Моя карьера балерины

Татьяна Шардина
В детстве мама внушала мне, что я должна непременно стать балериной.  Мама  в молодости  занималась балетом, но балериной не стала -  и всю жизнь жалела об этом.  Поэтому хотела реализовать свою несбывшуюся  мечту на дочери.

С  дошкольного возраста я  ходила в балетную студию в родном городе Новочеркасске, и в восемь лет даже поступила  в хореографическое училище города Воронежа. Но проплакала там целый  месяц, и в письмах, окроплённых слезами, уговаривала маму забрать меня домой.   Мама сдалась; помню тот счастливый день, когда она  приехала  и забрала меня.

Но мысль о моей балетной карьере   маму  не покидала.

   «Всю жизнь танцевать! – Восклицала она.  -  Это так прекрасно!»

В девять  лет  я  начала  сама ездить далеко на окраину города в Дом культуры шарикоподшипникового завода,  в балетную студию.

Как-то наша молодая учительница–хореограф  решила поставить балет "Муха-Цокотуха".
Роль Мухи досталась самой маленькой девочке лет пяти – шести  от роду.  Роль Паука -  мальчику постарше, моему ровеснику, помню, звали его Сашей.  «Комариком»  же стал худенький  первоклассник  - сын директора шарикоподшипникового завода.

Мне и ещё нескольким "большим" девочкам  дали роли "бабочек".

Мы начали с энтузиазмом готовиться к выступлению.  В начале занятия – упражнения у станка: «батман тандю», «гранд плие», «ронд де жам партер».  Потом все группы "насекомых" разучивали свои танцы, а родители должны были дома мастерить  костюмы. В костюмерной Дома культуры таких костюмов не было, шить пришлось самим. Балетмейстер собрала всех  «бабочкиных»  мам   и рассказала им, как сшить наряд. Но моя мама на это собрание не приехала: как всегда,  работала.
Балетмейстер  с  плохо скрываемым раздражением рассказала мне, как должен выглядеть костюм , и дала выкройку крыльев.  Мама сказала, что сошьёт костюм, но у неё всё не было времени.

Мы  репетировали,  и день  премьеры   приближался. Кажется, это был праздник Первомай.  Директор завода, гордый, что в спектакле главную партию танцует его сын,  уже сделал афишу и провёл рекламную кампанию.
Маленькая Муха-Цокотуха, наша прима-балерина, отличалась большими способностями к танцу.
Ей  нравился её партнёр – «Комарик», который,  согласно  сценарию,  должен был на ней жениться. Но больше её очаровал  стройный грациозный  Саша, исполняющий роль Паука (впрочем, он всем девчонкам нравился). Их дуэтный танец  был эффектным и полным драматизма:  Паук Саша, заключив Муху  в объятия,  хочет унести её, она красиво  вырывается и танцует от  него, он её настигает  и опять пытается увлечь куда-то за кулисы, «в уголок».  «Гости», танцуя,  разбегаются.  В общем,  борьба и страсти.
Бабушка "Паука" всегда приезжала на репетиции вместе с внуком  и  знала все тонкости предстоящего действия.  Она  угощала нас, «насекомых», конфетками, утешала тех,  у кого  что-то не получалось и мирила ссорившихся.  Но главное достоинство бабушки «Паука» было в том, что она хорошо шила.  Эта добрая женщина мастерила  костюм и "Комарику", и "Мухе", и,  конечно же, своему внучку – "Пауку". Однажды она принесла костюм  Мухи. Это была чудесная, изумрудно-зелёная  балетная пачка, вся расшитая «драгоценными камнями» и дивной красоты перламутровый  головной убор. Костюм  «Комара» был похож на  мундир с маленькими крылышками. Из костюмерной принесли  треуголку  и саблю, и «Комар» стал похож на молодого  Наполеона.
А костюм своему «Паучку» бабушка  делала в последнюю очередь, времени оставалось мало, но она обещала успеть.

Накануне спектакля  моя мама принялась за изготовление для меня костюма бабочки из какого-то завалявшегося  в шкафу отреза розового ситца. Она постоянно спрашивала у меня, как нужно шить, но я затруднялась  что-либо объяснить. В конце  концов,  мама сшила мне крылья и коротенькую юбочку  из накрахмаленной розовой ткани, а на голову я сама себе смастерила какой-то кокошник из ватмана.
И вот в назначенное воскресенье   вся наша семья:  я, мама и брат, прихватив мой «костюм» и пуанты, поехали  на премьеру.
В балетных комнатах было полно нарядных «насекомых» и их родителей. Царила суматоха,  наша  «хореографичка»   нервничала  больше всех:  это был её первый столь крупный  спектакль.  Увидев меня в моём костюме «бабочки», она ахнула и даже хотела отстранить меня от танца:  мои накрахмаленные крылья обвисли и не держали форму, как у других «бабочек». Головной убор мой вообще никуда не годился.  При этом учительница танцев поругала мою маму за то, что она ни разу не приехала и не научилась шить костюм «бабочки».  Оказывается, по периметру крыльев нужно было продевать проволоку.  Досталось и мне. Остальные «бабочки» смотрели на меня с превосходством и держались яркой стайкой от меня на расстоянии.
 На сцене укрепляли декорации, все бегали;  из-за кулис было видно, как в зрительный зал заходят  люди.
Все ждали «Паука» с бабушкой. Мобильников тогда ведь не было, да и телефоны дома были далеко не у всех.  Хореограф  заламывала руки: «Где же они? Ну,  где же они? Пора начинать!»
«Паук» с бабушкой прибежали в последний момент. Бабушка, свалив вину на  поломавшийся автобус, бросилась переодевать внука.
Занавес поднялся, зазвучала музыка.  Раздались аплодисменты.  Действие началось.
Я, стоя за кулисами,  с удивлением смотрела на танцующих детей в костюмах.  Я  привыкла  видеть всех в тренировочном трико. А  в костюмах-то интересней!  Даже забыла про свои неудачные  крылья. Наш танец, по сценарию, был в самом  конце, когда «Комар» спасает «Муху» и женится на ней.
Красивая, золотисто-изумрудная  «Муха»   станцевала свою партию:  денежку нашла, самовар купила, гостей позвала,  и застыла в ожидании выхода Паука. И вдруг из-за кулис  вместо хорошенького мальчика Саши, пританцовывая, появилось ужасное чудовище!   Чёрное, оно приближалось к девочке в жуткой маске с огромными выпученными  глазами, тряся  множеством мохнатых  лап.   Его толстое  брюхо   зловеще поблёскивало мишурой.
«Муха-Цокотуха»  в ужасе  замерла, и вдруг с пронзительным криком: «Мааа-мааа!»  убежала за кулисы. Зрители сначала не поняли, думали, что так должно быть по сценарию, стали аплодировать. «Паук» Саша постоял-постоял, повернулся и пошёл туда, откуда появился. Зрители стали смеяться.  Занавес  закрылся.
Потом объявили антракт. За кулисами мама «Мухи Цокотухи» и балетмейстер долго успокаивали рыдающую девочку. Но девочка уже не могла  танцевать, и родители  увезли её домой.
 Все упрекали бабушку «Паука» - не за то, что смастерила такой замечательный костюм, а за то, что не привезла его на  последнюю  репетицию.  Ведь  главная героиня  должна была  к нему привыкнуть.  Директор завода оправдывался перед многочисленными гостями.  Его сынок - «Маленький Комарик» -  плакал от того, что он так и не  выступил со своей сабелькой.
Решили  балет закончить без Мухи, в виде концерта. «Комарик», «букашки», «тараканы»,  «Пчела»,  «Кузнечик» - все исполнили свои танцы и раскланялись  под бурные аплодисменты улыбающейся публики. В конце станцевали  «бабочки», но без меня.  Мои крылья в результате всех этих переживаний  безнадёжно  обвисли,   бумажный  кокошник порвался, и  измотанная "хореографичка" решила меня к танцу не допускать.
Так закончилась моя карьера балерины.