Наш двор весной

Валентин Васильевич Кузнецов
                Наш двор весной

              (Из цикла рассказов "Наш двор в четыре времени года".
  Начало – в рассказах "Наш двор летом", "Наш двор осенью" и "Наш двор зимой")


        Весна приближается. Это заметно по тому, что снег и лёд на реке темнеют. А однажды утром меня будит монотонный гул и непрерывный рокот за окном. Может быть, это с бетонного завода? Нет, завод шумит совсем не так. А тогда, значит, это – ледоход, долгожданное событие. Ура! Хочется тут же побежать на речку, но ещё темно, да и надо идти в школу.

        Зато после школы, бросив на стол портфель, скорей к реке! А там – завораживающее фантастическое зрелище! Мощный непрерывный поток ледяных глыб, как широкая  лента гигантского конвейера, медленно и неостановимо движется справа налево, неся на себе немыслимые нагромождения теснящихся торосов. Одни льдины – серого цвета, другие – чисто белые, а некоторые на сколах искрятся на солнце голубыми бликами. Просто чарующая картина! Можно долго стоять на берегу реки и под мерный гул потока восхищаться могучей поступью этой живой громады и движением ледяного крошева.

        Льдинам в этом потоке тесно, и поэтому некоторые из них выползают на берег, да так и остаются лежать на земле. А на реке льдины так плотно прилегают друг к другу, не оставляя между собой ни кусочка чистой воды, что, кажется, переходя с одной на другую, можно по ним даже перейти через реку на ту сторону, на Дорогомиловку. А мы, пацаны, и переходим туда и обратно да ещё и по нескольку раз.

        Но вот однажды, когда мы были ещё на нашем берегу, а Мишка Филиппов – уже на другом, на том берегу, ледоход вдруг почти прекратился, и по реке пошли только редкие отдельные льдины. Ну и, конечно, наш Мишка уже не смог вернуться к нам.

        – А где мой Мишка? – спрашивает нас дома его отец Леонид Михайлович.

        – Остался на том берегу. Потому что лёд кончился.

        – Ну и всыплю же я ему! Когда вернётся, – грозит Леонид Михайлович.

        И в самом деле, вечером, когда Мишка по Бородинскому мосту вернулся домой, через стеклянные двери комнаты Филипповых отлично слышны были удары ремнём и Мишкины всхлипывания.

       Но всё равно на следующий день мы – опять на реке. Теперь на ту сторону нам уже не перебежать, потому что льдин мало. Но зато можно переплыть. Для этого сначала надо оттолкнуть от берега толстую льдину, потом запрыгнуть на неё и отталкиваясь дрыной от соседних глыб, переплыть, как на плоту, на другой берег реки. Потом идём по берегу против течения, присматриваем новую надёжную льдышку и на ней возвращаемся на свой берег. Так мы и катаемся на этих ледяных плотах до тех пор, пока не промочим ноги.

        Но вот однажды, когда наш ЮрЕй был на середине реки, ледоход вдруг неожиданно закончился, и вокруг ЮрЕя оказалась чистая вода безо льда. И понесла тогда его река! Мимо Краснопресненского парка, мимо Трёхгорки, за Киевский вокзал. И вынесла бы она его и в Волгу, и в Каспийское море, если бы у Новодевичьего монастыря люди на катере не сняли бы нашего ЮрЕя с его дрейфующей льдины. Потом он долго брёл по берегу реки до нашего дома. Но дома его не ругали, а только радовались благополучному возвращению "блудного сына".

       Но всё когда-то кончается. Кончился дня через три и ход льда по реке. МосквАрека очистилась ото льда. А это значит, что в наш двор пришла весна. А с нею пришли весенние игры и развлечения.

                *     *     *
       Раньше всего грязь подсыхает около стен домов. Поэтому около тёплой кирпичной стенки, где земля уже сухая, начинаем играть в пристенок.

       – Вы знаете, как играть в пристенок?

       – Нет.

       – Нет? Ну, тогда я вас научу. Вот – смотрите – я беру эту монетку двумя пальцами и несильно так бью её ребром о кирпич на стене. Она – видите? – отскакивает от стены и плюхается на землю. Теперь и вы берите свою монету и так же, как я, тюкайте ею о стену.

       – Об какой кирпичик?

       – Да об любой, какой вам нравится. Но только старайтесь сделать это так, чтобы она упала как можно ближе к моей. И если вы пальцами своей одной руки сможете дотянуться до моей монеты, то вы её выиграли и, значит, забираете её себе.

       – А если нет?

       – А вот если не сможете – ведь не дотянулись же, правда? – то теперь уже я забираю свою монету с земли и стукаю ею о стенку. Понятно? И вот – смотрите – моя монетка упала недалеко от вашей, я дотянулся от неё до вашей, и она теперь – моя. И плакали ваши денежки. Но вы не переживайте: не корову же проиграли, и в следующий раз обязательно отыграетесь.

       – И что? И это – все правила этой игры у стенок?

       – Не у стенок, а в пристенок. Вот ещё одно правило: если ваша монета хоть чуть-чуть коснётся моей, то вы выиграли вдвойне. И ещё: играть в эту игру могут сколько хочешь человек сразу!

       – Ну и в чём её хитрость?

       – А вся хитрость в том, чтобы приноровиться, чтобы подобрать нужную силу удара и найти на стене свой кирпичик. Вот.

       Вот так и стучим мы весь день монетками по кирпичикам нашего дома. Игра эта – азартная, на деньги, но взрослые нас за неё почему-то не ругают, не мешают, не гоняют. Наверное, потому, что много никто из нас не проигрывает, и мы не ссоримся.

                *     *     *
       Вот. А ещё, когда земля ещё больше подсохнет, мы играем в расшибалку. Как? Вы не знаете, как играть в расшибалку? Как жаль, что я не могу показать. Потому что нужна бита. Ну, это такая шайба, свинцовая плюха в форме диска. А размер у неё такой, что она умещается на ладони. Зато я могу рассказать.

       – Сначала проводим на земле длинную жирную черту. Потом ставим на кон по десять копеек с каждого. Эти монетки собираем в столбик решками вверх и ставим его на черту. А потом по очереди бросаем биту с расстояния в несколько шагов.

      – Зачем?

      – А у кого бита ляжет ближе к черте, тот и начинает расшибать столбик. Ну, а если ваша бита перелетит за черту, то разбивать стопку из монет вы будете последним. Да и то если розыгрыш не закончится раньше и если ещё останется что расшибать.

       – А как разбивать этот столбик?

       – А, когда бьёшь шайбой по монете, надо стараться перевернуть её с решки на орла, и, если перевернул, то забирай её себе и бей дальше. А если перевернуть не смог, то отдай биту следующему. Вот и всё.

       – И это и все правила?

       – Вроде бы, все. Ну, и ещё: если при бросании ваша бита коснулась монетного столбика, то вы и разбивать будете первым, и те монеты, которые при этом перевернулись на орла, они – ваши.

       – А в чём в этой игре хитрость?

       – Надо уметь так кинуть биту, чтобы она летела плашмя, не кувыркаясь – и это трудно. А ещё надо правильно ударить по монете, подобрать и силу, и направление удара. Кто-то лупит с размахом, от плеча, со всей силой, резко. А кто-то тюкает осторожненько, чуть касаясь монетки. И это – большое искусство! Один ударяет под себя, а другой – от себя. И это – тоже искусство!

       – А если ставить на кон не по десять копеек, а по пятнадцать или двадцать?

       – Конечно, можно. А только таких денег у нас нет – нам и гривенников-то набрать не просто.

       – Зато, наверное, очень просто можно проиграть большую сумму?

       – Ну, нет. Таких случаев пока не было. Если вдруг кто навыигрывает чуть ли не целый рубль и в азарте продолжает играть, то весь свой навар и проигрывает. Все обычно остаются примерно при своём интересе. Может, поэтому нас взрослые и не гоняют за расшибалку.

       – А около школы играете?

       – Нет. Там Георгий Иванович – директор – не разрешает.

                *     *     *
       – Ну, а пристенок и расшибалка – это ведь всё только для мальчишек. Да? А во что играют по весне девчонки?

       – В классики. Это когда чертят на земле или на асфальте квадратики, примыкающие друг к другу, и прыгают по ним. А ещё они прыгают через верёвочку. Двое крутят верёвку, а остальные впрыгивают под неё и выпрыгивают из-под неё. Бывает даже так, что после уроков у школы крутят одновременно две или даже три верёвки, и многие-многие прыгают.

                *     *     *
       Вот так и живём мы в нашем дворе весной. А в своё время на смену весне приходит лето, а с ним – и летние игры и развлечения… Но это уже другая история, о которой и отдельный рассказ – "Наш двор летом".