Летний лагерь

Александр Мецгер
Вот и закончился первый год обучения в ГПТУ. Учащимся предложили поехать в лагерь отдыха на море. Вовка Морковкин никогда ещё не был на море и с нетерпением ждал этого дня. Их группа состояла из тридцати человек. По окончании училища они должны были стать сварщиками. В этом наборе девчонок в их группе не было. В училище поступали в основном ребята из ближайших сёл, окончившие школу на тройки и не видящие перспективы в дальнейшем обучении. Поступали, чтобы приобрести хоть какую - нибудь специальность. Таких учеников как Вовка, всего с одной тройкой закончивших школу и поступивших в ПТУ по семейным обстоятельствам, были единицы.
Вовка бы мог и дальше продолжать учиться, как его одноклассники, но он видел, как тяжело было бабушке работать. Он самостоятельно отнёс документы в училище, и бабушка узнала об этом, когда Вовка уже поступил и начал учиться. Мать с отчимом жили отдельно и не интересовались судьбой сына.
Худенький и невысокий, Вовка в четырнадцать лет был вполне самостоятельным мальчиком. При ровесниках он старался вести себя незаметно, но всегда имел своё мнение.
Первый год в училище прошёл на удивление быстро. Новые знакомые, новые предметы - всё было интересно. По теории Вовка учился лучше всех. Он даже вечерами ходил в вечернюю школу, чтобы получить диплом о среднем образовании. Первый год денег не платили за практику, зато три раза в день бесплатно кормили и выдавали рабочую и парадную одежду, как летнюю, так и зимнюю. Теперь вот предложили поехать в Геленджик, в лагерь для отдыха.
Море поразило Вовку величием и яркими красками. Бескрайняя ширь воды, окружённая горами, покрытыми кустарниками и низкорослыми деревьями, на всю жизнь запомнилась ему. В первый день купаться их не пустили. Мастер указал на деревянный барак и сообщил, что здесь они будут жить. Железные койки и тумбочки, это всё, что было из мебели. Побросав вещи, ребята побежали осматривать лагерь. Особенно Вовку заинтересовала теннисная площадка. У него на улице, где он жил, тоже стоял теннисный стол, но только из бетонной плиты. Вовка почти всё свободное время проводил у настольного тенниса. Сколько шариков они разбили на нём…. А здесь стол был из прессованной фанеры. Несколько минут он наблюдал, как ребята соревновались. Один мальчишка играл лучше всех, и к нему стояла целая очередь, а он у них выигрывал и снисходительно посмеивался.
Вовка подошёл к нему.
- А у нас стол бетонный,- произнёс он,- здесь совсем другой отскок.
- Хочешь попробовать?- снисходительно спросил мальчишка.
- Хочу,- ответил Вовка.
- А ну отойдите,- распорядился Сергей, так называли его ребята.
Вовка взял привычно ракетку и попробовал ударить. Шарик полетел совсем не туда, куда его направил Вовка.
- Играем три партии,- объявил Сергей.
Первую игру Вовка проиграл, но уже к концу он почувствовал стол. Реакция его была мгновенной. Как только он освоился, он стал стремительно наносить удары, которые его соперник даже не пытался отбить.
Вторую игру выиграл Вовка легко. Третью выиграл на сухую.
- Говорят, здесь будет соревнование по теннису?- спросил он у раскрасневшегося мальчишки,- ты не знаешь, там сильные игроки?
- Да я на соревнования ни ногой,- отмахнулся Сергей,- знаешь какие там асы? Мастера спорта.
Вовка кивнул новому знакомому и пошёл дальше осматривать лагерь.
- Тогда не стоит и пробовать участвовать в соревновании,- подумал он.
Вечером мастер сообщил, что их отряд назначается ночными дежурными на всё время пребывания. Поэтому расписание лагеря они могут не выполнять. Эту новость ребята встретили с восторгом и только через неделю поняли, как они прогадали. Нужно было дежурить на танцах с повязками. Дежурным танцевать запрещалось, а только наблюдать со стороны. Следить, чтобы не было посторонних, и ночью никто не купался в море. Также нужно было сидеть у телефона. Зато можно было спать до обеда, а после обеда купаться, сколько влезет. И даже сходить в город, но группой.
Первую неделю ребята привыкали к непривычному режиму: до отбоя было интересно, но когда лагерь засыпал, хотелось очень спать. Вовка находил лавочку на аллее и после продолжительного жаркого дня, с наслаждением растягивался на ней. Глядя на усыпанное звёздами небо, можно было помечтать. Если никто не проверял, то так можно было подремать до подъёма. Потом ребята стали активно заводить знакомства. Здесь было много девочек. Они также учились в училищах, но были из других городов и сёл. Они должны были стать штукатурами - малярами.
Вовка избегал девочек, да и они на него внимания не обращали.
На второй недели пребывания в лагере им предложили пойти в поход в горы. Даже пообещали выдать значок «Турист СССР». Когда ребята узнали, что и девчонки пойдут, то сразу же согласились. Вовке тоже было интересно сходить в горы, но не из-за девчат, конечно.
Ребята выстроились цепочкой и двинулись по тропинке вверх. Мелкий кустарник, за который можно было цепляться, облегчал подъём. Здесь сразу стало понятно, кто какую имеет физическую подготовку. Вовка хоть и играл в футбол и занимался теннисом, скоро понял, что его дыхалки до верха не хватит. Он медленно полз на четвереньках, цепляясь за траву, и обречённо смотрел, как его обгоняют. Мышцы ног словно окаменели, пот заливал лицо, воздуха не хватало и в боку покалывало. На середине пути объявили привал. Вовка один из последних залез на площадку и рухнул на траву. Не успел он отдышаться, как объявили, что пора двигаться дальше. Те, кто успел отдохнуть, ринулись вверх. Тяжело вздохнув, Вовка двинулся за ними. Снова его стали обгонять, а он обречённо уступал им дорогу. Губы были, словно бумажные, хотелось пить и даже мимолётного ветерка, который мог освежить раскалённый воздух, не было в этот момент. Оглянувшись, что бы посмотреть остался, кто ни будь ещё сзади, он увидел девочку. Маленькая, со смешным хвостиком она чуть не плакала. Схватившись за кусты, она стояла и безнадёжно смотрела, как от неё удаляются подруги. Вовка понял, что ей намного хуже, чем ему. Какая-то злость подступила к нему. Он решительно подошёл к девочке и спросил:
- Тебе помочь?
Девочка удивлённо подняла на него огромные глаза. Не дождавшись ответа, Вовка протянул руку. Девочка неуверенно протянула свою. Эта маленькая потная ладошка, словно придала ему силы. Вовка сжал руку и двинулся вверх. Как он мог показать этой девочке свою слабость? Словно невидимая сила стала толкать Вовку вверх. Через минуту, они стали обгонять впереди идущих ребят. Некоторые мальчики, увидев Вовку, тянувшего за собой девочку, последовали его примеру. Они вернулись и стали помогать тем, кто плёлся сзади. Но Вовку уже никто не смог обогнать. Они с девочкой, одни из первых поднялись на гору. Вовка разжал руку. Девочка распахнула ресницы и благодарно посмотрела на него. Только сейчас Вовка обратил внимание, что у неё голубые глаза и она очень красивая. Смутившись, Вовка даже не спросил, как её зовут и отошёл в сторону. Он ждал, что она подойдет, и они познакомятся. Но она так и не подошла.
На вершине горы открывался захватывающий вид: внизу плыли молочные облака, и слабый ветерок обдувал разгорячённые мальчишеские тела, а впереди расстилалось бескрайнее море, с плывущими по нему кораблями. Сам Геленджик, словно сказочный город, утопал в зелени.
К сожалению ни у кого не оказалось фотоаппарата, чтобы запечатлеть на память эту красоту.
На следующий день, девчата обсуждали поход в горы. Не обошлось и камешка в Вовкин огород.
- Смотри, наш тихоня вчера отличился,- язвила одна,- но так и не решился познакомиться.
- Это ты от зависти говоришь,- заметила другая девочка,- тебе же никто так и не предложил помощи.
Другие девчонки рассмеялись и после этого, они стали даже здороваться, когда Вовка проходил мимо.
 
Через два дня заканчивался срок пребывания в лагере. Некоторые ребята, кто прибыл раньше, собирали вещи. Лагерь подводил итоги: раздавали призы за участие в соревнованиях и конкурсах. Вовка зевал в строю. Обычно в это время они отсыпались, а тут заставили прибыть на построение.
- Вручается приз за первое место,- прозвучал голос из репродуктора,- в соревновании по настольному теннису Криворотову Сергею.
Из левого фланга вышел мальчишка. Вовка присмотрелся и узнал того мальчишку, с которым он соревновался. Ему преподнесли огромный торт. Его группа дружно закричала: «Ура!». У Вовки аж перехватило дыхание.
- Да он, же и в теннис играть не может,- с возмущением проговорил он,- вот обманщик! Меня не пустил соревноваться, а ведь я бы его в два счета!
С этой горькой мыслью он и отправился досыпать.
Их отряд уезжал последним. Значки «Турист СССР», так никто им и не выдал, но об этом никто даже не вспомнил. Ведь они увозили столько ярких воспоминаний и впечатлений. Девчонки давали свои адреса мальчикам и просили, что бы те обязательно им писали. Вовка с печалью оглядывал опустевший лагерь, пытаясь навсегда запомнить этот момент: море, горы и девочку, имя которой он так и не решился спросить.