Чудище

Андрей Девин
               Чудище
(из сборника «Параллельный мир»)


(ПРИМЕЧАНИЕ. Рассказ «Чудище» посвящён событиям, непосредственно предшествующим тем, что были описаны в более раннем рассказе «Чудовище» из сборника «Аллюзион „Конец света“»: http://www.proza.ru/2014/02/04/2395).


Сидя в своём просторном кабинете, президент корпорации размышлял над проблемой, которая волновала его уже не один год. Это были поступающие с неизбежной регулярностью сообщения о нечистых на руку работниках, пытающихся нажиться кто на поставках продукции, кто на строительстве нового административного комплекса под названием «Вертикаль», кто, прикрываясь принадлежностью к корпорации, на откровенном мошенничестве. Неоднократно предпринимаемые в прошлом попытки борьбы с этими негативными проявлениями результата не дали. Давно стало понятно, что стимулирование не имело смысла, поскольку жульничеством можно было обогатиться несравненно больше, причём гораздо быстрее. Административные же меры никого не пугали и потому были неэффективны. «Вешать их, что ли, в самом-то деле? — думал про себя президент, вспоминая известные слова из „Капитала“ Маркса. — Так где других взять? Эти хоть что-то умеют, а новые, пока научатся, столько дров наломают. Да и тырить наверняка меньше не будут...»
Определённую надежду на исправление ситуации внушало устройство, недавно разработанное ещё оставшимися кое-где умельцами. Оно представляло собой нечто вроде обруча или узкой лобной повязки, в которую были встроены микрофон и миниатюрная камера с передатчиком. С его помощью можно было не только в любой момент определять местонахождение владельца, но и получать всю необходимую информацию об окружающей обстановке и, самое главное, о круге общения и содержании разговоров. При включении этого устройства в обязательный дресс-код появилась бы возможность объективно оценивать лояльность каждого сотрудника и при необходимости заранее предпринимать соответствующие меры. В случае положительного опыта использования такое устройство можно было бы распространить повсеместно, организовав выпуск моделей на любой вкус: и противоударные, и пылевлагозащитные, и со стразами, и со всякими дополнительными опциями. Ребятам из центра перспективных разработок в Склоково было бы чем мозги занять...
Другой причиной для головной боли были регулярные очерняющие кампании, которые по любому удобному поводу разворачивали в средствах массовой информации конкуренты. Эту тему он планировал вскоре обсудить с одним из своих помощников.
Помощник же, пользуясь тем, что до встречи с президентом корпорации ещё оставалось некоторое время, проводил со своими подчинёнными очередное совещание, посвящённое повышению эффективности работы возглавляемого им управления штабной информации.
— Почему до сих пор не прекратились эти нелепые споры о том, кто несёт ответственность за продукцию? — с суровым видом задавал он вопрос находящимся здесь начальникам отделов и своим заместителям. — Необходимо специально напомнить всяким болтунам: у президента корпорации слишком много других действительно важных дел, чтобы в дополнение ко всему выступать ещё и гарантом её качества. И кто только придумал использовать само это слово — «гарант»... Полагаю, всем должно быть понятно: срок гарантии давно истёк, и упоминания об этом должны навсегда исчезнуть. Поэтому тем, кто высказывает какие-то претензии в отношении результатов нашей работы, необходимо ясно дать понять, что с юридической стороны все их нападки абсолютно безосновательны...
Присутствующие сидели потупившись и только изредка молча кивали в ответ.
— Вот ещё что, — продолжал шеф. — Президент корпорации считает, что мы недостаточно эффективно противостоим потоку грязи, которую вбрасывают в средства массовой информации конкуренты. Пора искать новые подходы, а вы что предлагаете? Создать очередное информационное подразделение при Департаменте управления и развития... Мне сейчас идти на доклад к президенту, и что я ему скажу? Что мы придумали новое информационное агентство «ДУР–инфо»? Очень оригинально! Вам не кажется, что разных информационных структур у нас и так гораздо больше, чем толку от них? В общем, так: предлагаю поднапрячь мозги, кто на это ещё способен, и разработать предложения по повышению эффективности работы нашего управления. Тем же, для кого эта задача окажется непосильной, советую начать поиски нового места работы. Все свободны!
— Разрешите? — подал тут голос и поднял руку один из присутствующих.
— Что у вас? Говорите быстрее, мне к президенту на доклад идти.
— Наши молодые сотрудники предложили недавно ещё одну идею. Они разработали специальную методику анализа поступающих из разных источников сведений. Этот проект носит название «Креативное толкование информации» и может оказаться полезным, — тут он протянул начальнику несколько сброшюрованных листков. На титульном листе было отпечатано: «КреТИн».
— Вот как? Оставьте, я посмотрю.
С этими словами шеф начал готовиться к встрече с президентом корпорации, укладывая в портфель подготовленные заранее папки с документами, а участники совещания тихонько покидали кабинет, раздумывая о своей ближайшей безрадостной перспективе.
Двое из них, работающие в управлении уже без малого пару десятков лет, но, что гораздо удивительнее, сохранившие приятельские отношения, вышли в холл и встали у огромного окна, откуда открывался прекрасный вид.
— И что вы обо всём этом думаете? — спросил один из них.
Второй несколько секунд стоял молча, внимательно наблюдая за тем, как из-за горизонта медленно выползала огромная туча.
— Что я думаю? — наконец прозвучал ответ. — А ничего не думаю... Мы с вами работаем уже не первый год, и сами знаете, что в такой ситуации единственное средство — это отвлечь внимание, лучше всего, на какую-нибудь опасность. Надо придумать что-то жуткое, — продолжал он, по-прежнему внимательно наблюдая за тучей, — а под это дело и народ можно будет сплотить, и руководство поменьше станет своими фантазиями докучать.
— И чем пугать будем?
— Чем? Да вот хоть такой тучей! Преподнесём так, что на нас надвигается ужасное чудище!
— Ну, вы даёте! Чудище! Кто же в это поверит?!
— Старина, а вы забыли слова доктора Геббельса? «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят». А уж он-то понимал в пропаганде никак не меньше нашего.
— Ну, положим, из того, что эти слова приписывают ему, ещё не следует, что он их на самом деле говорил...
— А вот это теперь уже никакого значения не имеет. В массовом сознании они закрепились за ним — значит, так тому и быть. Для нас-то какая разница, кто сказал, главное, что этот принцип работает безотказно, и грех им не воспользоваться. Да и потом, наше дело — основную идею выдать, а нюансы пусть молодёжь прорабатывает, у них мозги ещё не заржавели. Они теперь, как сами выражаются, такие креативные. Вот и пусть покреативят, а мы поглядим...
И, испытав чувство облегчения, пара направилась в буфет, чтобы обсудить некоторые важные детали новой концепции.
Туча к тому времени уже закрыла собой полнеба. Своими очертаниями она напоминала сказочное чудовище, летящее на небольшой высоте и высматривающее здесь очередную жертву...


I.2014