Во что не играют наши дети

Наталия Еремина
Познание мира начинается с игры. Поэтому то, во что играют дети, и то, как они играют – говорит, какие из них вырастут взрослые.

У славянских детей были свои игры. Они копировали архетипы анимизма и тотемизма, неистощимого многообразия мира, природного и человеческого единения. В них словами и жестами, действиями и эмоциями сохранялось живое и вечное. Многие из этих игр пережили века, если не тысячелетия. Они жили в пионерских лагерях, в школьных продлёнках, во дворах и дома. И стали пропадать только в начале девяностых годов двадцатого века.

Игры, в которые уже не играют

Например, старинные игры с предметами ( “ Бабки”, “Колечко”, “Чижик”). Они предполагали и состязательный момент, и испытание силы и ловкости.

Забылись особо любимые мальчиками состязательные игры, направленные на силовой результат, выносливость, ловкость, смелость и внимательность. Здесь была немаловажна поддержка друзей и взаимовыручка. Таковы сами эти игры: “Лапта”, “Городки”, “Чехарда”, “Слон” (“Лось“) и другие.

Орнаментальные игры чётко обрисовывали движение детей. Под песню или мелодию они должны были двигаться определённым образом. В самой игре было начало, кульминация и конец: своего рода маленький спектакль, но очень чёткий и сформированный, оторваться от обычая самой игры было нельзя, впрочем, как и сейчас. Правила – незыблемы, участники распределяются безоговорочно и исполняют только собственные роли. Таковы “Бояре”, “Заря-заряница”, “Застенком”.

Дети также играли в игры, похожие на элементы свадебного обряда и других обрядов вообще – умыкания невесты, хождения в рожь, в лён, вождение колоска, отпирание земли, закличек и прочих.

Изменились и герои игр. В старые времена это были, прежде всего, животные – кони, медведи, волки и лисы, барашки и козы, птицы (гуси, ласточки, жаворонки, перепёлки, воробьи, куры и петухи, утки, журавли) Всё, что окружало ребёнка, перекочёвывало в его игровой мир. Теперь героем детских игр может быть кто угодно, ведь дети сегодня впитывают информацию из множества источников.

Что осталось?

Что же осталось нам от древних игр наших маленьких предков? Пусть только для самых маленьких, но всё же любопытных современников остались:

Пальчиковые игры (“Сорока-сорока”, “Киселёк”, “Коза рогатая”) – самые древние.

Дочки-матери – любимейшая тема детской игры. Игрой прививались определённые навыки и умения, необходимые для взрослой жизни. Девочки лет восьми-тринадцати всегда нянчили младших детей в семье, а иногда делали их непосредственными участниками своих забав. Они играли в живых детей точно так же, как современные дети в куклы (за отпавшей необходимостью следить за младшими).

Популярны и любимы игры с похищением, воеванием, утаскиванием. Это “Гуси-лебеди”, “Волк и гуси”, “Крыночка” и множество других. “Догонялки” всевозможных видов (“Салки-приседалки”, “Колдунчики”, “ Пристеночки”), “Прятки”, поистине бессмертная игра всех без исключения детей, “Казаки-разбойники” в десятках вариантов, “ Двенадцать палочек”, “Лунки”, “ Ножички”, “ Классы”, в которые, кстати, раньше играли только мальчики, “ Волк во рву”, “Гуси-лебеди и волк”, “Колечко”, “На златом крыльце сидели”, “Шёл козёл по лесу”,"Выбивалы", да еще, может быть, несколько локальных, местных игр.

Все эти игры еще не вытеснены компьютерами, но, к сожалению, используются разве только в детских садах и младших классах школы. Тем не менее, они живут, и, надеемся, будут жить и дальше.

Правила некоторых игр:

“Волк и дети”
Один из играющих – Волк, сидит в стороне, подперев лицо руками. Дети бегают перед ним, распевая песенку и делая вид, что собирают ягоды:

Щипаю, щипаю по ягодку,
По чёрною смородину.
Батюшке на вставчик,
Матушке на рукавчик.
Серому волку
Травки на лопату.
Дай Бог умыться,
Дай Бог убежать.
И дай Бог убраться!

С последними словами дети бросают в волка траву и разбегаются. Он ловит, пойманный делается волком.

“Колдун”
В двух разных местах чертятся два города, шагах в сорока от играющих. Между ними – Колдун. Дети перебегают из одного города в другой, а Колдун их ловит и делает своими пленниками. Первого “запятнанного” Колдун делает Сторожем. Сторож следит за тем, чтобы играющие не освободили пленников, запятнав их. Играющие же , стараются завлечь Колдуна в другую сторону, чтобы он не знал, на кого напасть. Когда все играющие запятнаны, Колдуном становится последний пойманный.

“Горелки”
Сначала выбирают водящего. Он называется Огарыш или Горелка. Позади него на расстоянии 80-160 см парами выстраиваются играющие. Они распевают:

“Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо!
Птички летят,
Колокольчики звенят!”

В это время последняя, задняя пара, отделяется от всех и идёт шагом вперёд, разъединившись, один – направо, другой – налево. Поравнявшись с Горелкой, они бегут со всех ног, стараясь схватиться за руки. Горелка старается поймать кого-то из них или коснуться ладонью. Пойманный становится с водящим в одну пару, а тот, кто остался, становится Горелкой.

Есть такое выражения: “дети – это настоящие люди, а взрослые – то, что от них осталось”. Играйте и тогда, когда станете взрослыми, играйте всю жизнь. Это полезно, и, к тому же, делает нас ближе к детям.

Фото и статья из интернета