Люди, оставшиеся в памяти моей

Надежда Осипенко
Я работала в нескольких больницах. Сначала санитаркой, пока училась, потом медсестрой. Общалась с больными, врачами, родственниками. Совершала ошибки и глупости, но и помогала, поднимала, воодушевляла.
Самое странное, что до сих пор, спустя уже 15 лет, я помню лица больных. Не всех, но многих. Помню их голос, разговоры с ними, помню чувства, которые возникали.
Позволю себе рассказать Вам некоторые истории, те, которые по неизвестной мне причине запомнились наиболее ярко.
Больше 17 лет назад была у меня должность санитарки на урологии ВМА, в палате куда привозили больных на время после операции. Выполняя свои обязанности, обратила внимание, что женщины более стойко переносят боль, лишения, неудобства. Мужчины более капризны. Но речь не об этом. В то время я не сильно приглядывалась к людям и их проблемам. Краем глаза, мимоходом, мне запомнился мужчина который готовился к смерти. Вполне ещё молодой, раковый больной. Самый тяжёлый рак,это рак лёгких. Я видела его мучения. За ним ухаживала сиделка, и она же читала ему Библию. Вот этот факт меня и привлёк. Ежедневно по-немного она готовила его к жизни после смерти. Его глаза были наполнены надеждой, смирением и в то же время ожиданием чуда. Что было с ним дальше не знаю. Но в памяти остались эти несколько дней, этот взгляд и чувство, что рано или поздно мы все уйдём.
Дальше меня забросила жизнь в урологическое отделение 2МПБ медсестрой. Везёт мне на профиль работы. Я общительна и быстро схожусь с людьми. Познакомилась с женщиной, которая так же оказалась больной раком. Встретившись, внешне, она была вполне здоровой, но за месяц превратилась в сильно больного человека. Я заходила к ней часто, мы разговаривали и я ей была нужна. Но к концу её жизни, когда силы покинули её и внешне она высохла, а я пышущая здоровьем, счастливая и беременная, не смогла к ней придти, мне было и страшно, и стыдно, и очень её жалко. А она , наверное ждала. Может быть ошибаюсь, я ведь одна из многих медсестер.
Ещё было интересное общение с Армянином Ашотом, при всей его любвиобильности к женщинам, семья и жена имели самое главное место. Ни при каких условиях она не узнает о его походах на лево, ни при каких условиях подружки не станут для него важнее жены и трёх дочек. Я видела её и на мои сомнения, а ведь южные мужчины падки на женщин, она была уверенна в верности своего мужа. И в их семье, муж-это самый главный член семьи. Мне было очень интересно наблюдать, я видела их любовь, понимала, что такое поведение и отношение друг к другу залог крепкой семьи.
Были мужчины, которые в свои 80 лет дадут фору молодым, те, которые с трепетом сохраняли верность своим жёнам, были наивные старички и скромники. В мои обязанности входило брить перед операцией в интимной зоне пациента, если сам он не может этого сделать. В основном люди спокойно относились к этой процедуре, но запомнился дяденька, старенький, очень интеллигентный, который с разрешения моего прикрыл лицо платком, ибо ему было необычайно стыдно. Это вызвало у меня столько тепла и уважения.
Запомнилась мне и первая смерть на моём посту. От деда отказались родные, привезли и забыли. А он отказывался есть, хотел умереть. По-началу я достаточно жёстко внутри себя повела. Не хочет, пусть не ест, хочет уйти, это его выбор. Но потом, взглянув в его глаза, грустные, обречённые, испытала прилив жалости, сострадания, понимания. Я кормила его, разговаривая как с малышом, уговаривала съесть ложечку супа. А через три часа он умер.
Я подвязывала челюсть, вешала бирочку, вглядывалась в черты уже мёртвого лица и старалась ощутить что же происходит. Сказала простые слова молитвы, такие, которые сама придумала. Ободрила усопшего и пожелала спокойного пути.
Все эти люди были лишь мгновением в моей работе, жизни, но по какой-то причине, остались в памяти.