Люди, как плоды, ч. 2. Женшины. Бонкимчондро

Шурыгин Олег
«Камалакант». Бонкимчондро Чоттопаддхай

Глава вторя – «Люди как плоды»

Часть вторая, «Женщины»

Перевод с бенгальского

Женщин можно сравнить, говоря простонародным языком, с банановыми пальмами. Хотя тут идет ботаническое обсуждение. Поэтому буду выражаться по-научному. Я не усматриваю особого сходства между прекрасной половиной человечества и плодами бананового дерева. Неужели женщины созревают целыми связками? Хотя кому-то этого и хотелось бы, но только не Камалакнту. С банановыми деревьями женщин связывает только одно: и тех и других очень любят обезьяны. Но даже несмотря на это качество, я не могу их сравнивать с плодами бананового дерева. Ведь, с другой стороны, некоторые из женщин отличаются очень злыми языками, поэтому таких женщин среди всех плодов можно было бы уподобить плодам макала, эти плоды красивы снаружи, но издают неприятный запах, если посмотреть, что у них внутри.  Но кто их так называет, тот злоязычный негодяй. Я так о них не скажу.
А скажу я следующее: женщины в этом мире подобны кокосовым орехам. Кокосовые орехи созревают связками. Но (если специально не постараться) они никогда не падают вместе. Если требуется прервать пост, особенно по весне, они ради служения брахманам могут упасть им в руки по одному или даже по половине плода. Но если их срывают целой связкой, кто совершает святотатство поедания такого количества этих плодов? Только очень аристократические брахманы. За Камалакантом такого святотатства замечено не было.
Подобно кокосовым пальмам, кокосовые пальмы нашего общества подразделяются в соответствии с возрастом. В почти незрелом состоянии оба типа плодов очень нежны – от кокосового молока по желудку разливается такое нежно-сладостное ощущение, а от безыскусной, лишенной двуличности благожелательности девушек нежная сладость разливается уже по сердцу. Поэтому для обоих типов плодов: кокосовых орехов и людей, это недозревшее состояние является лучшим. Глядя на этот возраст, можно увидеть, как дождевые темно-синие тучи слегка подергиваются солнечным светом.  Иногда они сияют по полной, в это время они закрывают собою палящий свет солнца и кажется, что эта только что народившаяся красота дождевых туч ослабляет солнечный жар этого мира. На пальмах зреют целые связки кокосовых орехов, а когда смотришь из окна, тоже видишь целые стайки девушек.Мои глаза воспринимают всё это одинаково: и те и другие изливают сияние на все четыре стороны света. Только посмотрите – и не забывайте об одном: это – палящий зной поздней весны, если с дерева упадет орех, сразу не надо его раскалывать – его содержимое будет очень горячим. Поэтому сразу не съедайте сердце неопытной в житейских делах девушки – ведь тогда ваш желудок буквально закипит от этого жара. Подобно плоду манго, молодой плод кокосовой пальмы надо какое-то время подержать в холодной воде, только не добавляйте туда снега, лучше поместить такой плод в прибрежные замутненные воды небольшого водоема и остудить его в них.  Вот что говорит по этому поводу Камалакант Чокроборти: не сможете добиться желаемого сладкими словами, добавьте немного напористости*. (Прим. переводчика: слово «напористость» в бенгальском языке имеет еще одно значение: мелкая монетка).
Кокосовый орех состоит из четырех составляющих: молоко, мякоть, скорлупа и волокна. С кокосовым молоком я сравниваю нежность и доброжелательность женщин. Нежность и женщин, и кокосового молока – очень большая. Изнемогая под палящими лучами солнца этой жизни, ты можешь с большим трудом добраться до дома и там немного отдохнуть в его тени, тогда-то испей этого охлажденного молока – и сразу забудешь обо всех невзгодах. В палящий зной исполненной бедностью поздней весны, или в отмеченную разлукой с друзьями позднюю осень, в разгар юности или в изнемогающую под влиянием болезней старость, кто сможет остудить от страданий твое сердце? Забота матери, любовь жены, преданность дочери, что еще, кроме них, принесет тебе счастье в палящий зной твоей жизни? Что может сравниться в летний зной с молоком молодого плода кокосовой пальмы? 
И всё-таки, по прошествии какого-то времени, вода в кокосе начинает высыхать. Когда мама одного известного литературного персонажа немного иссякла, его отец немедленно ушел из дома. Поэтому среди всех плодов кокоса предпочтение отдается слегка недозревшему.
Мякоть кокоса можно сравнить с разумом женщины. Увы, состояние неполной зрелости у кокоса длится очень недолго. А ведь этот недозрелый плод очень сладок и очень нежен. А вот более зрелые плоды становятся довольно жесткими, кому охота ломать о них зубы? Поэтому я называю такие плоды просто видимость жен. Может быть, такая женщина еще сладка, но ее уже не укусишь. С одной стороны от такого плода сидит взрослая дочь и пытается снять с ее груди какое-нибудь украшение, только мякоть зрелого плода настолько твердая, что зубам дочери с ней не справиться. А тут еще сын сидит, покусывая зубами ее кошелек. Тут зрелый плод может немного смилостивиться и дать сыну сотню рупий. А тут еще муж на старости лет затеял какое-то предприятие, только под конец жизни руки уже пусты. А нет денег, нет и предприятия, поэтому и он обращает свои взоры на тугой кошелек созревшего плода. Попытался было укусить, но в преклонном возрасте зубы уже не те, могут и сломаться. А если зубы еще целы, то всё равно какой смысл пытаться пережевывать этот кокос? Хотя, не получив денег, он всю ночь будет страдать от диспепсии.
Дальше идет скорлупа. Ее можно сравнить с женской ученостью. Никогда не видел, чтобы скорлупа была хотя бы до половины наполнена этой субстанцией. Да и скорлупа кокоса для этого особо и не предназначена. Ученость женщин не такая уж и большая. Мэри Сомервилль писала какие-то крутые научные труды. Джейн Остен и Джордж Элиот баловались прозой, - конечно, неплохо, но для скорлупы сойдет.
Волокна кокосового ореха я уподоблю женской красоте. Волокна являются внешней частью плода, красота женщины тоже ее внешняя часть. И то и другое весьма недолговечно. И неплохо было бы от этого вообще отречься. Все-таки эти волокна имеют одно применение: из них можно сделать крепкий канат и привязать им к пристани целый пароход. Женская красота привязала не один пароход! Подобно тому, как ты можешь тянуть при помощи сплетенного из волокон кокоса каната колесницу Господа Джаганната, веревки женской красоты тянут великое множество очень тяжелых повозок-мужчин. Хотя уже издан специальный закон, запрещающий беспорядочное движение возле колесницы Господа, то есть, вместо беспорядочного движения вводится однонаправленное упорядоченное, что спасет много человеческих жизней. Я не знаю, много ли людей покончило с собой, обмотав шеи веревками, сплетенными из волокон кокоса. Может много, а может нет. Но сколько погибло, попавшись в петли веревок женской красоты, кто сможет это всё сосчитать?
У меня одна проблема как по отношению к кокосовым орехам, так и по отношению к кокосам нашего общества: я очень беден, поэтому мне ни разу не удалось попробовать ни тот, ни другой вид кокосов. Любой другой плод, если немного потрясти дерево, может упасть прямо в руки, но с кокосовой пальмой дела обстоят по-другому: пока на нее не заберешься, ничего не получишь. А забираться на нее надо с завязанными ногами, а если без этого, то можно будет доставить удовольствие сжигателям* трупов. (*прим. издателя, Бхишмадева: здесь, кажется, Камалакант под словом «сжигатель трупов» имеет в виду священнодействующего брахмана. Но ведь тот же самый брахман совершает и обряд бракосочетания! Ну что за безбожник!»)
Я бы тоже хотел порадовать сжигателей трупов. Только, по моей неудачливости, кокосовый орех еще не падал на мою голову. Я – человек, следовательно, при попытке потрясти как кокосовую пальму, так и женщин, на меня может свалиться какой-нибудь плод. Упадет-то он упадет, но чего бояться? Ведь, в конце концов, я всё равно взвалю на себя эту ношу! Сколько есть смугленьких,   красивеньких, приятненьких женщин, каждая из них, в принципе, может принять Камалаканта в качестве мужа. Всё-таки путешествие по дороге этой жизни с тяжкой ношей в виде жены – эта идея меня не очень привлекает. Поэтому в этом путешествии Камалакант, как истинно религиозный человек, кокосовый орех предложил Господу Шиве. Он живет в крематориях, да и яду ему приходилось испить – поэтому что ему могут сделать и пепел, и кокосовый орех?