Вожди. Гоше

Игнат Костян
 На протяжении своей жизни вождь был хорошо известен торговцам и путешественникам в верхнем течении Миссури.
В историю племени ассинибойнов этот вождь вошел под именем
Он, Который Держит Нож (Держащий Нож).
После эпидемии 1838 года он был одним из старых вождей ассинибойнов, который решил восстановить прежнюю мощь и благосостояние племени. Еще в молодые годы, проживая на британской территории, Держащий Нож переболел оспой, поэтому и уцелел в период эпидемии, поразившей ассинибойнов в 1838 году. На протяжении жизни его имя менялось несколько раз. В годы мужского становления соплеменники называли его Левая Рука. Французские мехоторговцы и трапперы дали ему прозвище Гоше (Gauche – «левый»). Позже он получил имя Антилопа (Татогн), а затем – то имя, под которым он вошел в историю.
До 1800 года община вождя Гоше проживала на британской территории. В то время он только оправился после перенесенной оспы.
Э.Дениг утверждал, что Держащий Нож в юношеские годы каким-то образом овладел колдовскими секретами изготовления и применения ядов, с помощью которых сумел лишить жизни некоторых своих обидчиков, постоянно оскорблявших его. Если это так, то он действовал настолько аккуратно, что никогда не вызывал ни у кого подозрения. За несколько дней до гибели очередного своего обидчика он объявлял в узком кругу стариков или на воинском собрании, что видел во сне смерть того человека. Об этих его снах помнили многие. Ассинибойны, будучи крайне суеверными, пришли к выводу, что он ясновидящий и что духи открыли ему будущее. Для них такое явление хоть и не было совершенно привычным (ведь далеко не каждый мог предвидеть будущее), но все же вполне возможным. Когда предсказание чьей-то смерти сбывалось, соплеменники шли к Гоше и говорили ему, что он пророк, выказывая почтение.
Таким образом, Гоше постепенно возвышался в обществе своих почитателей, внушал непоколебимую веру в свои сверхъестественные способности, что в конечном итоге позволило ему стать лидером одной из общин.
Как мы знаем доподлинно, для утверждения лидерства, основу которого у ассинибойнов составляла личная доблесть воина, необходима была удача и слава на тропе войны. Но существует мнение, основанное на рассказах современников, на наш взгляд, мало чем подтвержденное, что в биографии вождя Гоше отсутствовали указанные выше критерии, присущие индейскому лидеру: предводительство в удачных набегах и походах. До того как стать вождем общины, он, говорили, не добыл ни скальпов, ни вражеского оружия и вообще почти не участвовал в сражениях. Возможно, это единственный случай, когда индеец получил право стать общеплеменным лидером, не заработав его собственной храбростью, не пролив на поле брани ни капли своей крови.
Характерно то, что Гоше обладал весьма изобретательным умом. Из полого древесного ствола он сделал барабан и приподнес его соплеменникам в качестве инструмента, наделенного магической силой.
С одного конца барабана на круглый каркас был натянут скальп, а сам барабан разрисован всевозможными чудовищами. Гоше утверждал, что видел тех чудовищ во сне и что они наделили его Силой, способной вести ассинибойнов по жизни.
Община вождя Гоше, по сообщениям Э.Денига, составляла около 250 палаток. В ней проживали достаточно известные военные лидеры и знаменитые воины, которые, заслышав бой барабана вождя, сразу же собирались в его типи, где Гоше оповещал их о своих намерениях начать какой-нибудь военный поход. Он обязательно объявлял, что возглавит предприятие, но в ходе похода, при столкновениях с противником, никогда не принимал непосредственного участия в бою. Он никогда
не брал в поход оружия, только трубку и магический барабан. Все понимали, что так предначертано вождю свыше.
Можно скептически относиться к выходкам Гоше, считать его махровым авантюристом, но неопровержимо то (есть немало свидетельств), что он в походах безошибочно (без разведчиков) определял место расположения противника, количество его сил и даже его намерения, войдя в транс под звуки своего барабана. Нередко возглавляемый им отряд возвращался из похода с триумфом. Воины обретали уверенность в себе, надеясь на сверхъестественную поддержку вождя, даже если им приходилось сражаться с превосходящими силами противника.
Во время боя Гоше располагался на вершине холма, на безопасном расстоянии от поля битвы, где в одиночестве проводил свои таинственные церемонии, пока остальные дрались насмерть. В тех случаях, когда враг одерживал верх, Гоше быстро вскакивал на коня и во всю прыть мчался в сторону своего лагеря. Если воины ему предъявляли претензии в неудаче, он обычно обвинял кого-нибудь из членов отряда, который якобы нарушил какое-нибудь строгое магическое правило во время похода. Воины успокаивались, и Гоше все сходило с рук.
В период расцвета его влияния, когда община Гоше стояла на берегу Дрожащей Осины, произошло важное событие. В одну из ночей звуки магического барабана Гоше разбудили соплеменников. Полусонные ассинибойны, как обычно, собрались возле типи вождя. Воины общины долгое время не совершали ни рейдов, ни походов. Степенный Гоше вышел к людям и сообщил, что недалеко расположился лагерь большебрюхих (гровантров) и большинство их мужчин ушли в поход, оставив деревню без должной защиты.
«Мы отправимся в их лагерь немедленно, чтобы застать врагов врасплох! Никто из их жалких женщин не должен уцелеть! Пусть их мужчины познают нашу силу, пусть содрогнутся, увидев по возвращении свою уничтоженную деревню! Пусть никогда больше не осмелятся они ступить на нашу землю!» – призывал Гоше.
Под утро отряд в 500 человек с раскрашенными лицами выступил из стойбища в указанном Гоше направлении. Вождь обещал легкую победу.
Стойбище гровантров оказалось именно там, где указал Гоше. Ассинибойны в считанные минуты сравняли его с землей, не понеся потерь со своей стороны, и начали триумфальное возвращение в родной лагерь, потрясая скальпами женщин и детей гровантров.
Утренний туман разделил отряд на несколько групп, потерявших из вида друг друга. Одна из них внезапно столкнулась с возвращавшимся из похода отрядом гровантров. Завязался бой. Ассинибойны теснили гровантров. Гоше, находившийся в этой группе дерущихся ассинибойнов, столкнулся лицом к лицу с несколькими вражескими вонами. У него, как всегда, не было при себе оружия, и гровантры сочли его легкой добычей. От природы крепкий, Гоше не потерял самообладания и справился с одним из врагов, отобрав у того нож. Трое других воинов-гровантров на полном скаку помчались к Гоше и нанесли ему несколько ударов копьем и палицей. Несомненно, они бы забили его насмерть, не подоспей к вождю на выручку воины его отряда. После того как гровантры отступили, Гоше склонился над одним из поверженных врагов и срезал с него скальп. Он предстал перед воинами с окровавленным ножом в руке. С тех пор его и стали называть Держащий Нож.
Слава его гремела повсюду.
Вскоре ассинибойны в союзе с кри вступили в войну с черноногими. В поисках черноногих отряд Держащего Нож наткнулся на селение гровантров. Как всегда, везение привело ассинибойнов к селению в тот момент, когда большинство мужчин отсутствовали. Те немногие, что остались в лагере, мужественно защищались. Но что может сделать горстка людей против 1200 всадников? Ассинибойны Держащего Нож вырезали 130 жителей селения. Победители не знали, как им удовлетворить свою ненависть к враждебному племени, и поэтому многих маленьких детей зажарили живьем на вертелах. Один из воинов хвастался после резни, что убил 14 детишек. Лишь двум мальчуганам удалось скрыться, и они оповестили о случившемся своих отцов, находившихся тогда на охоте. Казалось, что ассинибойны не ведали, что такое жалость или сострадание.
Такие деяния укрепляли власть и влияние Держащего Нож среди ассинибойнов. Отряды под его предводительством приносили скальпы, и соплеменников не волновало, кто был побежденным, младенец или матерый воин. Могущество племени на севере Равнин укреплялось.
Но в 1838 году ассинибойнов сразила оспа. Под началом Держащего Нож осталось шестьдесят воинов, способных держать оружие. Мужество не покинуло старого вождя. Он решил и дальше идти по тропе войны.
Военной тактике ассинибойнов присуще неподражаемое коварство, свойственное большинству коренных народов Северной Америки. Ассинибойны часто шли на всевозможные уловки, чтобы усыпить бдительность врагов, а затем неожиданно напасть на них.
Держащий Нож разработал план уничтожения ослабленных после оспы манданов. Проникнув в земляную деревню манданов с трубкой мира, он задумал усыпить их бдительность и в рукопашном бою вырезать селение, как не раз он это делал. Вождь не учел обстоятельств образования союза мандан и арикара. Последние, по его предположению, несколько лет назад покинули свою землю на берегах Миссури и перебрались на реку Плат. Арикара переболели там оспой, то есть раньше, чем ассинибойны и манданы. Они восстановили свои силы и к периоду свирепствования оспы на Миссури уже выработали к этой болезни иммунитет. Это событие подвигло арикара вернуться на родину, в верховья Миссури, в конце марта 1838 г.
Реализуя свой план, Держащий Нож, не имел ни малейшего понятия о возвращении арикара. Расположившись на холме перед деревней манданов, вождь выслал туда отряд из 52 человек с целью выкурить трубку мира. Жители деревни с готовностью выступили навстречу своим врагам, желая заключить мир с ними. Раскуривание трубки мира – весьма долгая и нудная процедура у равнинных племен. Обмен речами в процессе курения продолжался большую часть дня. Манданы вели себя настороженно и, возможно, разгадали коварство ассинибойнов, послав гонца к союзным арикара. Через несколько часов гонец появился в сопровождении большого отряда раскрашенных воинов арикара. Поняв, что их планам не суждено свершиться, ассинибойны бросились бежать. Манданы и арикара, преследуя ассинибойнов, убили 20 их воинов. Держащий Нож, как обычно, оседлал коня и покинул свой «наблюдательный пункт», догоняя отступающих воинов племени.
В некоторых источниках сообщается, что подобного рода случай произошел с хидатса, а не с манданами, мол, спасение от арикара получили хидатса.
Как бы то ни было, с того дня уверенность вождя в себе и своей магической Силе стала утрачиваться. Соплеменники в меньшей степени прислушивались к его словам. Будучи немощным стариком, Держащий Нож предсказал собственную смерть за несколько дней до кончины с точностью до часа. Он ничем не болел. Многие считают, что он принял яд. Э.Дениг указывал, что Гоше скончался в форте Юнион осенью 1843 г. После смерти Гоше его малочисленная община слилась с остатками северных бэндов племени, но все еще продолжала носить имя своего вождя – Община вождя Гоше.