Учебник по истории для школы

Алина Боковая
          
       Очередная проблема возникла перед нашим обществом и, кажется, неразрешимая. Проблема создания учебника по истории для средней школы. Суть проблемы заключается в необходимости разработки единой концепции истолкования исторических событий.

        Проблема эта политическая. Ни для кого не секрет, что корень противостояния – желание властных кругов дискредитировать идеологию и практику социализма. Всячески их опорочить, чтобы на  этом фоне, напротив, обелить и оправдать капитализм. Узаконить его,  с детских лет приучая граждан своей страны считать его эксплуататорскую суть, его хищность и волчью мораль «естественными», неискоренимыми и даже полезными для общества и спасительными для страны.

         Утвердить свою версию прямым насилием власть не в состоянии. Уж слишком лживой, слишком скандально несправедливой она выглядит. Попытки примирить противоборствующие стороны также не удаются. Слишком глубоко противостояние, что является признаком продолжения классовой борьбы в новых общественно-исторических условиях. Надежды на консенсус не просматривается.

       Мне кажется, есть достойный выход из сложившегося тупикового положения. А именно: нужно создать учебник по истории, имеющий подзаголовок: «События, даты, имена, документы». И именно этого принципа строго придерживаться при его написании. То есть последовательно перечислять достоверно установленные исторические события с указанием их дат, имён и должностей действующих исторических личностей. С кратким изложением  (только в виде выписок из документов!) их причин, хода, результатов и последствий. И без единого слова анализа событий, рассуждений и предположений учёных-историков, научных обобщений и выводов и вообще какой-либо нравоучительной отсебятины от любых авторитетов.

       Это не значит, что всё перечисленное должно быть запрещено. Нет, всё это останется для вузовских кафедр, научно-исследовательских институтов и для Академии Наук. Учёные могут издавать свои монографии, писать диссертации с представлением своих версий и ломать копья в научных дискуссиях с целью поисков и утверждения истины. Историческая наука не пострадает.

       Школьные учителя тоже смогут в форме устных рассказов и свободных обсуждений излагать детям свои мысли о причинах и ходе исторических процессов, знакомить их с возможностями самостоятельного анализа в этой области. Можно организовывать в школах исторические кружки. Только в учебниках ничего этого не должно быть.

       При необходимости сдачи экзамена по истории в форме ЕГЭ вопросы  в заданиях должны также строго соответствовать содержанию учебника. Но можно дополнить задание предложением учащемуся  написать своё «краткое рассуждение на тему…», однако оценивать исполнение только по способности к связному самостоятельному мышлению, к аргументации, к логичности выводов. Но ни в коем случае не по «достоверности» концепции ученика.