Часовня в Клескушах

Алексей Аимин
              Этот поистине уникальный природный объект Лужского района стал известен сравнительно недавно. Местность, где он расположен, всегда была малозаселенной, и находится в довольно укромном месте. Ну а сами жители о своей святыне чужим особо не рассказывали.

              Деревня Клескуши Осьминской волости находится на левом берегу реки Луги в полутора километрах вверх по ручью Кружайский. В зимнее время и в распутицу проехать туда можно лишь на автомобилях повышенной проходимости. Но тем, кто все-таки отважится на такое путешествие, посчастливится увидеть удивительную часовню сотворенную природой и человеком.
             Рядом с деревней находится небольшой овражек с небольшим ручейком, вернее это углубленное русло, промытое водой в плотном песчанике. Начинается это русло от крутого склона возвышенности, которая является своеобразным плато средь окруживших его болот. Здесь-то и находится небольшой грот, имеющий высоту в человеческий рост. По мнению специалистов, данный грот образован выносом мелких минеральных частиц девонских песчаников, фильтрующейся через нее водой. Рядом с источником находятся два крупных камня, в один из которых, видимо, ударяла молния. Дополняет эту картину растущая над гротом ель возрастом не менее 200 лет, которая и удерживает склон своими мощными корнями.
             Сейчас грот имеет современный православный антураж и его красноватого цвета стены украшают иконы, свечи, цветы. Паломники приходят за водой, которая считается целебной, кто-то бросает в воду монетки, кто-то опускает в баночку деньги на приобретение свечей. К православным праздникам часовню украшают веточками вербы или березы. Что интересно, сведений о существовавшем здесь древнем культе в народной памяти не сохранилось. Никаких следов, что  рядом с источником когда-то возводились часовни или церкви тоже нет. Но имя у часовенки все же есть – Кузовница, так в народе называют род ивы – вербу.

            Название деревни Клескуши - уникально. Этимологический словарь определяет слово клеск как резкий звук, хлопок, щелчок, с польскими и латышскими корнями. Вполне возможно, здесь и впрямь когда-то проживали балты, а ильменские славяне поначалу, как и всех местных жителей называли чудью. Вспомните Чудское озеро, находящееся неподалеку от этих мест на границе с Эстонией, оно было названо в те же времена. Правда, позже у новгородцев появилось небольшое уточнение – немецкая чудь. Интересно, что на севере Ленинградской и востоке Вологодской области историки обнаружили места проживания немецкой чуди. Вот там мы можем найти еще одну косвенную зацепку.         
            По сохранившимся там преданиям, немецкая чудь верила, что в омутах и водоворотах, которые они называют кружалы, сидит ведэ-хиннэ (водяной бог). По местной легенде на реке Оять по сей день живет такой ведэ-хиннэ и беда тому, кто по тому месту едет, да не поклонится старику; бывалый человек припасет на этот случаи табачку и хлеба, чтобы бросить их в кружало и умилостивить тем водяного. Как тут не сопоставить, что деревня Клескуши стоит на Кружайском ручье.
           Существует и еще одна версия названия деревни. Во времена церковных реформ патриарха Никона в этом потаенном месте некоторое время находился один из протестных центров – передвижной старообрядческий скит. Руководил им Кирик Псковитянин, использовавший в религиозных целях женщин-кликуш, подверженных истерическим припадкам, сопровождаемых неистовыми криками. Проходившие здесь моления сопровождались хлопанием, криками, богоугодными бичеваниями, успокоительными купаниями и даже поеданием листьев и коры окрестных деревьев. Об этом так сказано в летописях: „и бысть кликуши, вновь пошедшие лес кушать“. Возможно, ушедшие отсюда старообрядцы и оставили о себе память в слегка измененном названии деревни.
            Третья версия также связана с латышским языком и псковскими говорами, где клескать означало плескать, что вполне вероятно, связано с играющей на поверхности  и бьющей по воде рыбой. Рыбаки и сейчас отмечают ее активность в районе Клескуш.
            А четвертая версия вновь уводит нас в район проживания немецкой чуди, где в местных диалектах клеск означало рыбья чешуя (скользко, склезко, склизь). На юге Карелии сохранилась такая легенда: „Один крестьянин в Пудожском уезде отправился к светлой заутрене на погост с вечера в субботу. Идти ему надо было мимо озера. Идет он берегом и видит: на другом берегу человек таскает что-то кошелем из воды в лодку. Ударили в колокол на погосте, и человек вдруг пропал. Крестьянин обошел озеро, подошел к лодке и видит, что она полна рыбьим клеском. „Не клад ли?“ – подумал мужик; набрал клеску полные карманы и воротился домой. Дома он опорожнил карманы, захватил мешок и опять пошел на озеро к тому месту, но лодки уже не было. Тогда мужик пошел к заутрене. Воротился домой из церкви, захотел посмотреть свою находку, а вместо рыбьяго клеску – серебро. Мужик разбогател. А тот, что сидел в лодке, каждогодно в великую субботу кричит и жалуется на свою пропажу, и грозит мужику. Мужик с той поры никогда больше не подходил близко к озеру“.
            
            Первые достоверные сведения о деревне относятся лишь к 1862 году, когда она была упомянута в перечне населенных пунктов Лужского уезда. В 1883 году в Клескушах было 23 двора, что считалось крупным поселением для этой местности. Скорее всего, именно тогда об уникальном источнике стало известно Лужским властям, которые сразу сообщили об этом сакральном месте в Санкт-Петербург. Именно в разрезе сакральности история источника в ХХ веке получила неожиданное продолжение.
            В 1925 году первый советский мистик и экстрасенс Александр Барченко проводил деревне Клескуши археологические изыскания. Изучив грот и источник, он пришел к не бесспорному выводу об арийском происхождении этого памятника природы. Сведения поступили в ОГПУ курирующего такие исследования. В 1938 году А. Барченко был расстрелян, но каким-то образом отчет о его экспедиции в деревню Клескуши был опубликован в Германии. Им заинтересовался созданный Гитлером исследовательский институт „Анненербе“ (Зов предков), искавший прародину германских племен. Возможно, именно это обстоятельство спасло источник, деревню и ее жителей в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. в Клескуши, вошли подразделения 12-й партизанской бригады. Предполагалось полностью уничтожить деревню, сжечь дома, постройки, и разрушить все земляные складки рельефа, которые могли бы быть использованы немцами для обороны при наступлении наших войск. Источник как ресурс питьевой воды также было решено взорвать. Но, сведения о партизанской вылазке были получены в штабе зондеркоманды СС 1а. Ее командир, Мартин Зандбергер с большим уважением относился к деятельности „Анненербе“, и партизаны из деревни были выбиты. Источник был взят под круглосуточную вооруженную охрану.
              После оккупации долгое время за порядком следил сельский участковый Федор Корзанов, он взял шефство над уникальным источником. Его почин поддержали местные жители, благодаря которым грот стал культовой пещерой, и до настоящего времени содержится в образцовом порядке. Сейчас в Клескушах всего одиннадцать официально зарегистрированных жителей.
             
              Вокруг загадочных объектов всегда возникают рассказы и небылицы. Вот сообщение на одном из сайтов искателей сокровищ: „Там же в районе Клескуш трое „деятелей“ раскопали могилу колдуньи, искали злато-серебро, а нашли ступку и книгу. Закончилось печально – двоих уже нет, включая всю семью одного, а у третьего такие проблемы, которые только господом Богом решаются, а не деньгами. Не надо в мир мертвых лезть“.
              Самой современной легендой деревни является то, что будто бы в Клескушах самый уверенный прием мобильных телефонов из всей округи. Может правда, стоит это проверить? А заодно сделать анализ воды из источника, ведь по сказкам и легендам именно из таких родников текла „мертвая“ вода, способствующая заживлению ран.