Про элиту, национализм и светлое будущее

Сергей Хатин
А.Н.Севастьянов опубликовал в Литературной газете №21/2013 статью Гибельный разрыв. Статья немаленькая, пересказывать не буду, остановлюсь лишь на тех пунктах, с коими я так или иначе не согласен.
Автор делит российскую "элиту" по неким формальным признакам. Сначала он отделяет "бизнес-элиту" от "элиты политической, чиновничьей". Однако эти две группы едины настолько, что делить их - значит резать по живому, с кровью. Их представители шныряют туда-обратно в таких масштабах, что часто непонятно становится, бизнес или госуправление они в данный момент представляют. А сейчас уже и молодое их поколение приступило к аналогичному "шнырянию".
Затем он делит "элиту" на бывших военных и прочих и считает, что среди первых, в отличие от вторых, весьма преобладают патриотические настроения. Да, за генерала Ивашова я проголосовал бы на прошлых президентских выборах и проголосую на следующих, если его не срежут опять под надуманным предлогом. Но есть и другие примеры. В частности - свердловский вице-губернатор Силин, бывший замполит железнодорожных войск. В Екатеринбурге идёт его массированная пиар-кампания, формально ни с чем не связанная (хотя фактически она связана с грядущими даже не в будущем году выборами мэра). Этот деятель в принципе неспособен к самостоятельным действиям. Он способен лишь прислониться к тёплой стенке, имеющей краник для денег, и с изрядной долей идиотизма транслировать её, этой стенки, интересы. Если прикажут, он будет изображать и славянофила, и русского националиста, но электорат ему вряд ли в этом поверит.
И в то же время среди "шпаков" - и политиков, и бизнесменов - известны и националисты, и подлинные патриоты. Формальные, внешние признаки плохо годятся для ориентации в политическом пространстве.
Автор пишет, что в "исторической" России была воспитывавшася веками элита - дворянство, плоть от плоти народа. Да, служилое дворянство - это именно лучшие представители народа. Однако дворянство наследственное, "рощенное тысячу лет", ещё в 18 веке получило право не служить - чем с удовольствием и занималось его абсолютное большинство.
Автор пишет, что революция уничтожила этот цвет русской нации. Однако половина, если не больше, этого цвета, правильно поняв цели революции, перешла на её сторону, в выборе между служением Родине и борьбе за свои сословные привилегии предпочтя первое. Половина русских офицеров перешла на сторону Красной Армии, многие из них были сторонниками революции ещё до октября 1917. Очень многие профессора университетов, особенно в области естественных наук, остались в России, даже несмотря на антибольшевистские взгляды многих из них, и с успехом обучали уже новых студентов. Более того, новая власть открыла новые университеты - в частности, мой родной УрГУ, открытый в 1920 - и старая интеллектуальная элита получила гораздо больше возможностей для передачи знаний следующим поколениям.
А вот весьма красноречивый пример того, как "старая" элита служила Родине при новой власти. В начале 1930-х геолог академик Иван Михайлович Губкин после масштабных геофизических исследований предсказал, а фактически открыл огромные запасы нефти в Западной Сибири, с чего наша страна живёт до сих пор.
Элиту нужно воспитывать, утверждает Александр Никитич, и воспитывать в национальном, даже в националистичном духе. Я добавлю следующее. Избыточная система образования, которую составляли и старые российские университеты, и тем более советские вузы, способствовала воспитанию элиты. И не разрушать её нужно, а правильно использовать хотя бы то, что ещё осталось. Не в последнюю очередь благодаря этой системе образования в середине 20 века наша страна стала настолько сильна, как не была никогда за всю свою историю. Именно эта система способствует выявлению творческих личностей (см. цитату из П. Флоренского в статье А. Севастьянова).

И в заключение. Автор пишет, что Российская и Советская империи рухнули оттого, что русские в них разочаровались, что империи эти не выражали коренных интересов русского народа. Не разочаровались русские, а надорвались, как считаю не только я. Надорвались как этнос - не в последнюю очередь по причине не самого эффективного использования его биохимической энергии. Однако природа этой энергии такова, что её можно снова собрать и включить в работу. Две трети русского народа считают себя "левыми националистами". Националистами, подчёркиваю, но - левыми. Причём с известной долей имперскости. Без неё национализм не будет русским - он будет сибирским, донским, поморским и т.д. Две трети народа - левые националисты. Означает сие, что монархисты, пролетарские интернационалисты, либералы, учредиловцы, нацдемы, космополиты и прочая-прочая... все вместе - не более трети народа. Не означает ли это, господа националисты, что пора отбросить устаревшие идеологические клише и принять на вооружение лозунг "Социалистическая Россия для русских и тех, кто с русскими"? Или вы желаете маргинализироваться далее, будучи не на главном течении русской жизни, а в её глубоких омутах?