Собор Святого Благоверного Князя Александра Невско

Римма Блахова
                "Мы ничего не должны растерять
                из нашего великого наследия".
                Д.С. Лихачев
               
1890г.

 Роскошный фрегат «Память Азова» под штандартом Государя Наследника в течение долгих месяцев бороздил морские просторы, сопровождаемый мощной эскадрой кораблей русского военно-морского  флота. Путешествие на восток, вокруг Азии - вот его особо значимая цель. 
 Пересекая пространства от Тихоокеанского побережья, корабли прошли Османскую империю-Египет, Британскую - Аден, Индию, Цейлон, французские владения в Индокитае, древневосточные империи Китай и Японию. Далее предстоял  речной  и сухопутный путь через Сибирь.
 Маршрут этого грандиозного путешествия был тщательно  спланирован Александром Ш и имел важнейшее  государственное значение. Цесаревичу необходимо установить личные отношения с царствующими особами государств Азии и по возвращению в Россию, лично,  присутствовать при закладке Великой Сибирской железной дороги во Владивостоке.
В спальной каюте цесаревича  умиротворяющая тишина. Лишь бледный язычок  горящей свечи ,  с кошачьей осторожностью, плавно изгибаясь  , трепещет заостренной головкой ,  поглядывая по сторонам. Он словно изумлен роскошной мебели с удивительными узорными элементами, зеркальными рамами, золочеными статуэтками, шкатулками, книгами в дорогих, старинных переплетах.
 На восточной стороне комнаты, подобно церковному алтарю, прямо над кроватью - навесной киот , в центре которого   Святой  Великомученик Пантелеймон, покрытый   расшитым, белым иконником. И , далее, по всей каюте  Пресвятая Богородица в различном исполнении  :Казанская, Владимирская; по правой стене - Спас Нерукотворный, Вознесение Господне и  множество святых. Блистательные в своем благочестии и чистоте  , внушающие страх и любовь одновременно, в яркой палитре линий, красок, теней,  золоченых оттенков, изливают    святейший  Свет , повелители  Чертога Небесного ,  воодушевляя человече на путь истинный ко Христу и вечному спасению. Величаво-торжественные, в  Великом своем безмолвии, но все же будто внутренне говоря: «Оглянись , Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога»(Вар. 4, 36).
 Поздним вечером цесаревич лежал в постели , пребывая в легкой полудреме. Веки августейшего постепенно тяжелели, наполняясь свинцовой тяжестью, мысли путались и сбивались, и , наконец, крепкий, здоровый сон завладел им полностью. Проваливаясь все глубже и глубже в благодатные обители сна , ласкаемый негой , Цесаревич вновь переживал волнительные  спуски по Нилу, восхождения к пирамидам в Египте, ослепительный Бомбейский салют, прогулку на слонах, охоту с раджами на леопарда, толпы темнокожих приветливых лиц…
 А вот он в мавзолее Маголов, внимательно осматривает древние алтари и святилища. А теперь у каменного дворца бога Шивы «Калласса», осторожно ступая,  пытается прочувствовать внутренний мир этого  пантеона.
 Незабываемая встреча с сиамским королем Рамой V Чулалонгкорном , и  далее Страна восходящего солнца… выставки керамики, храм Миидэра, священное озеро Бива…, бесконечная череда пышных  приемов, визитов,  экскурсий, аттракционов, подарков….Прогулка в коляске - рикши из Киото в Оцу…..внезапное нападение японца.. ранение, кровь… Сильный испуг, тревога в сердце..."  Ничего, все обошлось, спасибо  Георгу…"...
11 мая 1891г.
Владивосток. Туманное субботнее утро.
Три пушечных выстрела с приморских батарей оповестили жителей о том, что  эскадра кораблей Наследника Русского Престола подходит к адмиральской пристани, туда-то  и устремилось все население города.
-Наконец-то я дома, - облегченно произнес Цесаревич, - обращаясь к Оболенскому. Как же я рад , Николай Дмитриевич,  вновь ступить на родную землю, как же я несказанно рад…, - восторженно воскликнул он.
 19 мая собственноручно свезя  тачку земли на отсыпку железной дороги и заложив первый камень, тем самым ,  выполнив знаменательное участие в начинании строительства  Великого Сибирского пути, Цесаревич покинул  Владивосток, следуя  в Петербург через Сибирь.
 Радуясь бескрайним родным просторам, необыкновенной живописности земли русской, августейший был опечален  малочисленностью церквей встречаемых в пути. Отличаясь благочестием, воспитанный в строгом православном духе царственный отрок считал необходимым  не только экономическое развитие страны, но и духовное  окормление Российского народа.
 Вступив на престол в 1894 Николай II  учреждает Особый комитет по строительству церквей и учебных заведений вдоль Транссибирской магистрали. Создается фонд имени императора Александра III, который складывался из взносов благотворителей церкви. По линии Сибирской железной дороги было построено 27 церквей на средства этого фонда: в Новониколаевске, Омске, Каинске, Татарске, Тайге и других населенных пунктах. Император был глубоко пропитан любовью к человеку и твердо верил, что в жизни  необходимо следовать заветам Христа, ревностно  заботясь о духовном просвещении народа.
 В том  же году  знаменательном  не только для Императора ,  в далекой Сибири в поселке  Новониколаевске ,названного  в честь благополучно царствующего Государя Императора, идет закладка железнодорожного моста , после чего жизнь его стремительно меняется. Подтверждением этого является запись в журнале  «Нива» (1898г.): « Проведение великой Сибирской железной дороги так изменило картину Сибири,  и так отразилось на некоторых населенных пунктах, что невольно приходится изумляться. К одному из таких центров, поражающих чисто американским ростом , следует отнести поселок Новониколаевский». Ново-Николаевский поселок//Нива. ( -1898.-№ 31.-С.614-616).
 Активно преображается поселок в благоустроенный городок: стремительно  растут дома,  ширятся улицы, площади, открываются учебные заведения, магазины. Развивается торгово-промышленная деятельность...Все бы хорошо , но какой город без храма...
 Годом спустя, в хмурый, осенний день на «всеобщем сходе», испросив благословление епископа Томского и Барнаульского Макария , задумали  новониколаевцы церковь строить во имя  святого благоверного князя Александра Невского.
 Пестрит толпа , шевелится, блуждают глаза среди разных лиц: от совсем юных весельчаков , с тонким , неровно, пробившимся   пушком на пухлых, румяных  щеках,  и,  до  весьма значительных в летах,  степенных мужиков  ,с опытом прожитых лет во взгляде, не терпящих , казалось пререканий  ;были здесь и  совсем уж старцы  с глубокими морщинами и складочками на переносье .
 Колючий воздух, наполненный первыми морозами, кусает за легкие и выходит из оживленных ртов клубами теплого  пара споров, волнений, упорств.
 Наконец порешили: организовали  комитет во главе с начальником строительства Среднесибирского участка железной дороги Н.Г. Межениновым. А самых шустрых  и смекалистые крестьян в подмогу выдвинули  Илью Титлянова,  да Дмитрия Налимова. Придумал тогда староста Титлянов организовать сборы пожертвований для сооружения храма. Собрать по рублю с каждого владельца усадьбы  и 30 копеек  со всех жителей. А чтобы храм приметен был решили расположить его на высоком берегу Оби, возле железнодорожного моста , чтобы  горделиво и  могущественно  вознесся он  своими злаченными  куполами. И виден был как из проезжающих поездов, так и с подплывающих к пристани пароходов.
 В апреле 1896 года император Николай II жалует под строительство храма и домов причта участок земли в одну десятину (2 400 кв. саженей) земли, принадлежащей Кабинету Его Величества. Из фонда строительства церквей было выделено 47 тысяч рублей на постройку церкви Александра Невского в Новониколаевске. Из выделенных денег 19 тысяч рублей приходилось на долю московских купцов первой гильдии Баевых. Так же , на строительство храма император лично пожертвовал 5 000 рублей и  позже еще 6 500 - на изготовление иконостаса. 
 Цветет весной май, торжественно шествуя по Сибирской земле, торопливо пробуждая дремлющую , после зимней спячки природу; расцветает и духовная жизнь новониколаевцев.
 15 числа сего месяца в 1897 году состоялся торжественный молебен по случаю закладки каменного храма. Основательно готовились жители города к такому знаменательному событию:   трепетно  и благоговейно ожидали прибытие епископа и высоких гостей. 
 В точно назначенный час епископ, окруженный сонмом духовенства, в присутствии Томского губернатора  А. Ломачевского, уже известного нам Н. Меженинова и инженера В. Линка, совершает необыкновенное таинство. Благоговейно замерев,  многочисленные миряне , взволнованно созерцают священнодействие,  внимая святым молитвам священника. Важно шествует почтенный  епископ в почтительном сопровождении братии Христовой, совершает водосвятие, окропив место будущего алтаря храма , и освещает камень, служащий его основанием, читая молитву: "Основывается  церковь  сия  во славу  Великого Бога и Спаса нашего  Иисуса Христа, в честь оберегателя и защитника земли русской, святого благоверного князя Александра Невского, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь." Возливает святейший елей  на камень. Певчий клир запевает стихиру на положение камня, мысленно унося нас в ветхозаветные времена к патриарху Иакову, который встав заутра и взяв камень, его же бе положив в возглавие себе, и постави столп, и возлил елей верху его, рече:"... яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех: страшно есть место сие, несть сие, но Дом Божий, и сия суть врата небесная ".
 Возгорается Божья Искра в месте сем, освящая  вокруг все  Светом невидимым , а  сердца присутствующих благодатью Божьей.
 К концу 1898 года кладка кирпичных стен церкви была закончена. В ней было три престола: главный придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и два боковых — во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Роспись церкви выполнила томская иконописная мастерская И. А. Панкрышева. Собор, по свидетельствам современников, имел богатое оснащение. Ризницу украшали парчовые облачения для священнослужителей, а также образ Георгия Победоносца, пожалованный императрицей Марией Фёдоровной.
 7 декабря 1899 года государь подарил священническое и диаконское облачения, сшитые из весьма ценной золотой парчи, которая служила покровом на гроб великого князя Георгия Александровича. Также он передал в дар храму иконы афонского письма: Иверская икона Божией Матери и икона св. вмч. Пантелеимона Целителя.
 Образцом зодчему Н. Соловьеву послужила центричная структура, известная по петербургским проектам многих храмостроителей. Но в отличии от известных прототипов архитектор увеличил диаметр центральной главы и приподнял ее над объемами окружавших с четырех сторон апсид несколько выше, чем было принято ранее в храмах этой типологической группы. Композиция церкви дополнялась звонницей над главным входом.
 В сибирском поселке появилось сооружение, построенное в «византийском стиле», гармоничное и пропорциональное, что выдавало принадлежность его автора к петербургской архитектурной школе.
 Фасады обильно украшены узорными карнизами из профильного кирпича, места сочленения стен и кровли - зубчатыми поясами на нижнем уровне восьмиконечника и на барабане между окнами, арками над окнами и в звоннице. Средняя часть объема, в плане представляющего крест, обильно декорирована уступчатыми нишами также в форме креста. Большие окна светового барабана прорезают массивный объем, давая возможность осветить внутреннюю часть собора. Тема полукруглой арки, начатая на звоннице, повторяется на всех уровнях собора и завершается куполом - основной композиционной осью храма.
 Окончание строительства Александро-Невской церкви и освящение ее   29 декабря 1899 года епископом Томским и Барнаульским Макарием,  можно считать одним из самых больших успехов церковного строительства в Сибири. Церковь была самой большой и красивой из всех церквей, построенных из средств фонда Александра III, и размещалась на высоком берегу Оби.
 Александро-Невский храм на долгие годы стал сосредоточением духовной жизни города. На территории прихода церкви размещались учебные заведения: реальное училище имени Дома Романовых, женская гимназия, учительская семинария, городское четырехклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская).
В феврале 1910 года храм во имя святого благоверного князя Александра Невского стал центром благочиния новониколаевских церквей. В городе Новониколаевске действовали на 1911 год следующие православные храмы: в Вокзальной части — Пророко-Данииловская церковь; в Центральной части — Александро-Невская церковь, Покровская церковь и Воскресенская церковь; в Закаменской части — Богородице-Казанская церковь. В военном городке в 1913 году была построена Преображенская церковь. В 1915 году храму Александра Невского присваивают статус собора.
 Много пережил собор за свою жизнь:  и попытки взрыва в 1937 году , страшные разрушения и зверские  переоборудования  то в институт, то киностудию, то в филармонию. И все же в эти горькие  и мучительные  периоды советского режима «безбожной власти», не в силах сопротивляться ей, безмолвно и стойко переживая форсированные атаки и массовый террор духовенства, он  выжил , выстоял, живя Искрой Божьей в Душах и Сердцах верующих. А  в 1988 году Собор Святого Благоверного Князя Александра Невского  вновь передан Русской православной церкви.
 Сияет куполами, крестами, звучит колокольным перезвоном величественный собор «Александра Невского», радуя собой православных прихожан.
 Чувство святого восторга, радости и благодарности Богу, охватывают их сердца…И вот тогда-то наступает тот светлый , высокий, очистительный от всякой скверны момент, когда душа переживает посещение свыше, устремляясь к свету , соединяется с Христом.
 Молитва верующих , подобно земледельцу, возделывает ниву   Души ,делая ее способною к принятию небесных влияний и к произведению обильных плодов добродетелей и совершенства. Она привлекает благодать Святого Духа  и этим укрепляет в нас веру, надежду и любовь.