Внутренняя тюрьма преступника

Лев Балашов
Как-то я беседовал с одним студентом. Он сдавал экзамен по философии. Этот студент говорил, что он мог бы совершить преступление (например, ограбить банк), если был бы уверен, что всё будет шито-крыто. На это я ему сказал, что его мораль чисто внешняя и у него скользкое сознание (где-то на грани преступного). То есть он не имеет внутреннего морального стержня, не имеет убеждения, что нельзя делать зло людям ни в каком виде. Я попытался ему показать, что преступление (аморальное поведение) бумерангом вернется к нему.

Завязалась острая дискуссия. В итоге он не мог возразить против того, что в конечном счете человек с аморальным, преступным поведением так или иначе выключает себя из общества, создает свою внутреннюю тюрьму. Он даже согласился в том, что человек, совершивший преступление, вынужден потом скрывать это и, следовательно, жить двойной жизнью, соответственно с двойным, расщепленным сознанием, т.е., в сущности, с сознанием шизофреника. 
 
Внутренняя мораль - это совесть, а она - чувство и сознание связи с другими людьми, с обществом. Тот, кто поступает противно совести, рвет эту связь, обрекает себя на (экзистенциальное) одиночество.