Каждый ищущий, каждый путник

Тамара Меликова
-Вы так горько плачете, я могу помочь? - нагнувшись к сидящей на лавочке у церкви  женщины, спросила  Нина  Дмитриевна .
-Умерла моя давняя  подруга.
-Примите мои соболезнования, к сожалению, человек смертен.
-Хотела получить  успокоение, пришла поставить свечку за упокой и решила   подать записку  поминальную,  так  не приняли,  вот я совсем и расстроилась.
Последние слова она произнесла  с еще большими рыданиями.
-Как не приняли, почему?
-Покойная  Софья  была по  национальности армянка, православная, её в детстве   крестили и сейчас при похоронах отпевали  в  русской  православной  церкви, с крестом на груди и в гробу лежала.Все это я пыталась  объяснить  батюшке, но он  отказал в приеме поминальной записки,  якобы    армяне  это  не  совсем христиане, что  есть  разногласия  какие-то   в догматах   двух церквей. 
Не пропускает  церковь   мою  подругу  к  богу.
-Вытирайте слёзы  и  давайте  обратимся  к  богу  сами.Посмотрите на небо и произносите   вместе  со мной:
Упокой Господи душу усопшей рабы твоей Софии  и  прости  ей  все  согрешения,  вольные  и  невольные  и  даруй   ей  Царствие  Небесное. Аминь.
-Спасибо  Вам, легче на душе стало.Если  можно  побудьте со мной.
-С радостью.На  церковь  зла  не  держите.Кто  такой  священник  и для  чего  он  нужен? Есть  такая  наука,  которую  изучают  не  один  семестр  в  семинариях,  называется  «Пастырское  богословие». В  пасторство  входит  и  личная  индивидуальная  помощь  тем  людям,  которые  приходят  к  священнику.
Потому что на самом деле, человек  идет  к  Богу,  и священник  должен  сделать  всё,  чтобы  помочь  человеку  в  этой  встрече.
Приход  таков, каков  батюшка.  А  они,  священнослужители,   разные,  по-разному  понимающие  заветы  божьи,  по-разному  любящие  людей,  так как выходцы  они  из  нашей среды,  мы ведь  тоже  разные. Расскажу  по  этому  поводу  несколько  случаев  из  своей  жизни.

Я  росла  в те годы, когда   вера в бога   осуждалась. Икона  в  красивом   окладе,  помню,  все годы у бабушки   стояла  на  столике, но, хватившие лиха  родные, нас, детей, молиться  не учили  и  о боге  разговоров  не вели. Мы же  росли  пионерами,  комсомольцами.На  большие  церковные  праздники  нас  из  школы  отправляли  дежурить к церковной   ограде,  чтобы   верующие  прихожане  не  вели  в  церковь  детей, особенно  школьного  возраста.Одновременно  с  этим,  тайно   яйца  красили  и  пекли  пасхальные  куличи  в  каждом  доме,  даже  членов  партии.Вот с   марксизмом  – ленинизмом  в  голове я  и  вошла  в жизнь, в  горячке  дней  молодости  не  задумываясь о смысле  жизни. Да и некогда было: учёба, конференции, защиты работ, семейные хлопоты. 
В нескольких  километрах от   закрытого  полигона    предприятия, где  я  работала, находился г. Сергиево – Посад / бывший г.Загорск/.
С  двух  сторон  центральной  площади  города  были  две  достопримечательности.
Магазин «Березка», где  в  те   времена    импортный дефицит и ювелирные  украшения  продавались  только  в этих магазинах  за  валюту, поэтому  вход  был  разрешен   тем,  у  кого  она  была:   иностранным  туристам, которых  привозили  на  автобусах  из  Москвы  или  морякам  загран  плаванья. Вокруг  магазина  толпились,  жаждущие  материальных  благ.

Напротив   магазина  возвышался  крупнейший православный  мужской  монастырь  России:Свято- Троицкая Сергиева  Лавра, имеющая  свыше  700 – летнюю  историю.
В ворота Лавры   постоянным  потоком  шли   люди,  приходящие  и  приезжающие  с  разных  концов  страны.Они  жаждали   духовных  благ.

На территории  комплекса  располагалась  Духовная  семинария,   в которой  был  высокий  образовательный  уровень. В воскресные  дни там  проводились,    философского  плана,   интересные  беседы  с  прихожанами  на  разные темы.  Например,  одна  из  тем:«Прощение».В  ней  объяснялось, почему с такой легкостью мы просим  прощение, случайно толкнув  попутчика  в  автобусе , и  с  таким трудом  произносим  это  «прости»   за  серьёзные  проступки.
После  такого  общения  я  считала  всех  священнослужителей истинными проповедниками   христианства.
Жизнь  показала  ошибочность  этого  суждения.
Расскажу, почему  я  так  считаю.
Прошло несколько лет, новое место работы находилось  в  мало обжитом  месте,  все  связанное  с  церковными  делами  позабылось.
Моя  родная  бабушка  начала  болеть и попросила  приехать  попрощаться. При встрече  она  попросила   причаститься.
Договорились с местным  молодым  священником,  как  выяснилось  выпускником      Сергиев  – Посадской   Духовной семинарии.В назначенное  время  батюшка  приехал  по  указанному  адресу, провел причащение.После  его отъезда я  спросила  у  бабушки:
-Все ли было  так, как ты  хотела?
-Да,только  сам  батюшка  не  крепок  в  вере.
-Почему  ты  так  думаешь?
-Отказал в просьбе  приложиться  к  руке. Когда свирепствовал тиф, истинно верующие  духовные  служители ухаживали  за  этими больными, а  этот  испугался  заразиться.

Бабушка  была  права, в  здании  больницы – богадельни  Лавры
был в те страшные годы  создан  сыпнотифозный госпиталь, ухаживали  за  умирающими  больными    священнослужители.

-Следующий случай был связан  с  крещением  детей.Мама моя переживала, внучки  растут  не  крещенные, и  в  один  из  наших  к  ней  приездов, с детьми и предполагаемыми  крестными,  мы пошли в местную старинную церковь.Батюшка внимательно нас выслушал.
-Я  могу  выполнить  обряд  крещения,  но  у Вас  будут  большие  неприятности по  месту  работы. Люди  Вы  публичные  в своем  кругу, занимаете  высокие  должности.Требование  власти  к  каждой  церкви  таково,  что   мы  обязаны  записывать  все  данные  и  сообщать  о  проведенном  обряде.То, что Вы живете на расстоянии трех  тысяч  километров  отсюда, не  поможет.
-Как  же  нам  быть?
-Вы  уезжать   к  себе  домой   будете на   своей  машине. Почти  по  пути,    на хуторе  живет   старый  священник. Там  нет  церкви, я напишу  ему  записку,  попрошу   его  крестить  детей.
Так,  на  этом  хуторе, старенький   батюшка,  сняв  со стены  икону  и окропив  детей  святой  водой, провел  обряд  крещения. 
Их  ангелы  были  крестными, а бог  свидетелем.
-Не утомила я Вас?
-Нет, прошу Вас, рассказывайте.
-В  любимом  мною  Ленинграде,  так мне привычней  называть, летом  мы  любим  выезжать  на  залив.Место  это  уникальное,  зеленые   сосны,  серые,  но  такие  загадочные  волны  и  разбросанные  вокруг  валуны.Особенно  хороши  закаты.Там  нет суеты  отдыхающих,  поэтому  можно  насладиться  тишиной и красотой  природы.В один из таких летних вечеров мы встретили у  обжитого нами  валуна, пару.Парень  сидел на песке, а  девушка, укутанная  пледом  до песка,  возвышалась  над ним.
Белокурые  локоны обрамляли  её  красивое  лицо,  с  такими  очень   веселыми  глазами.
-Какая   Вы  прекрасная  пара,  приятно  на  Вас  смотреть,- невольно  вырвалось  у меня.
-Да, вот уже  год,  как мы  венчаны,  правда,   не с первой  попытки?
-Почему?
-Меня  зовут  Света, а это Ванечка.Ваня, был ранен в Афганистане, имеет  инвалидность,  но  может  передвигаться.Он сильный, легко  носит  меня  на  руках.Я, после перенесенного  в  детстве  полиомиелита, не хожу, вот  Ваня  и  катает  меня  на  коляске.Когда  мы  решили  венчаться, в  местной  церкви  батюшка   отказал, сказал нельзя  прихожан  беспокоить  нашим  видом.
-Я  не  мог  Свете  сказать  дома  правду  об  отказе  батюшки, тогда  первый  раз  я  привёз  её  сюда. Здесь  поклялись   быть  верными  друг  другу  до  конца  жизни. Свидетелей,  кроме  моря,  сосен,  валунов не было. Услышал  нас  бог или нет, не знаю.Но  спустя  месяц,  нас  друзья  повезли  в  старинную церковь  соседнего  города,  где  батюшка  провел  очень  красиво  обряд  венчания.С тех  пор,  здесь   наш любимый уголок.

-Все это я Вам поведала с тем, что  человек, придя в Церковь, вполне возможно, столкнется в ней и с холодностью, и с равнодушием, и где-то даже с грубостью. А с другой стороны, если проявит немного терпения, обязательно найдет в Церкви и участие, и любовь.