серпуховичами в библиотеках, на презентациях своих книг. Не забыл родной Серпухов.

Так сложилось, что все наши серпуховские юнкоры, а впоследствии выпускники журфака МГУ трудятся в Подмосковье.

А наша замечательная Виктория Арсеньевна? После «расформирования» газеты «Коммунист» уехала в Москву и создала свою толстую газету с нуля. Называется она – московская правительственная газета «Москвичка». Пятнадцать лет руководила В. А. Чумак-Волынец своим детищем, еженедельник был весьма популярен не только у москвичей, газету  читали по всей России и за рубежом.
Виктория Арсеньевна, сама выпускница факультета журналистики МГУ 1961 года, с большим желанием старалась принимать на работу молодых специалистов, выпестованных деканом Ясеном Николаевичем Засурским. В редакции замом работала краснодипломница Зинаида Сумина, другие даровитые журналисты. Но пришло время суровых бесшабашных завоевателей, сместили нашего Учителя, назначили одного, другого, третьего редактора… Ушли талантливые корреспонденты, бережно лелеянные Викторией Арсеньевной. Издание потеряло своё лицо, как красна девка косу... Газету надо любить, иначе зачем в ней работать.

Низкий поклон Вам, любимая наша наставница Виктория Арсеньевна. Это Вашими профессиональными и душевными усилиями, а порой и в ущерб семье, собственным интересам, мы выросли и стали такими, какие мы есть.

…А «Гренада» не забудется никогда, это был наш космодром, это было наше «Поехали!», и земля встретила нас хлебом-солью.

Да, забыла рассказать о себе. После окончания факультета журналистики МГУ не пошла работать в «Известия», куда рекомендовали, стала редактором сельской многотиражки в Серпуховском районе и четверть века «отпахала» на этой замечательной ниве. О чём нисколько не жалею. Потом были другие журналистские должности, довольно высокие. Давно – ещё в студенческие годы - вступила в Союз журналистов, сейчас подумываю пополнить ряды Союза писателей. Вышла моя первая книга деревенской прозы, эссе и воспоминаний с тёплым названием «Лоскутное одеяло», которую ласково встретили серпуховичи и мои друзья. Книга стала номинантом общероссийской литературной премии «Ясная Поляна» в 2012 году, что придаёт силы писать очередную «эпопею».

Наступила такая замечательная осенняя пора жизни, когда пишется неуёмно. Моя болдинская осень.  И «великий, могучий» с неимоверной силой просится на чистый лист.

Галина ОДИНОКОВА-КОЗЛОВСКАЯ,
выпускница 1978 года.