11. Кот Крузерштерн и бард. Сказка

Татьяна Сергеевна Дмитриева
               
            Путешествия кота Крузерштерна во времени.

                Часть 2.

Как незаметно пролетело время! Уже солнце повернуло на весну, морозы пришли крещенские. Холодно, зябко! А у нас с котом Митькой одно занятие – лясы точить.

Вот и сегодня, сидим, обсуждаем деревенское житьё-бытьё. Снегу выпало много, больше никто из дальних котов не пришёл, видно, не пройти. Вот мы и сидим вдвоём, соседушки!

Поговорили о Кошуле, порадовались за неё, что взяли её, бедолагу бездомную, добрые люди в дом. А так бы уж давно окочурилась на морозе! Кот Митька рассказал о фильме про дикую природу, который он вчера смотрел по телеку. Как хорошо, что у нас есть свой дом!

И разошлись по домам.

Хозяева мои куда-то спешно засобирались и уехали. А я улёгся поудобнее на тахту, включил телевизор и стал листать каналы.

О, гадалка судьбу предсказывает! Тьфу, брешет всё, я и то больше могу правды сказать. А это о чём – о чём? Крем для лица от морщин? Да тестом ей залепили морщины, вот и гладкая кожа. Как люди умеют дурить друг друга!

Вот, это уже интереснее, разгоняют митинг, одни жгут автобусы, другие поливают их водой. Глупые люди, чего не сидится дома, в тепле! Думают, кто-то новый придёт и даст им много корма? Глупые, лучше бы в огороде грядки копали, всё проку больше, морковь вырастет, или свёкла.

Тут кот Митька рассказывал, у нас в деревне тоже власть поменялась. Его Хозяйка рассказывала Хозяину. Ну, и чего? Друг на друга перед выборами поливали помои, а суть одна. Прежняя власть не любила кошек, живодёров приглашала. А этот, похоже, будет воевать с собаками. А помойка на краю села как была, так и осталась!

Ой, а это интересно, про быт древних кельтов рассказывают. Вот бы самому посмотреть! Да, интересно, мур-р, мур-р-р, мур-р-р-р-р...


Что я такой взъерошенный? А, да это кролик соседский, лопоухий! Или нет, тот в клетке сидит, а этот… Да не один, их тут штук 5. И не белые, как должны быть зимой, а серые.  И в лесу, в зелёном лесу. Кукушка кукует, соловьи заливаются, запахи летние… Где это я?

- Ой, смотрите, какой он странный, гладкий, с белым брюшком и лапками? - шептались кролики, - Ты кто и откуда? Мы таких странных котов не видели.

- Я, я, это… Я из дома, только что был дома, спал. А вы откуда такие, и не белые? Ведь зима же! – ответил я.

- А зима это кто? Или что? И почему белые? У нас таких не бывает – удивились зайцы – кролики.

- А как же зимой, когда лежит белый снег? Вас же, серых, будет видно на снегу! – озадачил их я.

- Каком снегу,  это он о чём? – удивились зайцы – кролики.

- Как, разве у вас не бывает зимы? И снег, вместо дождя, не идёт белыми хлопьями? И не бывает холодно? – удивился я.

- Нет, мы не видели снега. А ты как сюда попал, из своей зимы?

- Вот и мне интересно… - озадаченно подумал я, - а у ваших хозяев есть Интернет, ну, чтобы я связался с домом?

Зайцы совсем очумели от моих вопросов и разбежались врассыпную.

Тут уж и мне стало не по себе, и пошёл я туда, куда меня повёл мой нюх – к человеческому очагу.

 
Долго ли, коротко ли, но пробирался я сквозь густые чащи, полз через болота, и вышел на поляну, где стояли жилища. Из печки, сложенной из больших овальных камней возле крайнего дома, шёл дым. И запах этот я учуял давно – в котле варилось мясо.

Наконец-то, люди! Куда мы без них!

Из жилища вышла молодая женщина с зачёсанными назад волосами, в припоясанной рубахе до пят, в ботинках из кожи. Она бросила какую-то траву в котёл и оглянулась на меня. Вначале глаза её выражали удивление, но потом я увидел в них мягкость и сострадание.

 Видимо, мой  взъерошенный вид и голодные глаза заставили её  пожалеть меня.
 
- Иди сюда, милый! Хоть ты и странный кот, но кот, я вижу. Иди покормлю тебя! – говорила она на непонятном языке.

Но мы-то, коты, умеем читать мысли, нам язык не важен!

Я подошёл, дал себя погладить, замурлыкал, как любят люди. Она налила мне молока в глиняную миску и дала кусочек хлеба. М-м-м-м, как вкусно, хлеб пахнет мёдом и травами, совсем как у нас в деревне летом на лугу!
А Хозяйка приговаривала:

- Ешь, ешь, сегодня праздник Бельтене, начало лета. Вечером  весь род собирается на холме, Будет весело, и там тебя ещё накормят.

Когда она наклонялась, я разглядел у неё на шее блестящую золотом шейную гривну. Я слышал по телевизору, их носили раньше только свободные люди.

Да и в целом моя новая знакомая была хорошо одета, с золотыми браслетами на руках, и производила впечатление знатной особы.

Ой, что я сказал? Знатной особы? В какое же время я опять попал? Неужто, в далёкое прошлое? Вот беда, как выбраться отсюда, меня ведь дома ждут!
 
Но усталость давала о себе знать, и, пожевав хлеба и налакавшись молока, я уснул.

Разбудил меня голос коровы, которую Хозяйка выгоняла из хлева.
 
Солнце уже клонилось к земле. Я понял, что настало время праздника, и тоже стал собираться.

На холм, куда сходились все жители поселения, был пригнан скот, быки и коровы, по паре от каждого стада. На самом холме заканчивались приготовления: было разложено два костра, а рядом женщины  накрывали стол с едой.
 
Чего здесь только не было! Огромные бычьи и свиные ноги, закопчённые в травах, лесная дичь, запеченная рыба, хлеба и много всякой зелени.

Со всей округи собрались и животные, в надежде поживиться. Рядом со мной лежал белый лохматый кот с плоской мордочкой. Да они все были примерно такими, лохматыми, серо-бело-снежными и коротконогими. Так что я завидно отличался от них! Рослый серый красавец! Во как я о себе, любимом!

Мой новый знакомый промяукал высокомерно, что его люди называют Вай, а он не против! Лишь бы кормили! Спросил, откуда я такой громадный и совсем на них не похожий. Я ответил, что из страны Россия, где бывает снег. Тут меня и осенило спросить, как его страна называется! Он что-то промяукал, типа «Улада», а где, сам не знает. Да и вообще, с познаниями в географии у него плохо.

Затрубили трубы, забили барабаны (я ж кот грамотный, музыкальный, все инструменты знаю), на гору въехал на колеснице старейшина в красивом плаще, пристёгнутом на плече огромной золотой брошью. На голове у него был золотой шлем. За ним шли, танцуя, 12 молодых девушек в туниках, украшенные золотыми гривнами и браслетами, как и моя новая Хозяйка.

Представление началось, Старейшина по имени Эрл остановился между двух поленниц и пригласил местную провидицу и целительницу Оуну. Она разожгла костры и начала свой заговор против болезней скота.

 После того, как она обрызгала нас всех водой из своего волшебного кувшина, заиграла арфа.

Да, да! Я узнал арфу, я очень люблю её звучание, нежное и завораживающее. Только арфа была маленькая, совсем ручная, и струн было всего 7. А арфист по имени Гою запел бодрящую песню. Слова были такие:

  На поле цветёт трава, как бабочка на лбу у быка,
     Вода прозрачна, как луна на небе,
       Вон заяц пробежал по траве, как бык по лугу,
          И всем хорошо, хорошо, хорошо...

После этого пары коров и быков стали проводить между двумя кострами, затем их повели в стойло.

Праздник продолжался до утра, все пели, танцевали, вкушали яства, пили медовые напитки. Было очень весело. Кот Вай сказал, что это праздник  задабривания богов, чтобы был урожай и животные не болели и дали приплод.

А арфист Гою всё пел и пел свои несуразные стихосложения. Но и безобидные. Потому что кот Вай сказал мне, что их Гою усыпляет целые отряды войск, когда те вторгаются в их земли.

И ещё, сказал он, что Гою пригласили на конкурс бардов – арфистов в город Улад, тот, что у моря. И что Гою скоро туда поедет вместе с Эрлом.

Меня же интересовал свой вопрос, где я. И всё время смущало то, что солнце почти не садилось. Была уже глубокая ночь, а оно только «прилегло» на горизонт. Насколько я знаю, так бывает летом в северных странах. Это куда же меня занесло? Снега они не знают, холодов тоже, и солнце летом не садится...
Вот уж, будет о чём расспросить кота Митяя!

Под утро праздник закончился, нам, братии меньшей, отдали объедки. Ну, уж мы оторвались!

Ко мне подошёл арфист, бард Гою, погладил меня и очень удивился моей внешности. А потом позвал меня с собой.

Жил он один, отдельно от всех, в домике рядом со старейшиной рода  - Эрлом. И его занятием было – играть на арфе и заниматься стихосложением.

Так вот я и стал придворным котом придворного барда! Это очень почётно, быть бардом! Гою все уважали, питался он вместе с Эрлом, всегда хорошо, ну и мне доставалось!

Гою меня обучил стоять на задних лапах и подмяукивать ему, когда он поёт. Мой внешний вид всех поражал! Когда я стоял на двух лапах, открывался мой белый живот, грудка в виде галстука, и белые ботинки на лапах.  А острая мордочка смотрела наверх, на звёзды. И всем это очень нравилось, меня гладили, со мной играли. Так и текла моя жизнь, пока мы с Гою не поехали на конкурс бардов в город Улад.

Нас посадили в четырёхколёсную повозку, запряжённую быками.  А старейшина Эрл ехал за нами на  колеснице, запряженной лошадью. Дорога проходила по полям и лугам, мой новый Хозяин всю дорогу играл на арфе и, вдохновлённый путешествием, сочинял стихи.

А я всё оглядывался по сторонам, пытаясь понять, где мы. Деревья и леса встречались редко, кое - где паслись стада быков и коров. Их охраняли огромные собаки. И при виде наших повозок начинали громко лаять.

Иногда из леса выскакивали лисы, зайцы, и даже волки. Но вид колесниц их пугал. И однажды, когда я не на шутку испугался волка, который пытался наброситься на быков, Гою сказал мне:

- Не бойся, я сейчас его усыплю.

И заиграл на арфе такую мелодию, что звуки её проникали глубоко в  мозг, конечности постепенно становились слабыми, а  рот переставал открываться. И волк отступил.

А вот и он, долгожданный город Улад! Совсем не похож на те города, которые у нас!

Вокруг большого поселения на берегу моря сложена неприступная каменная стена.

 Мы въехали в ворота, у которых стояли трубачи в туниках и в штанах, с перекинутыми через плечо накидками. Волосы на головах  у всех были измазаны белой глиной и зачёсаны назад, как холка у лошадей. Гою сказал:
- Сегодня состязание бардов, которые приехали из всех племён, и по этому поводу в городе ярмарка и праздник. Ты готов мне помогать в выступлении?

Я утвердительно кивнул и потёрся о его ноги в знак согласия.

- Вот и хорошо, а сейчас мы пройдёмся по базару, посмотрим, что за диковинки привезли из-за моря, – сказал он.

Оставив за воротами повозки, мы прошли на базарную площадь.

Меня опять поразила тишина, не гудели автомобили, не трезвонили мобильники.

 Как же мне узнать, в каком времени я нахожусь? Моё любопытство разыгралось, И я стал присматриваться  к торговцам.

Было много зелени, а также капуста, морковь, репа и брюква. Это я всё знал. Но почему нет ни перца, ни огурцов и помидоров, которые сажаем мы с Хозяйкой дома? И даже свёклы нет!

Дальше шли ряды ремесленников со множеством всяких изделий, массивных украшений с камнями. Изделий  гончаров и плотников. Было много кованого оружия, ножей и кинжалов, луков со стрелами, копий с наконечниками, щитов и шлемов. Всё это я знал, поскольку мы с котом Митькой, как два мужика, часто обсуждали: нравились нам военные темы.

И ничего, что могло бы сказать мне о времени, в которое я попал!


Мой новый Хозяин заинтересовался попугаем в клетке, которого  продавал заезжий темнокожий купец. Попугай был говорящий, и всё махал крыльями и орал, орал, что он из-за моря. Подумаешь, невидаль какая… Даже собрал толпу зевак. Гою стал торговаться, и отдал за попугая большой золотой перстень с пальца. Теперь мне ещё с этим попугаем жить!

О! Тут меня и осенило! А что, если попугай знает, где мы и в каком времени? Ведь неспроста он тут, может, как и я, тоже из будущего?

А мы продолжили свой путь, пора было готовиться к состязанию!

На большой городской площади собирался народ. Здесь были барды со всей округи, из всех племён. Раз в три года проходили состязания на лучшего барда. Нужно было исполнить три песни: песню плача, песню радости, и песню сна. Оценивал конкурс главный бард всех племён.

Сегодня исполняли песню плача, и мой жизнелюбивый хозяин Гою волновался. Ведь он был жизнелюб, и горе было не для него. И, тем не менее, надо было спеть и сыграть так, чтобы толпа расплакалась!

И вот состязания начались. Первый бард исполнял песню так, что заплакали 10 гостей из толпы, второй так, что 16. Вот и до нас дошла очередь. В мою задачу входило строить горькие гримасы. Мы не раз репетировали, но вид мой только рассмешил людей. И этот конкурс мы не выиграли.

Второй день состязаний нас приободрил: наша песня радости понравилась больше всех. Гою пел:

  О, эти великолепные луга! О, эти плодородные земли!
        Как мне не  плакать, если покину их? Эти чёрные быки!
              Какие быстрые скакуны, что полная луна в ночи!
                И как я люблю своих сородичей, и готов биться за них!

А я в это время стоял на задних лапах и мяукал на луну:

 - Мя-я-я-я-у! Мя-я-я-у! Мя-я-я-у! Ур-ур-ур!

Все кругом хохотали до слёз! И мы этот конкурс выиграли.

В третьем конкурсе нам тоже не было равных. Гою вообще мастер по песням сна! А тут ещё я храпел на всю округу... Многие даже зазевали.

В целом, мы неплохо выступили, но лучшим был признан другой бард. Ничего, даже участие в таком конкурсе даёт большие привилегии придворному барду.

Вот и нам, как приехали  домой, Эрл устроил маленькую вечеринку в честь Гою, где подарил ему золотой перстень и золотую брошь на плащ.

Так вот мы и жили, помогали своему Гою. Мы, это я и попугай Роу. Он - то мне и сказал, что мы на северном острове, а его привезли на корабле по морю из южных стран, где один песок и высокие пирамиды. Там он служил при дворе фараона, но состарился, и слуга фараона продал его заезжему купцу за 3 золотые монеты.
 
Когда я рассказал ему, что я не только из другой страны, но и из другого времени, он не удивился. Столько за свою длинную жизнь при фараоне всякого видел и слышал! В том числе и о путешествиях во времени.

Как-то рассказал мне, что однажды фараон узнал, будто бы из будущего залетела железная птица с людьми и села прямо на песок. Рассказывали, что фараон сам лично туда ездил вместе со своими жрецами. Что да как, неизвестно, но среди рабынь появились странные белокурые и длинноногие женщины, которые говорили на других языках. Языки эти никто из учёных при дворе фараона не знал. А мужчин, говорят, отправили в рудники. Машину же изучали учёные, а потом разобрали по частям.

А был случай, когда прошёл дождь, и с неба посыпались какие-то предметы, из странного материала, размером с ладонь. Если люди брали их в руки, они начинали светиться. И даже говорить человеческими голосами. Говорят, фараон приказал их растоптать и совершить над ними обряд очищения. Якобы жрецы сказали, что это злые духи насылают болезни и мор.

А я подумал, вот и обо мне будут слагать легенды. Ведь я совсем не похож на здешних котов. Даже и попугай Роу таких  как я  не видел.

Жизнь текла спокойно и размеренно, пока однажды не пришла страшная весть: на Улад напали иноземные воины, приплывшие на ладьях по морю. Эрл быстро собрал своих воинов, среди них были и женщины – лучницы. Запрягли повозки, колесницы, и все отправились на войну. Отправился и я  с бардом и арфистом Гою. Ведь он мастерски усыпляет врагов!

И вот мы у стен города. Пока мы пробирались к морю, увидели город совсем не тем, которым  видели на конкурсе бардов. Окна были зашторены, на улицах пустынно, а люди на полях сражений.

 Но мы ждали приказа, когда нам вступать в бой. У всех было приподнятое настроение, все рвались в бой, ведь боги вознесут к себе на небо тех, кто достойно будет сражаться!

Наш маленький отряд из 15 воинов был заслан ночью в стан врага. Гою заиграл на арфе усыпальную песнь, чтобы враги не проснулись. А копьеносцы и лучники ринулись в бой. И этот бой был выигран, часть города освобождена от врага. Гою был представлен к награде.

Следующий день был решающим. Предстояло дать отпор колесницам с воинами, владеющими мечами. Это было сложнее.

И вот он, час настал. Из-за горизонта на нас мчались вражеские колесницы, а воины поднимали свои мечи и вращали ими в воздухе, устрашая нас.

Наша конница начала метать во врагов вначале дротики, а потом и копья. Сзади слышался треск, это наши лучники вступили в бой.

Но самое страшное, чего мы не могли даже представить, это собаки-волкодавы, специально натравленные на людей! Они сбрасывали воинов с коней и перегрызали горло. Последнее, что я увидел, это была огромная пасть волкодава, зависшая надо мной...


- Бр-р-р-р! - я открыл глаза и не поверил, что жив.

Лежу на тахте, а из телевизора доносится:

- Нелегко приходилось древним кельтам, жившим на территории современной Ирландии. Особенно когда случались набеги варваров, и приходилось пускать в ход всю свою сообразительность.

А вон и Хозяева приехали, надо с тахты слезать.


  Продолжение   http://www.proza.ru/2014/02/19/1495