Папское расследование Super statu Templi 1307 года

Анатолий Обросков
Папское расследование “Super statu Templi” "холодной осенью" 1307 года


Краткая историческая справка

Святая инквизиция (Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

Раннее христианство и христианская церковь страдали как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.

Начиная со II века, христианские авторитеты (епископы и местные синоды) обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности (правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (выбор; подразумевается, что ошибочный).

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.
Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.

Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.
В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры». Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.
С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.

Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.

Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:
1. Додоминиканский (преследования еретиков до XII века);
2. Доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.);
3. Испанская инквизиция.


•  В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер;

•  во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов;

•  в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями её государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI века против протестантизма.
http://chrovamp.ucoz.ru/forum/35-12-1



ОБВИНЕНИЯ И СЛЕДСТВИЕ

 Король позаботился о том, чтобы соблюсти все судебные формальности — насколько возможно. Во всяком случае, он действовал как бы не по своей воле, а лишь по просьбе инквизитора Франции доминиканца Гийома Парижского (своего исповедника). Тамплиеры были обвинены не в том, что у них есть деньги, нужные королю (это ведь не преступление), а в том, что они — еретики. Ересь же — дело церковного суда, хотя казнь еретика формально оставлялась на усмотрение суда светского.
Во Франции, в отличие от Англии или Арагона, пытка была дозволенным орудием следствия. И здесь светская власть основывалась на церковном авторитете: в 1252 году папа Инноентий IV буллой Ad extirpanda разрешил пытку к применению мирскими властями в подобных процессах. Тамплиеров сперва пытали, потом допрашивали. В результате через считанные дни все арестованные тамплиеры сознались в том, в чем их обвинили. Решающими стали показания де Моле, данные 24 октября 1307 года. 25 октября великого магистра заставили повторить эти показания перед собранием профессоров Парижского университета: король раскручивал механизм пропаганды.
……

Вряд ли и Папа поверил обвинениям против тамплиеров. Однако более всего его волновало то, что Филипп Красивый вмешался в дело, подведомственное Церкви. Где только мог, Климент V пытался отстоять права церковной иерархии. Это прекрасно, беда только, что ради этого он готов был пожертвовать живыми людьми и истиной. 27 октября 1307 года Папа написал гневное письмо королю и послал во Францию двух кардиналов, чтобы они занялись рассмотрением дела и взяли в управление собственность тамплиеров. Впрочем, король им отнюдь никакой собственности не отдал, заявив, что сперва нужно окончить процесс.
Филипп был возмущен тем, что Папа позволяет себе подобную самостоятельность, и начал разворачивать кампанию против Климента V. Она повторяла кампанию против Бонифация VIII. Гнусно анонимные памфлеты обвиняли Папу во всех смертных грехах, восхваляли французов как самой католический из всех народов мира. На фоне таких памфлетов нападки на Папу, намеки на то, что он поощряет еретиков, со стороны сорбоннских богословов, Генеральных штатов, короля выглядели просто невинной критикой. 27 июня 1308 года на встречу с Папой в Пуатье были привезены 72 тамплиера (и число-то священное!), которые все в лицо ему повторили самооговоры. Папа сделал вид, что всему поверил. Однако, он продолжал отстаивать память своего предшественника Бонифация VIII, вопреки уговорам короля не снимал отлучения с Гийома Ногаре, наложенного ранее. Это было — с канцелярской точки зрения — ужасно смело, только тамплиерам, которых вздергивали на дыбу, это ничем не помогало.
Хуже всего было то, что 22 ноября 1307 г. Папа издал буллу Pastoralis praeeminentiae, приказывая правителям всех христианских стран арестовать тамплиеров и передать их собственность в управление своим представителям. Это был тактический ход: Папа как бы перехватывал инициативу и полномочия у Филиппа. В результате и в Англии, и в Португалии, и в Арагоне, и в других странах тамплиеры были арестованы (в Арагоне, правда, рыцари пытались сопротивляться и выдержали довольно долгую осаду в одном из замков, но потом с почетом сдались). В этих странах их не пытали, содержали в очень приличных условиях. Беда же была в том, что в подобных процессах практически было невозможно добиться оправдания, механизм их просто не был на это рассчитан.
http://www.templarhistory.ru/trial_charges



Шинонский список: Папское отпущение грехов последнему тамплиеру, магистру Жаку де Моле


Барбара Фрейл*/ Barbara Frale
Scuola Vaticana di Paleografia, Archivio SegretoVaticano, 00120 Vatican City State
Введение
 Судебное разбирательство по делу тамплиеров в 1307-1312 гг. было отмечено столкновением политических интересов короля Филиппа IV с одной стороны и Папы Климента V с другой. После заключения французских тамплиеров королём под стражу в октябре 1307 года, Климент быстро пришёл к выводу, что не сможет оказать влияние на исход дела, если у него не будет доступа к тамплиерам, и особенно, к их руководителям. В июне 1308 года, в Пуатье, после долгих усилий, он наконец-то добился своей цели, услышав исповеди 72 избранных тамплиеров, которым он даровал отпущение грехов. Однако, король всё ещё удерживал руководителей в Шинонском замке, не желая их появления перед папской курией. В конце концов, в последних числах августа 1308 года, папская комиссия услышала руководителей, но до нынешнего дня доказательства этого были смутными, указанными лишь в письме, хранимом во Французском Архиве. Недавняя находка папских документов, содержащих записи этих слушаний, окончившихся отпущением грехов руководителям ордена, освещает эти события в новом свете и предполагает, что позиция которую занимал Климент V и другие чиновники должна быть радикально пересмотрена.
1. Сквозь бесконечный лабиринт (1)
В октябре 1995 года я была студенткой второго курса в Ватиканской Школе Палеографии (2). Так же, как и другим студентам, мне было дано задание, в качестве упражнения, сделать перевод средневековой папского документа в архиве Ватикана. Я особенно заинтересовалась большими сводами  документов, написанными во то время, когда папский двор был расположен в Авиньоне (1309-1378). Они были в очень плохом состоянии. Во время возвращения папского архива в Рим, после переезда Бонапарта в Париж, записи были сильно повреждены, и даже попадали в воду (3), так что работа с ними была приостановлена, дабы предохранить их от порчи. Авиньонские записи хранятся в помещении с кондиционированным воздухом, но учащиеся могут изучить документы, находящиеся в них, благодаря CD дискам. Студентам Ватиканской Школы Палеографии, наоборот, нужны оригиналы, потому что они должны идентифицировать украшения на переплётах, должны научиться разбирать запутанный почерк и расшифровывать цифровые коды папского архива, и за счёт чего, у них часто есть права работать с этими сводами документов. Как следствие, даже сегодня, Авиньонские своды документов являются почти «нетронутой территорией», что абсолютно точно принесёт нам много открытий в будущем. Другими словами можно сказать, что Авиньонские своды – это ещё один вход в бесконечный лабиринт Архивов Ватикана (4).Я выяснила, что в 48 Авиньонском своде документов, принадлежащем Бенедикту XII (Жак Фурнье, 1334-1342) (5), были переплетены некоторые отдельные бумаги, датируемые правлением предыдущего папы Климента V(Бернар де Го, 1305-1314) (6). Там содержится информация о судебном процессе по делу тамплиеров, а именно, расследование, которое понтифик вёл сам, в Пуатье, летом 1308 года. Это было самое известное судебное дело в истории Средневековья, которое затронуло весь религиозный орден, и закончилось сожжением великого магистра Жака де Моле, 18 марта 1314 года, по приказу французского короля (7)
        Описание процесса в папском суде сохранилось в двух видах документов: с одной стороны – mundum(это, так сказать, оригинальный официальный документ, написанный для отправки или судебного производства),
….

некоторое количество больших пергаментов, официально заверенных кардинальскими печатями (8), а с другой стороны, Rubrice (записанный пересказ самых важных событий), документ, составленный просто на бумаге для хранения в папском архиве. Эти бумаги содержались в документеRubrice Авиньонского свода № 48 (пп. 437r – 451v). Наиболее поразительным было изобилие пометок на полях, рассыпанное по всем страницам этих бумаг. Эти маленькие и простые записи часто написаны столь непонятным почерком, что их с трудом можно прочитать. В 1884 году Конрад Шоттмюллер опубликовал эти пергаменты (9), а приблизительно 20ю годами позже, в 1906 году, Генрих Финке опубликовал девять исповедей тамплиеров (10), которые сохранились только в документе Rubrice, но никого внимания не было уделено странным пометкам, скорее всего, из-за их неказистого вида. Слишком точные, чтобы быть просто заметками, слишком информативные и повторяющиеся, что быть просто перекрёстными ссылками, они повлияли на меня в такой степени, что я решилась показать их моим учителям из Ватиканской школы, отцу Серджио Пагано и профессору Алессандро Пратези, которые сказали мне, что документ аутентичен и настолько уникален, что заслуживает дальнейшего исследования. Подготовительное изучение подоплёки судебного разбирательства показало, что документ Rubrice – это историческое сокровище, намного более ценное, чем изысканные и дорогие пергаменты, исследование, проводимое более четырёх лет в Венецианском Университете “Ca’ Foscari” пролило свет на  то, что некоторые события судебного разбирательства были недооценены, а  некоторые другие и просто неизвестны. (11)
Слушания в Римской Курии имели важное значение для судебного процесса: в первый раз после их ареста, который был произведен по приказу короля Филиппа Красивого (12), осенью 1307 года, папе удалось встретиться с тамплиерами. Эта атака на орден  была связана с денежными нуждами французского короля в начале четырнадцатого века, особенно из-за войны с Англией, что истощило его доходы; подобные же действия были предприняты против других богатых групп в государстве, против ломбардских банкиров и евреев, которых он арестовал и конфисковал их имущество (13). После неожиданного ареста тамплиеров у папы не было возможности их увидеть во время первой части судебного разбирательства (октябрь 1307 – июнь 1308), так как Филипп Красивый заявлял, что папское слушание было бы излишним для сознавшихся преступников. Для того, чтобы встретиться с заключёнными, Клименту V пришлось выдержать тяжёлую, полную стрессов дипломатическую битву против короля и его юристов, длившуюся около года.
Как религиозный орден (14), тамплиеры не были под юрисдикцией короля, и со времён правления ИннокентияII, у них были особые привилегии; несмотря на это, Филипп Красивый держал тамплиеров в своих тюрьмах и отказывался доставить их к Папе. В итоге, в конце июня 1308 года, Климент смог лично опросить и судить тамплиеров на специальном слушании при папском дворе. Благодаря его авторитету, процессы были избавлены от столь искажающего суть фактора, как присутствие Филиппа Красивого и его юристов, который столь серьёзно повлиял на предыдущее расследование, проводимое в Париже французской инквизицией. 
2. От Гроба Господня до скамьи подсудимых
          Когда на рассвете 13 октября 1307 года солдаты Филиппа Красивого схватили всех тамплиеров, которых они могли найти в королевстве, они арестовали членов того, что, казалось, был самым могущественным монашеским орденом во всём христианском мире. Орден «Рыцари Храма Соломона» (“Militia Salomonica Templi” ) был основан в Иерусалиме вскоре после первого крестового похода французским рыцарем Гуго де Пейном, феодалом маленького ленного владения недалеко от Труа (15), который обьеденил некоторое количество участников в религиозном братстве (16), посвящённом Святой Земле. Около 1120 года они стали мирскими братьями и провозгласили обеты воздержания, бедности и послушания перед лицом патриарха Иерусалимского, который возложил на них задание защищать паломников от нападений мусульман на опасном пути из Яффы в Иерусалим. В первое время их приютили каноники цервки Гроба Господня,  скорее всего, они следовали их собственному монашескому уставу Св. Августина (17); позднее король Иерусалимский, Балдуин II,  отдал им крыло своего дворца на Храмовой горе, вследствие чего их называли рыцари храма (milites Templi) или Templarii, несмотря на то, что имя, которой они выбрали было «Нищенствующие рыцари Христа» (“Paupers commilitones Christi”)(18). В 1129 году, во время собора, проводимого в Труа, тамплиеры получили новый устав, написанный, или, по крайней мере, задуманный Бернаром Клервоским, который был на соборе вместе с другими ведущими духовными лицами (19) того времени. Этот святой взял тамплиеров под своё покровительство и написал трактат, названный «Похвала новому рыцарству» (“De laude novae militae”), дабы вдохновить набор новых адептов и оправдать этот странный вид монахов, которые жили и умирали, защищая веру (20). В 1139 году папа Иннокентий II (21), ученик (en ;lev;) Св. Бернара даровал тамплиеров особым статусом, который наделял орден большей независимостью. Буллой “Omne datum optimum”  он постановил, что братья не подчиняются юрисдикции местных епископов, отвечают только перед властью Римских понтификов: никто, даже патриарх Иерусалимский, не имел права вмешиваться в правила, установленные великим магистром и капитулом членов ордена (22). И монахи, и солдаты, тамплиеры были поделены на две категории: высшая были рыцари (milites), у которых была право ношения белой мантии, низшая была создана для тех, которые не были рыцарями (servientеs) , и носили тёмные мантии (23). В 1147 году папа Евгений IIIдаровал им право нашивать красный крест на левую сторону их мантий, как символ, напоминающий о крови, пролитой ими, чтобы защитить веру (24).
В течение XII века орден пережил период сильного роста, получая дотации от папства, королей, мирских людей (мужчин и женщин), которые хотели приблизиться к духовной славе тамплиеров. У них было множество земельных владений(mansiones), от Шотландии до Сицилии, от Португалии до Армении, которые были сформированы в провинции (proviciae), находящиеся под юрисдикцией местных магистров (приоров) (25). Основной обязанностью тамплиеров было: биться против сарацин, дабы защищать королевство Иерусалимское, поэтому все ресурсы были задействованы для этой святой войны, большая часть западных земельных владений была отведены под фермы или грангии (grangiae), которые обеспечивали продуктами и деньгами военные нужды Святой земли (Outremer). Всегда справляясь с денежными проблемами, постоянно принимая участие в сомнительных перемириях между маленькими эмиратами в Палестине и Сирии, тамплиеры развили необычайные финансовые и дипломатические возможности и мастерство. Соблюдая железную дисциплину, подтверждая незапятнанную репутацию кристальной честности, они стали высокоценимыми банкирами и даже послами, услугами которых пользовались папы и короли для финансовых предприятий и политических миссий (26).
Во время собора, проводимого в Лионе в 1274 году обсуждался план объединения тамплиеров и госпитальеров в один новый военный орден; проект был отвергнут, потому что, несмотря на теоретическую обоснованность, это был всё же очень затруднительный вопрос. Оба руководителя заявили, что они против этого: проект слияния скрывал в себе попытку взять ордена под контроль западного монарха, который управлял бы ими через одного из членов своей семьи. Великий магистр ордена тамплиеров Гийом де Боже откровенно выразил свои чувства в послании, адресованном собору: после слияния оба ордена потеряют свою независимость, подчиняясь политическим интересам нового руководства, забывая о Святой земле. Тамплиеры, в частности, окажутся доступным сундуком с деньгами и без замка (30).После потери Акры проект слияния поднимался снова и снова, до начала правления Климента V. Он ещё раз поднял вопрос и вызвал в Европу обоих магистров, и тамплиеров, и госпитальеров, которые находились на Кипре, потому что создание единого военного ордена было бы выгодным для крестового похода, который он собирался подготовить. Магистр тамплиеров, Жак де Моле, выказал такое же нежелание, как и его предшественники, сообщив, что между уставами, обычаями и обязанностями тамплиеров и госпитальеров очень много различий; этим ответом Жак де Моле осторожно намекнул Клименту V, что у Филиппа Красивого собственный интерес к новому крестовому походу, так как у него было намерение завоевать Армению, и, поощряя создание союза, он метил на руководящий пост в этом новом могущественном ордене (31).

 Когда солдаты ворвались в приорства тамплиеров по всей Франции, 13 октября 1307 года, они следовали инструкциям королевского указа, который был тайно выпущен месяцем ранее, 14 сентября. Это было серьёзным злоупотреблением властью, так как тамплиеры были религиозным орденом; более того, в 1139 году ордену была дарована особая привилегия, которая делала его подданным только Римского понтифика (32), находящегося у власти в данный момент. Очевидно, что это действие было настолько беззаконным, что король , в день ратифицирования указа, назначил Гийома де Ногаре хранителем печати, потому что предыдущий кандидат,  де Бельперш, никогда бы не согласился подписать его (33).
 Юристы Филиппа Красивого создали документ, дабы обвинить тамплиеров в ереси: во время обряда принятия в орден братья должны были отрекаться от Христа и плевать на крест, «непристойно» целовать в низ спины, в пупок и в губы, обязаны принимать участие в плотских отношениях с другими участниками ордена, если их об этом просили, и они носили маленький пояс, который был освящён прикосновением к странному идолу, который выглядел, как человеческая голова с длинной бородой (34). Официальным обвинителем был инквизитор Франции, брат Гийом Парижский, чьё молчаливое потворство было очень важным. Соответственно правилам инквизиции обвинитель, в свою очередь, мог быть обвинён, если выяснится, что обвинения были ложными, так что, Филипп Красивый не мог действовать напрямую против тамплиеров из-за угрозы скомпрометировать самого себя, а инквизиторы, по традиции, были ненаказуемы (35).
Гийом Парижский официально заявил, что получил информацию о тамплиерах от доверенных людей, которая наводила на сильные подозрения о ереси, а после, под предлогом того, что тамплиеры могут бежать, запросил военной помощи у короля. Благодаря этой уловке, королевское вмешательство выглядело абсолютно законным и даже обязательным, заключённые были моментально опрошены, и их признания, сделанные под пыткой, были записаны нотариусами, и поспешно отправлены папе, как заслуживающие доверия доказательства ереси.



3. Папское расследование “Super statu Templi” осенью 1307 года
            Когда 14 октября гонец принёс папе Клименту V весть, что все тамплиеры во французском королевстве были неожиданно арестованы днём ранее, папа всё ещё находился в провинции недалеко от Пуатье на лечении. Эффект был такой же, как если бы при папском дворе разбушевался ураган: понтифик немедленно вернулся в Пуатье и созвал всех кардиналов на экстренное заседание днём позже. Не допускались никакие исключения: кардиналу Пьерру де ля Шапеллю, который ответил отказом, так как лежал больным в двух днях пути от Пуатье, папа ответил, что пусть тогда возвращается на носилках (36).
            Климент V в первый раз услышал какие-то намёки против тамплиеров от Филиппа Красивого, во время своей иннагурации в Лионе в 1305ом году (37). Двумя годами позже, весной 1307ого года, король столь сильно порочил орден перед монархиями христианского мира, что великий магистр Жак де Моле сам попросил папу начать папское расследование “Super statu Templi”: им нечего скрывать, и официальное расследование, проводимое папой, должно наконец-то заставить замолчать злые языки (38). Конечно же, папа считал, что в ордене есть какие-то проблемы. Два разных источника свидетельствуют, что в марте-апреле 1307 года, у Жака де Моле был личный и трудный разговор с папой. Согласно одному, Климент Vпредоставил ему слово, дабы он отрёкся от слухов, что тамплиеры поклонялись идолу (39); другой утверждает, что понтифик ожидал, что великий магистр привезёт ему копию Устава тамплиеров (40). Это была изумительная просьба, так как Устав уже не предполагал никакого согласия с папской властью, он уже был утверждён почти двумя веками ранее во время собора в Труа (1129 год), где папский легат, кардинал Матвей из Альбано, утвердил его от имени папского престола (41).
Похоже на то, что действительной целью папы было изучение деятельности тамплиеров, что не может быть неожиданностью, если брать во внимание слухи, которые ходили в это время. Один свидетель утверждает, что французский визитатор, Гуго де Пейро, высший чин ордена тамплиеров в западном христианском мире, после великого магистра, был очень взволнован некоторыми скверными традициями, которым тамплиеры следовали во время обряда принятия в орден, и имел намерения отменить их (42).Другой брат утверждал, что во время собрания, проводимого на Кипре после потери Акры (1291), Жак де Моле, который тогда ещё не был великим магистром, обвинял тамплиеров за то, что они впали в плохие традиции (aliqua sibi displicentia) и настаивал на том, что это нужно искоренить, чем быстрее, тем лучше, так как, если это будет длиться долго, то может серьёзно навредить ордену (43). 24 августа 1307 года Климент V написал Филиппу Красивому, чтобы сообщить ему, что решил провести официальное расследование “Super statu Templi”, назначив дату его начала приблизительно на середину октября, после летних каникул. Папа, который страдал от серьёзных нарушений пищеварения, которые чуть не привели его к смерти в 1306 году, нуждался в отдыхе, дабы попить минеральных вод и провести очищающую терапию слабительными (44). Когда терапия была практически окончена, за несколько дней до предполагаемого начала расследования, гонец принёс Клименту V поразительные новости: орден, деятельность которого он намеревался рассмотреть, обвинён в ереси днём ранее, его членов сочли столь опасными для религии, что они должны были быть поспешно заключены под стражу французским инквизитором.
Так и не начатое папское расследование в октябре 1307ого году было бы не просто формальностью, потому что папа был осведомлён о недостатках в деятельности ордена, но это был бы скрытый процесс, осторожная и эффективная реформа внутри церкви, главной целью которой было бы восстановить орден и вернуть его силу. Это помогло бы избежать внешнего вмешательства, то есть юристы Филиппа Красивого не втянули бы инквизитора, дабы незамедлительно обвинить и опорочить тамплиеров: Гийом де Ногаре объявил о их ереси перед огромной толпой людей, собравшейся в королевском саду, а францисканцы в это же время распространяли ту же информацию в своих проповедях, следуя инструкциям брата Гийома Парижского (45).
19 октября 1307 года начались слушания тамплиеров, схваченных в их парижской штаб-квартире(46); 25 и 26 октября великий магистр был призван давать показания, и его признание было незамедлительно записано нотариусами и послано папе, как доказательство ереси (47). Меньше чем за две недели, раньше, чем священная коллегия смогла спланировать эффективную реакцию, честь тамплиеров была запятнана навсегда, и эхо их вины распространилось по всему королевству (48). 16 октября папа затворился вместе с кардиналами в охраняемой комнате для того, чтобы объяснить срочность ситуации: папа посоветовал своему комнатному слуге(cubicularius) –тамплиеру, Оливеру де Пенну, не сопротивляться, так как это могло быть истолковано, как признание вины, и пообещал ему, что посвятит всего себя этому делу, пока кризис не будет преодолён (49). Они оставались в консистории, хотя это больше напоминало осиное гнездо, три дня. Два обстоятельства держали папу в напряжении: изобретательность круга королевских советников, настолько искусная, насколько и аморальная, и глубокие разногласия, которые раскалывали священную коллегию.
4. Каверзное положение
            Филипп Красивый положился на юристов, которые, несмотря на разницу в личных качествах, разделяли идею о лидерстве Франции в христианском мире (50). Некоторые подчёркивали религиозную харизму французских королей, наследников Хлодвига, который был освящён помазанием, дарованным им  самим  Святым Духом, превратившись в голубя; другие, наоборот, желали построить могущество Франции только на основании гражданских законов и политической власти. И те и другие, однако, думали, что королевство должно быть избавлено от любой неприкасаемой организации, и должно установить полный суверенитет. Наиболее известным был тулузец, Гийом де Ногаре, чья семья наверняка пострадала от преследований, потому что его дедушка был катаром. Старые споры об этом, казалось, были решены благодаря документам, найденным Ивом Досса (51), даже если это обстоятельство возможно  может объяснить необычное презрение Ногаре к папской власти. Свободный духом, порядком циничный эгоист, он отбросил все сомнения, дабы привести в исполнение свои политические убеждения: сделать Францию наиболее могущественным королевством из всех. Пожалованный дворянством королём в 1299 году, он был правой рукой в королевской кампании против Бонифация VIII, которая закончилось насилием в Ананьи (1303) и привела к его отлучению от церкви (52). Ученик Ногаре, Гийом де Плезьян , который последовал за своим учителем в Монпелье, и, скорее всего был приглашён им в суд (53), отличался от своего учителя: более идеалистичный и дипломатичный, более способный к риторике, хотя первый более предпочитал действия, он служил Филиппу Красивому, как бесценный представитель в папском суде, куда никогда не допустили бы Ногаре.
            Утверждения Плезьяна позволяют нам предположить, что заговор против тамплиеров готовился годами: шпионы проникли в орден, чтобы наблюдать за его внутренними обычаями, и собирали всю информацию, которая могла бы его опорочить (54). Как военный орден, тамплиеры были затронуты фактами соперничества, злоупотребления властью, и благодаря его финансовой роли, даже случаями воровства. Некоторые сановники-тамплиеры не препятствовали вступлению своих родственников в орден и потом помогали им в карьерах, и, конечно же, там был и фаворитизм и свои пристрастия. Но ни один из этих фактов, достаточно обычных для любого военного и даже религиозного орденов, не мог свидетельствовать против них на процессе (55). Суть дела заключалась в юридическом иммунитете, который был у тамплиеров и освобождал их от власти мирской и даже церковной юрисдикции: это было оружие защиты, дарованное папством, дабы укрыть такой богатый и могущественный орден от зависти его врагов. Тем не менее, у этого щита неприкосновенности было слабое место.
            В начале тринадцатого века религия катаров была широко распространена во Франции и северной Италии, включая в себя даже большое количество клириков. В 1230 году эта ситуация привела папу Гонория III к наделению из ряда вон выходящей власти инквизитору  Тусции, распространяющейся и на свободные от неё ордена (тамплиеры, госпитальеры, цистерцианцы), если было хоть малейшее подозрение в ереси (56). После этого, это право было забыто, и папство никогда не думало отменять иммунитет, так что в начале четырнадцатого века он всё ещё действовал. Тамплиеры были неприкасаемыми, за исключением данного случая, так что королевские юристы должны были предпринять все усилия для того, чтобы укрепить подозрения в ереси. Они должны были собрать информацию о внутренней жизни ордена, дабы выбрать и вычленить из контекста элементы, которые они могли бы представить как преступления против религии; тогда они могли бы собрать их все вместе, дабы создать картину еретических верований, достаточного ясных, и к тому же достоверных. Это было необходимо, однако, большинство захваченных тамплиеров должно было признать свою вину, что легко решалось с помощью пытки, но только насилие не может объяснить большое количество признаний, сделанных братьями. Успехом Филипп Красивый обязан тому факту, что его юристы использовали элементы, действительно распространенные  в ордене, что-то, что действительно существовало, что тамплиеры могли признать, несмотря на то, что действительное значение элементов было искажено, и они были полностью вырваны из контекста (57). К концу их работы голословные утверждения тамплиера – предателя (58) позволили инквизитору запросить военную помощь короля Франции и ордер на арест всех братьев: Гийом Парижский воспользовался правом своих предшественников и им же оправдал свой поступок, что позднее пришлось признать Клименту V (59). Благодаря этому, процесс можно представить, как законный акт.
5. Канатоходец
            Во время консистории 16-18 октября ситуация изучалась с целью найти какой ни будь выход. Как утверждает Малькольм Барбер, независимые действия светской монархии, хотя и под номинальной властью французского инквизитора, на самом деле представляли собой прямое нападение на власть Климента V и Римской церкви: не только орден тамплиеров, но и само папство было на кону (60). Наиболее очевидной реакцией на злоупотребление королём властью было отлучение его от церкви, так же, как тогда, когда папа Бонифаций VIII выпустил буллу “Super Petri solio” (датирована 8 сентября 1307 года), но Климент Vне мог пойти на такую крайнюю меру, если хотел избежать раскола. Кроме того, история показывала, что Филипп Красивый воспрепятствовал бы своему отлучению, послав армию в Италию, дабы арестовать папу еще до того, как булла будет опубликована (61). Теперь даже подобное мероприятие не было нужно, так как курия находилась на французской территории.
http://www.templarhistory.ru/Frale_Chinon_chart

Продолжение следует