Гуйван Богдан. Падение Виктора Мельника, или пешка

Елена Серебряная
В русле проекта "Мои любимые авторы".

***
ПЕШКА, СТАВШАЯ ДАМКОЙ, ИЛИ ПАДЕНИЕ ВИКТОРА МЕЛЬНИКА.
Обзор романа Гуйвана Богдана "Ложь против лжи".

***
Богдан!
Боюсь, что все-таки не оправдаю ваших надежд и ожиданий, и все, что здесь написано, будет в какой-то мере повторением написанных ранее рецензий…
В свое оправдание могу сказать только то, что возможно, это будет интересно читателям, - как и ваш роман.


«ДАВНЕНЬКО НЕ БРАЛ Я В РУКИ ШАШЕК!..»

Что ж, други мои, как говорится, перед смертью не надышишься. Но когда-то надо же начинать, даже если боишься этого до колик. А бояться мне есть чего – долгое отсутствие на «Прозе» все-таки сказывается, и начинаешь потихоньку терять форму…

Впрочем,  я застала автора  тоже в момент возвращения на сайт после долгого перерыва, и в этом мы с ним были как бы на равных. Но только в этом! Потому что, к моей большой радости, это отсутствие выгодно  сказалось на качестве романа, который приобрел цельность и законченность единого текста, выверенного как хорошая шахматная партия.

Уважение к авторской скромности, к сожалению, не позволяет мне воздать ему эмоционально должных похвал за проведенную им над романом поистине титаническую работу, поэтому придется ограничиться простым упоминанием несомненных авторских плюсов, находок и мыслей. Не обошлось и без минусов, но – о них ниже, а пока хочется поговорить о том, что явно удалось.

«ГДЕ-ТО В ДАЛЕКОЙ-ДАЛЕКОЙ ГАЛАКТИКЕ…»

Итак: Мир, предыстория, игра; сюжет, атмосфера, развитие конфликта, боёвки.
Прежде всего – атмосфера. Вы будете не просто скользить глазами по терриконам пыльных планет, на которых добывают руду; не просто будете читать о битвах и сражениях; не просто заглянете за кулисы больших политиков. Вы будете идти вместе с героем по этим планетам, вдыхая эту пыль и чужие запахи; вы будете бежать вместе с ним, держа в руке оружие и задыхаясь от запахов гари, крови и горелой плоти; вы вместе с героем проникните туда, где рождается самая большая ложь…  Эффект присутствия вам обеспечен. Ибо это описано детально, смачно и профессионально, чего бы это ни касалось!

Впрочем, с другой стороны, это неудивительно: многие игроки, прошедшие в свое время школу «DOOM», «War Craft» и др., навсегда обязаны этим играм хотя бы тем, что они приучают мыслить стратегически  масштабно.

Увы! В силу обстоятельств я сама никогда не играла, но частенько становилась зрителем на «полях сражений» этих игр. ) Поэтому мое восхищение размахом происходящих в романе событий тем больше.

Одно дело играть, вживаясь в придуманный кем-то мир и следуя царящим там законам, другое – попытаться описать то, что происходит в игре, и не просто описать, а попытаться создать на основе этого свою собственную, неповторимую и художественную версию событий, населив этот мир многомерными живыми персонажами и дав им возможность решать свои собственные проблемы. Написать книгу «по мотивам» всегда сложнее.

Автору это, несомненно удалось, хотя и не без перекосов. Некоторая «Думистость» в романе все же присутствует, к чему мы еще вернемся.

А пока перед нами мир, вышедший из игры, и игра, ставшая миром.

Не вдаваясь подробно в сюжет (так как не ставлю задачи убить весь интерес читателей к роману ненужным и подробный спойлером), скажу только, что он затрагивает проблему Земли и ее будущих колоний в космосе где-то в далеком будущем, когда кипят межгалактические битвы, и на карту ставятся жизни не сотен, не тысяч, и даже не миллионов людей, а целые триллионы – поистине глобальные войны готовы поглотить в своем огне целые планеты с их населением!
Как выжить человеку в этом всемирном катаклизме? Какую сторону принять, каких идеалов придерживаться?

Бушуют космические войны, уничтожая целые миры; бушуют войны в душах людей, заставляя одних становиться героями, а других – приспособленцами и подлецами. Конфликт, в который оказывается втянут герой романа «Ложь против лжи» Виктор Мельник, порождает в его душе конфликт не меньшего масштаба, так как вырывает его из привычной бюрократической среды, где он был «бог, царь и герой», и швыряет его в самую гущу затеянной правительством Конфедерации бойни, на самый низ иерархической «пирамиды». Хотя прикрыто все это сладкой ложью о его «повышении» до Магистрата одной из планет.

Но тут ему придется отнюдь не сидеть за столом в уютном и безопасном кабинете, а носиться под пулями неприятеля, в каковых оказываются и бойцы-конфедераты, и воины из отряда «Альфа», и злобные зерглинги, и таинственные протоссы… И не просто носиться, но и руководить боевыми действиями, выполняя приказы вышестоящего начальства, - приказы безоговорочные, неумные, а подчас и бесчеловечные… Политики не знают ни пощады, ни милосердия. Для них люди – не более чем пушечное мясо, а сам Мельник – не более чем пешка и козел отпущения, на которого в случае неудачи можно будет свалить свои собственные просчеты.

Боёвки, в которых мы видим Мельника, описаны с непревзойденной динамикой, подробностями и достоверностью! Организовать такое масштабное действо со множеством действующей техники, разных видов войск и разнообразного вооружения, уследить за передвижениями, нападениями, атаками и ударами, поверьте, не так просто! Для этого нужен определенный навык, особый взгляд и определенный склад ума, если угодно. И тут опять-таки видна крепкая база компьютерного  игрока.
 
Однако,

ВСЯКАЯ МЕДАЛЬ ИМЕЕТ ДВЕ СТОРОНЫ, ИЛИ КАК ПЛЮСЫ МОГУТ СТАТЬ МИНУСАМИ.

Помните, КАК, каким образом игрок стрелялок (к примеру – в  «DOOM»)    воспринимает происходящее?.. – Через прицел своего оружия. Самого игрока не видно, перед нами только  его рука, держащая пистолет или автомат. Мы не видим ни его лица, мы не знаем его истории; герой игры не ест, не пьет, не спит… Единственное умение, которое ему присуще: воевать. Бегать по бесконечному лабиринту или полю боя, стреляя, взрывая, кроша и круша.

Здесь, в романе, великолепно прописанные битвы со всеми их стратегическими и тактическими ходами, перегруппировками и атаками подчас заслонят собой человека. Не будь голоса Мельника, повествующего нам о происходящем, казалось бы, что здесь нет НИКОГО, и по полю носится одна техника или, в лучшем случае, роботы- андроиды. А, ведь, как бы там ни было, нам, как читателям, были бы интересны не только бесконечно повторяющиеся сражения, но и проходящие через их горнило люди. Да, они есть, - Мельник, Рейнор, Пицц, Сара, Светлана… - Но их катастрофически мало! Не буду вычислять в процентах, какой  именно объем должна занимать в романе «человеческая» составляющая, скажу только, что литература – это такая штука, которая ориентирована на людей, и предметом ее рассмотрения прежде всего является человек.

 «УЧИТЕ МАТЧАСТЬ, ГОСПОДА! ИЛИ ЗОЛОТЫЕ ВЕШАЛКИ ЗЕРГЛИНГОВ ПРИАНТИЖАТСЯ К ВАМ!..»

Да и не интересны и не нужны, по большому счету, никому эти проценты. Потому как роман не должен превращаться в учебник. Цифры не запомнятся, а вот образы персонажей и их судьбы – останутся в памяти.
 
Не должен он, по моему твердому убеждению, превращаться и в полигон для разгадывания словесных шарад.  Не все читатели знакомы с вышеназванными играми, поэтому они могут ни сном ни духом не знать ни специальных технических терминов, ни сленговых словечек, пришедших из игры. И, если уж они имеют место быть в романе, необходимо озаботиться, чтобы доходчиво объяснить читающим, кто такой зерг, гидралиск и т.п., как он выглядит, чем опасен, и что же это за таинственные вешалки, которые летят по небу.  Ну, или составить хотя бы минимальный словарик или сделать сноски для удобства читателей, которые хотят именно прочитать роман, а не просмотреть его «по диагонали», пропуская все непонятные и сомнительные места (как некоторые пропускают описания романтических сцен)).

КОНФЛИКТ ФИЗИКОВ И ЛИРИКОВ, ИЛИ О ЧЕМ МОЛЧИМ, ГОСПОДА?.. (Диалоги, монологи, реплики и язык).

Ну хорошо, если не брать романтику как таковую, что же еще по-хорошему «держит» роман? Естественно, - диалоги, то есть взаимоотношения людей, переданные через их вербальное выражение. (Завернула мудрено, но суть именно такова).

Диалоги могут быть самых разнообразных видов и служить самым разным целям. Они могут раскрывать характеры героев, нести подтекст, давать толчок для новой интриги, развивать конфликт, - да много для чего! Помимо простого обмена слов. Здесь, в романе, диалоги тоже присутствовали, но подчас смотрелись «засланными казачками». Казалось, что главная их задача – просто кое-как связать две части, в которых идет сражение.
 
На фоне поистине грандиозных и проработанных битв они выглядят заметно слабее и тусклее. Герои словно говорят выученный заранее текст, который звучит как фоновые переговоры двух игроков, обеспокоенных скорейшим возвращением к перестрелке.

Это, конечно, мнение того, кто больше склонен к «лирике», нежели к «физике», и все-таки хочется, чтобы диалоги смотрелись в романе не бедными родственниками, а равноправными членами семьи. Без них задыхаешься. Воздуха, воздуха!..

А вот монологи Мельника, - как-никак  повествование романа ведется от его лица, - исполнены на редкость  хорошо! Автор прекрасно владеет языком, поэтому мы можем встретить  замечательно выполненные описания,  задуматься над философскими вопросами, насладиться тонкой иронией или проникнуться несколько мрачноватым юмором, присущим главному герою.

ХОЧУ БЫТЬ МАКБЕТОМ! ИЛИ  «СКРИПАЧ НЕ НУЖЕН…» (Герои, антигерои, психология, характеры).

Виктор Мельник, мелкий чиновник, заброшенный на планету, жителям которой предстоит эвакуация, оказывается в роли Магистрата и главнокомандующего одновременно. И если с первым он еще привык справляться, - бюрократия доселе была его стихией, - то со вторым он сталкивается впервые. Однако берется за дело, так как отказаться в его положении – это подписать себе смертный приговор.
 
Даже будучи Магистратом, он является для политиков такой же пешкой, как и все те, которым предстоит сгореть в огне этой бессмысленной войны, затеянной не ради освобождения (это всего лишь красивая ложь, прикрывающая истинные цели верхушки), а ради власти.

И каким бы мерзавцем он, усвоивший многие уроки выживания в лживом мире политики,  сам себя не считал, он прекрасно это понимает. Мы встречаем совершенно точные и бескомпромиссные оценки затеянной войны, исходящие из его уст, мы видим его отношение ко всему, что происходит; нам, как читателям, повезло заглянуть в глубину его души, которую он давно считает очерствевшей и погибшей.
 
На первых порах даже хочется не согласиться с авторской трактовкой этого образа как законченного негодяя, ибо разоблачительная честность и самобичевание Мельника только противоречат этой трактовке. Слова есть слова, и пока они являются лишь колебаниями воздуха, не подкрепленные действиями, рано вешать на человека какой-либо ярлык. (Об этом я уже говорила в кратких рецензиях на отдельные главы).

«СКОЛЬКИХ Я ЗАРЕЗАЛ…» ИЛИ СЕРДЦЕ ЗЛОДЕЯ (Убийства, злодейства и крокодильи слезы).

Пешка, попавшая в кровавую переделку, не виновата в том, что ею двигают или же ею жертвуют. Не виновата она и в том, что ей приходится так или иначе действовать или идти вперед. В такие же условия «игры» поставлены все находящиеся рядом с Мельником люди, - Рейнор, Пицц, Родригез и многие другие. Однако Мельник, в отличие от других простых и честных вояк, - честолюбивая пешка, которая сама хочет иметь возможность командовать и посылать на смерть. Решение о том, остаться на войне человеком или превратиться в послушное орудие убийства, которому за это будет дана привилегия подняться до «восьмой горизонтали», всегда остается за самим человеком. И Мельник этого испытания не выдерживает.

Понаблюдав за Мельником дальше и увидев его «в действии», неминуемо приходишь к тому, что этот человек заслужил тех слов и того приговора, который он себе вынес.

На фоне затеянного предательства по отношению к дружески расположенному  к нему Пиццу и на фоне дальнейшего хладнокровного убийства двух неповинных людей все его слова становятся не более чем самооправданием и «крокодильими слезами». Слабость, трусость и прагматизм позволяют ему, отбросив мораль, сострадание, совесть и пройдя по трупам, выбиться из пешки в ферзи. Так маленькая ложь (молчаливое соглашение с царящей всеобщей анархией и презрением к  ценности человеческой жизни) приводит его к большой лжи – оправданию собственной подлости  и разложению собственной души. Так персонаж на наших глазах из героя превращается в антигероя.

Единственным недостатком в этом плане я вижу то, что эпизодов, показывающих распад личностных ценностей Мельника и смещение их в сторону цинизма и равнодушия, непростительно мало. До упомянутых мной двух случаев – это не более чем слова о собственной чудовищности. Поступками и делами это никак не подкреплено, а иногда даже наоборот, - герой, словно споря с автором и вырвавшись из-под его пера, совершает некие акты добра (увольнение пилота, которое в контексте романа можно воспринять как спасение ее от предстоящей военной мясорубки; случай в госпитале). Зло, походя творящее добро. И это хорошо, потому как Мельник – все-таки живой человек, неоднозначный и противоречивый, в котором смешано и темное и светлое, - как в любом из нас. Дело только в пропорции.

«ТОТ, КТО ПЛАТИТ, ТОТ И ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ» ИЛИ БОЙНЯ ЕСТЬ БОЙНЯ.

И если уж говорить о настоящем зле и о настоящих злодеях, то первое место все-таки достанется, не Мельнику.

Вспомните: Менгск, Дюк, конфедераты, Короленко…

Все они куда как ближе стоят к «кормушке» власти, а потому далеко обошли Виктора Мельника и по цинизму, и по уровню равнодушия к человеческим судьбам, и по умению прикрывать свои деяния пустыми лживыми словами о свободе, народном благе и спасении человечества: горлопан и демагог Менгск с его псевдопатриотическими лозунгами; жестокий солдафон Дюк, бросающийся чужими жизнями, как горстями проса; безвольное и трусливое правительство Конфедерации, бросившее своих людей погибать; прожженный взяточник и шантажист  прокурор Короленко… Виктору, к великому сожалению,  есть у них, чему поучиться.

И то, что он во многом превзойдет своих учителей, можно не сомневаться: честолюбивая и исполнительная пешка, не привлекающая ничьего особого внимания (а о сохранении своей тайны Мельник основательно позаботился) легко достигнет своей цели. Его восхождение по крутой лестнице карьеры и лжи еще не закончено. А, стало быть, - как следствие, - и его духовное падение.

И в этом ему пригодятся те новые способности псионика, которые он отрыл в себе. Жаль, что в романе этому уделено не столь много места, а основной эпизод приходится только на самый конец. Было бы интереснее наблюдать за развитием и ростом этих способностей в процессе всего романа.

Но – что есть, то есть, и остается отдать автору должное за то, что основная мысль романа об уродстве войны и уродстве духовной трусости прописана все-таки достаточно четко.

 Бойня – есть бойня, какими бы благородными целями она не руководствовалась и какими бы красивыми словами не прикрывалась. Ибо за этими словами – одна только ложь.
 
… А теперь забудьте все то, что только что прочитали, и просто откройте роман! ) Как собираюсь сейчас сделать я, - отложив в сторону строгие очки критика, - и просто еще раз погрузившись в созданный автором мир.

Итак: Гуйван Богдан – «Ложь против лжи»: http://www.proza.ru/2010/02/11/489