Экскурсия

Леонид Пауди
До начала выпускных экзаменов оставалась неделя.
     Оба десятых класса заканчивали школу с очень хорошими результатами. В класcе «А» на медаль шли шесть учеников, в классе «Б» - три. Основная масса  без  троек.
     Дирекция школы решила поощрить десятиклассников двухдневной экскурсией в Киев.
     Сдать на поездку нужно было символическую сумму. Основной расход школа брала на себя. Стоит ли говорить о том состоянии эйфории, которая охватила учеников. Ведь были и такие, кто ни разу не выезжал даже в областной центр. А тут — столица!
      Дни в Киеве оказались очень насыщенными и пролетели в один миг.
      На обратной дороге пришлось потесниться: к ученикам  в автобус подселили начальника  Областного Отдела Народного Образования с женой и двумя детьми.
      Директор просила десятиклассников вести себя потише, чтобы не волновать высокого гостя. Но разве можно было утихомирить возбужденную путешествием детвору. Она издавала слишком много шума, который мешал областному начальству. Жена начальника  ( в то время все жены начальников были как на подбор, очень властные, дородные и с истерическим голосом) сделала ребятне замечание, визгливо прикрикнув и потребовав тишины.
     Наталья Федотовна — всеми  любимая директриса и преподаватель русской литературы — прошла в конец автобуса и тихонько сказала:
     -Мальчики, я прошу вас, ведите себя потише. Могут быть большие неприятности.
      Все притихли. В наступившей тишине послышался шепот Саньки:
      -Мало того, что сэкономили на билетах, так еще и  рот нам  затыкают.
     Наталья Федотовна повернулась на шепот. Лицо ее было бледным. Но она не стала заострять внимание на услышанном. Ничего не сказал и начальник ОБЛОНО, только рожа его  побагровела.
      Обсуждать экскурсию уже никому не хотелось.  В автобусе стояла недобрая тишина.
      Все когда-нибудь кончается. Закончилась и поездка. Ученики разбрелись по домам,  готовиться к предстоящим экзаменам.

      …Следующим  после сочинения следовал экзамен по русской литературе. Консультацию проводила другая учительница.  Тут все и узнали, что  директора вызвали в область, а это ничего хорошего не сулило. Поговаривали, что есть шанс остаться без аттестатов, получив только справки об окончании средней школы.  Появилась Наталья Федотовна через два дня.
       Десятиклассников она отстояла.
       Каким образам? Ходили разные слухи. Больше всего отдавалось предпочтение тому, что ей удалось сделать это как женщине молодой и красивой, на которую начальник давно уже положил глаз и теперь воспользовался случаем.
      Как бы то ни было, но она отстояла не только аттестаты, но и несколько медалей, на которые шли выпускники.
      … Экзамены сданы! Впереди — свобода, начало взрослой жизни!

С детских лет быть взрослыми спешили мы,
Торопили школьные года...
Для того, чтоб детством дорожили мы,
Надо с ним расстаться навсегда! 

     Вертелись у Саньки в голове слова школьного вальса. Через неделю выпускной бал, а потом: прощай школа, здравствуй новая жизнь.
     ...Санька лежал на  своем излюбленном месте под густыми тополями. Сквозь покачивающиеся верхушки деревьев просвечивало голубое небо. Оно было глубокое-глубокое. Санька прищурил глаза. Ему казалось, что это море просвечивает, а блики листьев на этой голубизне, словно спины каких-то морских обитателей...
     -Спишь, что ли? - Витька  Вечерковский плюхнулся рядом с ним. - Наталка велела тебя разыскать. Иди в школу. Разговор какой-то к тебе есть.
     -Что за разговор?
     -Не знаю. Может это про поездку.
     -А чё, еще не все уладили?
     -Хрен знает. Она не сказала.
     Санька пошел в школу.
      Директриса в учительской была одна.
      -Заходи, правдолюбец. Садись.
      -Наталья Федотовна, извините меня. Вырвалось. А чего они...
      -Ладно, ладно. Я чего тебя звала? Ты знаешь, была я в ОБЛОНО. Чего мне стоило отвоевать вас, не твоего ума дело. А вот с медалями — плохо. Золотых  не будет вообще, будут только серебряные. И   мне  очень нужна твоя помощь. Так получилось, что кроме тебя двое  других — это  Шамис и Говзман. С Говзманами поговорит учитель химии, а ты должен подготовить мать  Гены Шамиса к тому, что медали он не получит. Вы с ним дружите,  его мать очень тебе доверяет. Поэтому, пожалуйста, поговори с ними на эту тему. И чтобы тебе легче  было разговаривать, выбери по каким предметам тебе поставить четверки. Ты же прекрасно понимаешь, что после твоего выступления в автобусе, тебе ничего не светит. А потом ты и окажешь хорошую услугу лично мне. Никто не станет говорить, что я лишила медалей учеников из-за их фамилий. Ты меня понял?
      -Понял, понял. Ставьте четыре за сочинение. Я же мог запятую не поставить. А потом...
давайте за экзамен по конституции. После ваших слов я в ней совсем не разбираюсь.
       Новость Генку, расстроила, но ненадолго. «Ну, и  *** с ней» Он  выразился коротко, но емко..
      А вот чего стоило утешить Генкину мать,  унять ее истерику, успокоить, убедить, что Генкины знания от этого не станут хуже, описывать долго. Самым важным фактором в этой беседе было то, что и Санька остался без медали. Кажется, это было самым главным доводом, который заменил ей валидол.
      Кстати, Генка стал студентом авиационного института этой же осенью. И без всякой медали.