О романе Г. И. Милованова Далёкое и близкое

Светлана Корчагина-Кирмасова
В литературной студии «Марьинская муза» да и, пожалуй, в литературной жизни Москвы произошло знаменательное событие, которое нельзя не заметить. Летом этого года вышел в свет из печати роман-хроника московского прозаика и поэта Геннадия Милованова «Далёкое и близкое», изданного в ООО «Буки веди». Это многолетний труд писателя, состоящий из двух больших книг: 1-й том «Отец», 2-й том «Мать». Речь в них идёт об истории России на протяжении нескольких веков, об её многомиллионном народе и событиях, так или иначе отразившихся на его судьбе. Действия романа переносятся из одного города в другой, из одной губернии или области в другую, будь то Москва или Питер, Одесса, Тамбов или Рязань. Произведение охватывает не одну временную эпоху от середины XVII века правления царя Алексея Михайловича до середины XX века – первых послевоенных лет.
Много места в романе уделено переломным событиям в жизни российского народа: трём русским революциям и гражданской войне, коллективизации и Великой Отечественной войне. Перед писателем стояла сложная задача показать на примере своих далёких предков Миловановых и Конкиных  эпическое величие всего русского народа, его значимость, силу и жизнестойкость, в выпавших на их долю бедах и невзгодах. Мы видим, как неизбежно втягиваются судьбы главных героев романа в социально-экономическую и событийно-историческую жизнь российской империи и страны Советов.
Перед нами разворачивается во всей красе тяжёлая барщина в имениях помещиков Сабурова и Неронова, лихолетье антоновского народного восстания против большевиков, страшный голод 1921-го и 1932-го годов, бесчеловечная коллективизация и в результате её – полное обнищание крестьян Александровки, Иванкова и тысяч других российских деревень. Мы видим, как ломаются судьбы героев романа в тридцатые годы сталинских репрессий вплоть до самого начала Великой Отечественной войны. А в ней уже другое, молодое поколение идёт в смертельный бой с фашистами, вгрызается киркою и лопатой в промёрзшую землю на окопных работах под Рязанью и Москвой. И если мужчины самоотверженно воевали на передовой, то в тылу надрывались и голодали женщины и дети – ради общей Победы над врагом.
В романе чётко прослеживается основная сюжетная линия: несбыточность и невозможность человеческого счастья простого народа вне общественного бытия. Образ человека из народа раскрывается в разнообразных житейских сценах, а психологически ёмкие характеристики отдельных персонажей Миловановых и Конкиных и окружающих их людей вкупе с самобытностью жизни и поступков создают незабываемые картины поразительной силы воздействия на читателя. Чего стоит одно лишь описание смены власти в Одессе в смутное время гражданской войны через диалог Филиппа Конкина и его жены Сони. Сколько  тонкой иронии и неповторимого одесского речевого колорита в их словах! Изобразительная пластика писателя покоряет своей достоверностью внутреннего мира его героев, создаёт ощущение сопричастности ко всему, что происходит в судьбах этих людей. И невольно вспоминаешь своих предков, дедов и прадедов, прошедших то же самое горнило отечественной истории.
Произведение перестаёт быть повествованием только о жизни своих близких людей. Герои книги оказываются вовлечёнными в стремительную, полную драматизма, превратностей и коллизий жизнь, где тема России и русской земли, её богатой на события истории становится ведущей. Она является стержнем романа, образцом мужества, беззаветной храбрости и героизма народа в час нелёгких испытаний для него. Это с наглядностью проявляется в годы Великой Отечественной войны. Описание её – это особые страницы романа «Далёкое и близкое». Война внесла решающие изменения в судьбы героев романа и всей страны. Жёсткость, даже неизбежная жестокость, неподкупный реализм писателя заставляют по-другому взглянуть и осмыслить те уже далёкие и страшные военные события.
На помощь художественному повествованию писателю приходит публикация в книге документов, приказов и распоряжений командования, да и просто сопутствующая публицистика. Многолетняя, кропотливая работа в военных архивах позволила Геннадию Милованову показать в романе всю правду о войне, порою неприглаженную и нелицеприятную, находившуюся до недавнего времени за семью печатями цензуры. Так писатель смог поведать нам о героической смерти на фронтах войны своих родных предков Егора Милованова и Григория Конкина, а также многих других погибших и пропавших без вести бойцов, защитников Отечества.
По масштабности и значимости поставленных проблем, по объёму охваченного жизненного пространства, исторического материала и количеству лиц, реальных и выдуманных писателем, по глубине его осмысленности роман «Далёкое и близкое» представляет собой поистине монументальное эпическое произведение. Термин хроника обусловлен самим подходом и спецификой отображения событий в виде отдельных публицистических глав, приказов, решений и распоряжений верхних эшелонов власти страны, военных ставок и штабов, отдельных ответственных лиц, вставленных в художественный текст. Всё это настраивает читателя на более достоверное восприятие истории, рассказанной в романе. Они не отягощают текст, а наоборот, словно расшифровывают скупыми словами документов истинное положение вещей.
Язык романа лаконичен и понятен каждому русскому человеку, даже если его герои общаются на своём особом диалекте: рязанском и тамбовском, питерском или одесском – всё это Россия, наша родная земля. Как истинный певец красоты родной природы своей Отчизны Геннадий Милованов щедро дарит читателям пейзажные картины и зарисовки в романе, отвечающие  широте и величию России: от северной столицы Санкт-Петербурга до Одессы на берегах Чёрного моря, от просторов Балтики до острова Сахалина на Дальнем Востоке.
В романе-хронике «Далёкое и близкое» Г. И. Милованову удалось передать всю боль многострадальной земли русской в годину тяжёлых испытаний, всю силу поистине великого народа, восстающего после таких потрясений, словно Феникс из пепла. Восстаёт, каждый раз надеясь на счастливую юдоль свою и светлую жизнь в будущем. Примерно такую, какую создавал далёкий предок писателя иконописец дара божьего Михаил Милованов, расписывая церковь Николая Чудотворца в своём родном селе на Тамбовщине. Не зря же заканчивает Г. И. Милованов свой роман строками: «…и чтобы не прерывалась духовная связь поколений».

С этим произведением можно ознакомиться на персональной странице Геннадия Милованова на Проза.ру.