Остров невезения

Виктор Заремба
«ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ В ОКЕАНЕ ЕСТЬ, ВЕСЬ ПОКРЫТЫЙ ЗЕЛЕНЬЮ, АБСОЛЮТНО ВЕСЬ!»

В четверг Президент России В.В.Путин огласил Правительству и Федеральному собранию Бюджетное послание на 2013-2015 годы. Определена и зафиксирована финансово-экономическая стратегия нашего государства на предстоящие три года. 
Постараюсь вычленить существенные положения этого документа и сделать некоторые обобщения, не привязываясь строго к тексту послания, а обращаясь, прежде всего, к его основному  смыслу. 
В ближайшее время России, как полноценному, полноправному и восстанавливающему суверенитет субъекту мировой финансово-экономической системы, межгосударственных отношений и международного разделения труда, предстоит обеспечить поступательность, последовательность и непрерывность собственного внутреннего социально-экономического развития в изменяющихся геополитических условиях.
С первого взгляда, эти условия характеризуются ничем неограниченной свободой жизнедеятельности и самореализации людей, транспарентностью и открытостью границ, а при более глубоком рассмотрении - предельно жестко регламентированы надгосударственными властными монетарно-силовыми структурами через тотальный контроль денежных потоков.
В повседневной же реальности, да и по существу своему, нынешние геополитические условия являются напряжёнными, неустойчивыми, испытывающими многофакторную турбулентность, балансирующими на грани войн, кризисов,  катаклизмов  и  катастроф  различной качественной детерминации: финансовой, техногенной, социально-политической, межнациональной, межрелигиозной, межцивилизационной,  природно-климатической.   
Бюджетным посланием устанавливается, что финансово-экономические и социально-политические условия в нашей стране должны стать спокойными, комфортными  для жизни людей, благоприятными для актуализации социальной, трудовой, интеллектуальной, творческой и духовной активности всех субъектов гражданско-правовых отношений и делового оборота,  а бюджетная и  денежно-финансовая системы должны стабилизироваться,  выработать  твёрдые и достаточно долговременные нормы и правила,  вычленить  ключевые, ядерные,  приоритетные  направления  для  развития отраслей и территорий, обеспечив надёжное финансирование и контроль исполнения утверждённых планов и программ.
Поставленные Президентом России обширные, сложные и высокие по своему духу задачи, можно сформулировать и несколько другими словами.
В предстоящей трёхлетке, также как и в долгосрочной перспективе, в Российской Федерации надлежит создать такую организационно-управленческую, социально-политическую и финансово-экономическую среду, обеспечив при этом условия её стабильности и безопасности от негативного воздействия разнородных внутренних и внешних факторов, рисков, вызовов и угроз, чтобы для всех законопослушных участников экономической деятельности, действующих на территории России, существовали беспрепятственные возможности продуктивного воспроизводства капитала за счет эффективного управления активами хозяйствующими субъектами всех  форм собственности: частной, совместной, общественной, муниципальной, государственной (федеральной и региональной), международной.
Особое внимание в Послании уделено необходимости создания в стране гражданско-правового пространства, привлекательного и благоприятствующего притоку капитальных вложений и инвестиций на территорию России.  Акцентировано, также, внимание на таких важнейших и значимых задачах, как  снижение зависимости   российской экономики  от  продаж  нефтегазовых  активов на  внешние рынки, ориентация на высокотехнологическое производство и реализацию  продукции глубокого передела, позволяющую оставлять  в  стране значительно  большие,  чем в настоящее время,  объемы   доходов  от воспроизведенного  капитала.
Задачи подобного масштаба и уровня в реальности могут быть осуществлены только при условии согласованной, скоординированной  и  дружественной работы  всех  уровней и ветвей  власти,  общества и граждан.  И потому  устранение в  ближайшей  трёхлетке  существующих напряжений между народом, обществом  и  государством  приобретает для  достижения поставленных  в Послании  целей  исключительное, можно даже сказать, судьбоносное, значение.
Таким, примерно, образом, представляется мне суть президентского послания в максимально обобщённом виде.
Но причём же здесь такой игривый заголовок публикации, скажет придирчивый читатель?
А вот причём.  Наступил день,  следующий  за  днём  сообщения нам президентского послания, только что появился в информационных сетях  его официальный текст, как  в тех же сетях мне попалась информация о решении Банка России, отзывающего лицензию у одного из небольших, но уже двадцать лет существующего на финансовом рынке, банка Витас. Прочитал я и  опубликованную в Известиях статью известного предпринимателя, политика и общественного деятеля А. Тарасова  о причинах  неприятностей  в  этом  банке.  Так  как  лет пятнадцать назад со старым руководством этого банка я был знаком,  то заинтересовался, что же там такое случилось?
А случилось вот что.  Руководители банка нашли интересный и эффективный способ увеличения операционного капитала за счет государственных облигаций СССР 1982 года выпуска, федеральным законодательством Российской Федерации признанными частью внутреннего российского государственного долга.  Причем, учли они эти облигации по номиналу, то есть по максимально низкому их значению из всех возможных, хотя действующие законодательные и правительственные решения признают, что реальная ценность таких облигаций гораздо выше, и привязана сейчас к  так называемым  долговым рублям.
Прочитал я и официальный пресс-релиз Банка России о том, что Витас-банк  «…осуществлял операции по трансформации одних низкокачественных активов в другие».  Немедленно в голову влетела вопросительная мысль, неужели этими низкокачественными активами являются внутренние государственные долговые обязательства Российской Федерации?  А я чудак позавчера радовался, что кто-то из фичей или мудисов  повысил  суверенный рейтинг на российские государственные ценные бумаги. Да и как вообще российские финансовые государственные обязательства стали «мусорными»? Посмотрел план счетов Центрального банка. Нет, государственные обязательства Российской Федерации имеют очень высокий приоритет, считаясь высоколиквидными. Стал думать, а кто же отвечает по обязательствам  Российской Федерации перед кредиторами: Минфин или Центробанк? Оказалось – Минфин, а Центробанк может быть лишь агентом по исполнению этих обязательств. Мысли стали все более будоражить сознание. Все страны  жесточайшим образом стараются отстаивать свой финансовый рейтинг, особенно в настоящее пост- и предкризисное время. В голове возникли образы неплатёжеспособных стран: Исландии и Греции, снижающиеся рейтинги Португалии, Испании и Италии,  ухудшающиеся  показатели  крупнейших мировых банковских структур, влезших по уши в долги из-за высокодоходных и рискованных операций.
Но у нас-то внешний и внутренний госдолг самый минимальный из всех стран двадцатки,  международные активы – третьи в мире. Зафиксирован устойчивый рост экономики в течение последних лет. Уже в прошлом году, несмотря на недавний мировой кризис,  бюджет был закрыт без дефицита. Сальдо внешнеторгового баланса - положительное. Как же в таких условиях подтверждённые законом государственные обязательства России как правопреемника СССР стали низкокачественными, мусорными?
Начал изучать возникший  вопрос  глубже.  Сначала нашёл информацию, что Центральный банк считает, что из-за отсутствия специально утвержденной твёрдой цены на гособлигации 1982 года, они не могут быть в обращении. Но кто же приостановил их обращение? Минфин, Центробанк, Правительство? То есть сами должники?  А может быть сделать совсем наоборот: введите эти облигации в обращение, да и цена сразу появится. Есть и ещё много всяких методов определения реальной стоимости этих ценных бумаг. Нужно лишь надлежащим образом произвести их оценку в соответствии с международными стандартами.  Но, видимо, двадцати послереформенных лет для Центробанка и Минфина  не хватило, чтобы произвести такую оценку?
Продолжил изучать вопрос и нашёл, что, оказывается, такая международная оценка на облигации СССР 1982 года уже существует.  И выяснил я это, прочитав несколько решений  Страсбургского суда,  признавшего справедливыми иски ряда российских граждан о нарушении российским государством их прав собственности.  Конечно же, как и я, вы заинтересуетесь, какая же  сейчас стоимость облигаций 1982 года, определенная международными финансовыми экспертами в процессе рассмотрения исков Европейским судом по правам человека?  Приведу  один из вариантов: за пакет указанных выше ценных бумаг, номиналом в 3185 рублей решением Страсбургского суда определено, что Российской Федерации надлежит выплатить кредитору 4300 Евро. Так вот же где собака порылась?   
Оказывается, что реальная международная стоимость таких облигаций по сегодняшнему обменному курсу  примерно в 56 раз больше, чем их номинал. То есть за облигацию номиналом в 100  советских рублей  сейчас  можно получить чуть меньше, чем 5600 рублей российских.  Ничего себе  мусорные ценные бумаги!!!   Ишь ты,  Витас-банк,  вот на что ты замахнулся?!  Бей его, нечего  лезть в наше сокровенное имущество. 
И вспомнились строки одной из моих любимых сказок «Конек горбунок»: «…В силу коего приказа, скрыл с хозяйского ты глаза, наше царское добро, - жароптицево перо!?».   Но сказочный царь был гораздо прагматичнее  наших центробанковских чиновников. Увидев возможности Ивана и пожурив его, дал царь ему новое задание, одновременно повысив в чине. Но не так  поступают ныне наши цари. Вместо того чтобы  согласовать с Витас-банком правила управления указанными выше активами, определив приемлемые рамочные условия, чтобы не нарушать общие макроэкономические показатели и правила,  поддержать банк  за  творческий и эффективный подход, получить выгоду и для банка, и для кредиторов Российской Федерации, и для государства,  последовала команда на уничтожение банка. 
Вот Вам господин Президент Российской Федерации и пример  эффективного управления активами для динамичного воспроизводства капитала.
Но ведь сказанного выше мало. Последствия состоявшегося решения Центробанка документально зафиксировали его официальную позицию: российские государственные облигации для народа своего являются мусорными. То есть, не ждите люди от своих начальников благоприятного стабильного инвестиционного климата  в обозримые годы.  Не помочь, а убить банк нужно за законный, обоснованный, легальный и творческий подход в деятельности.
Проведём небольшой мысленный эксперимент. Предположим, что я был бы чиновником, ответственным  за управление внутренним долгом страны, и узнал о том, что  облигации СССР 1982 года были учтены коммерческим банком и включены в оперативный капитал, а Центральный банк увидел данную операцию.  В первую очередь, я бы спросил у Центробанка, по какой цене эти облигации были учтены банком, а узнав, что они учтены по номиналу, то есть по наименьшей из всех возможных оценок, попросил бы ЦБ незамедлительно выкупить эти облигации по цене учета.  Коммерческий банк, в таком случае, получил бы нужную для нормальной работы сумму, а Российская Федерация на эту сумму погасила бы свой внутренний долг по самой  выгодной цене. И коммерческий банк продолжил бы работу, и государственный долг стал бы меньше, что улучшило бы базовые финансово-экономические показатели страны.
Пекутся заграничные государственные руководители за свои суверенные рейтинги, стараются  отладить  финансовую систему. Еврокомиссары выделяют дополнительные средства банкам и странам, чтобы  оздоровить  экономику и финансы. Но не так у нас. У нас, структура, никак не отвечающая за госдолг по уставу своему,  вредит другой структуре – Минфину, – несущему полную ответственность за внешние и внутренние долги, оценивая внутри собственной страны государственные финансовые обязательства Российской Федерации как мусорные. Такого в практике зарубежных стран, к полноценному освоению которой  стремится наше государство, никогда ещё не было,  да,  думаю,  и  быть  не  может.
Вообще же, российские чиновники - странные люди.  Когда я участвовал как эксперт в работе комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия, мы рассматривали проект федерального закона о перемещении культурных ценностей.  Когда  перемещаются  культурные ценности через границу, они должны быть застрахованы, а для того, чтобы их застраховать, нужно эти культурные ценности оценить. Да и при осуществлении  обыденных функций  хранения  объектов и предметов  культурного наследия, их обязательно следует оценивать, так как без соответствующей оценки на каждый отдельный предмет хранения, за его потерю  руководители  музеев, библиотек,  архивов и запасников никакой ответственности не несут. Ведь при  утрате какого-либо экспоната по бухгалтерским бумагам  ущерб в денежном выражении  оценить невозможно. А потому и дела уголовного нельзя возбудить.
Так вот, когда в процессе обсуждения  закона я предложил для оценки культурных ценностей применять существующий Федеральный закон об оценке и оценочной деятельности (с минимальными поправками), в качестве возражения мне было заявлено, что для широкого применения оценки культурных ценностей нет специалистов-экспертов. Вот те на! По всей стране музеи, архивы и библиотеки  насущно требуют оценки для обеспечения надлежащего хранения культурных ценностей, а руководство Минкультуры  обосновывает ненужность оценки отсутствием необходимого количества экспертов. Да ведь это государственная задача. Сделайте заказ Минобразованию на подготовку нужного числа специалистов,   разработайте и согласуйте учебный план, да и решите проблему, вместо того, чтобы её не замечать, или уводить в тень, оставляя без решения.
И ещё один пример. В  библиотеке  хранится  бесценная древняя рукопись.  И вдруг она пропала, а при  поиске её следов оказалось, что она была списана решением директора. А обоснованием решения на её списание было то, что стоимость рукописи за несколько столетий полностью амортизирована, да и, кроме того, долгое время она не была востребована читателями.  А раз её учетная цена – ноль, да и не нужна она массовым читателям, её и нужно списать  без всяких забот.  Ну что за беда, если где-то в заграничных фондах она всплывёт как многомиллионная драгоценность?
Примерно так же обстоит дело и с упомянутыми выше ценными бумагами,  которые в структуре активов Банка России после 2005 года  перестали показывать как часть государственного долга. Но позволим представить себе вдруг, что  по какой-то неведомой причине  значительный объем облигаций бывшего СССР всплывёт как легальная собственность солидной международной компании и будет предъявлена к оплате российским властям по стоимости в 56 раз выше номинала?  И что же тогда будет говорить Центробанк о том, что именно он официально признал эти гособлигации мусорными, а раз мусорными, то и управлять ими не нужно, да и следить за ними тоже не царское дело. 
Мне представляется, что такое «эффективное» управление государственными активами вполне может заинтересовать С.Степашина, как руководителя Счетной палаты России.
Ну а то, что ЦБ угробил какой-то маленький банк,  выбросил на улицу  несколько сотен людей, лишил владельцев  многих миллионов рублей,  - и это не царское дело.  Пусть живут, как хотят, так как это их риски. 
А ведь признавая важность эффективной работы с долговыми обязательствами,  в Бюджетном послании Президента отдельно поставлена задача создания федерального агентства по управлению государственным долгом  России.
В «поддых» таким решением Центробанка Президенту России за его радение о российских активах и желание создать в стране благоприятный инвестиционный климат.
И звучит в сознании крылатая фраза Верещагина из бессмертного фильма «Белое солнце пустыни»: «…мне за Державу обидно».  И мне тоже за неё очень обидно.
Ещё несколько слов о деятельности Центробанка.  По экспертным данным  в последние годы  объем  выведенных из России валютных активов  путем сомнительных  банковских операций  превысил треть от суммарного объема оттока капитала.  По этим же данным  крупные и крупнейшие банки  подобными операциями  нанесли  ущерб государству в размере до 4 процентов ВВП.   
Вот бы где проявить Центробанку чиновничье рвение?   Но нет,  с самого начала своего создания в 1991 году  российская банковская система была настроена на вывоз капитала из России, а не на ввоз. И я полностью согласен с мнением Е.Федорова и С.Глазьева,  что фактически, главной задачей российского Центробанка, является представление интересов Федеральной Резервной системы США и международных финансовых корпораций, но никак не представление государственных интересов Российской Федерации.
А потому вполне логично, что с точки зрения позеленевших руководящих голов Центробанка, государственные обязательства Российской Федерации являются мусорными,  а народ российский, право собственности российских граждан, юридических лиц, вообще не заслуживают никакого внимания.
Теперь немного о проблемах несколько иного характера, но, в конечном счете,  приводящих к точно такому же результату, как нарушение базисных прав собственников. 
Совсем ещё недавно болотными силами  по заказу  внешнеполитических структур,  любящих организовывать смену правящих властей в других странах,  старательно расшатывалась политическая ситуация в нашей стране. Да и сейчас эта деятельность не прекращена, а «болотные» готовятся к новым атакам на власть. 
Скажите мне, пожалуйста, способствует ли агрессивная антигосударственная либералистическая активность становлению благоприятного инвестиционного климата в стране? Ответ, как говорится, риторический – конечно же, нет.
Зададимся мы подобным вопросом в отношении управления внутренним государственным долгом России. Способствует ли  нарушение прав собственности граждан, владеющих ценными бумагами, отнесенными законом к государственным долговым обязательствам, тому, чтобы  отношения граждан и государства стали бы доверительными и доброжелательными? И этот вопрос, конечно же, риторический.  Не может массовое нарушение прав собственности российских граждан со стороны государства порождать  отношения взаимного доверия и партнерства.
Вполне возможно посмотреть на решение Центрального банка в отношении Витас-банка и с такой стороны.  Наверняка можно быть уверенными, что центробанковские служащие хорошо считают цифры. Но то, что они не видят социально-политических последствий от своих непродуманных решений, так уж это точно. Если вчера ещё проблема погашения долгов, перешедших от СССР к России, находилась в тени, то теперь она выбралась, можно сказать, вылетела на свет Божий.
Если ещё вчера иски к российскому государству, нарушающему права граждан, имеющих в собственности государственные долговые обязательства, были единичными, как и решения по этому поводу Европейского суда по правам человека, то теперь можно предвидеть создание серьезных финансово-юридических компаний, которые будут профильно заниматься защитой  прав обманутых кредиторов России, подобно тому, как это делается с правами обманутых дольщиков, инвестировавших свои деньги в строительство жилья, либо вкладчиков в финансовые пирамиды. Вполне могут появиться и специализированные финансовые компании, дочерние от крупнейших мировых инвестиционных банков, подобные тем, что были  созданы когда-то для массовой скупки российских рублёвых ГКО накануне дефолта 1998 года, и существенно поспособствовавшие его возникновению.
Теперь Центробанк своим официальным решением, признавшим гособязательства России низкокачественными, то есть «мусорными», системно активизировал такую работу, резко обострив ситуацию с держателями различных ценных бумаг, отнесённых федеральным законом  к внутреннему государственному долгу России.
Подведём некоторый итог.  От решения ЦБ госдолг не уменьшился. Работа коммерческого банка Витас разрушена. Сотни людей в ближайшее время окажутся на улице.  Собственники государственных  долговых  бумаг, то есть кредиторы нашей  страны,  получили мощный  сигнал, что  государство отдавать долги не собирается и, что защиту нужно искать где-то на стороне. Доверие к финансовой политике государства у многих людей подорвано,  а восстанавливать теперь его нужно годы.  Иностранные инвесторы увидели, что  высшие финансовые  круги  России считают собственные государственные  обязательства «мусорными», так как же можно ожидать, что они  будут серьезно относиться к  инвестициям  из  других стран.
Международные рейтинговые агентства  зафиксировали пренебрежение и фактический отказ России от своих долговых  обязательств по отношению к собственным гражданам, что вполне может сказаться на суверенном рейтинге международных ценных бумаг России, не говоря уже о том, что  такой факт  коренным образом нарушает важнейшие правила функционирования мирового финансового рынка.
Заключение.  Бюджетное послание Президента Российской Федерации  В.В.Путина на 2013-2015 годы настоятельно требует от всех ветвей и уровней власти создания таких условий, чтобы  Россия  стала  спокойным  и приветливым  финансово-экономическим морем, в котором будет тепло и уютно всем: и гражданам, и обществу, и российском народу, а также всем, кто вознамерится приехать к нам,  направив свои усилия и средства на развитие нашего государства.  Чтобы на любом жизненном островке  нашей необъятной страны произрастали бы такие условия, как описаны в чудесной сказке А.С.Пушкина о царе Салтане:
        «…В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;»
Но для того, чтобы в реальности достичь озвученные в Бюджетном послании цели, необходимо самым кардинальным образом перестроить отношение чиновников к своим обязанностям,  направив их на позитивное решение вопросов, в том числе и проблемных,  а не на создание искусственных барьеров и препятствий, позволяющих ежедневно и ежечасно извлекать свою личную выгоду из своей чиновничьей должности.  А сделать это быстро очень трудно, что ясно показывает рассмотренная ситуация с отзывом лицензии у  небольшого коммерческого банка, вместо того, чтобы сообща проанализировать проблему и конструктивно разрешить её,  получив пользу и для  банка, и для государства.
Но не на это, видимо,  настроены  позеленевшие  от  рекордных валютных активов чиновничьи головы,  всяким своим действием в мало-мальски проблемной ситуации  уничтожающие любые проявления творческой инициативы работников контролируемых ими  организаций. 
Российская финансовая система только тогда будет эффективной и полезной для собственного народа, общества и государства, когда она станет живой, творческой, ориентированной на действительные нужды людей: как обычных рядовых граждан, так и всех законопослушных участников  делового  оборота.
29.06.2012. 22:44:55