Математика, Физика или Биология?

Марина Бех
К урокам биологии школьники, да и взрослые нередко, относятся весьма легкомысленно. Особенно в младших и средних классах. Цветочки, птички, кошечки, рыбки… Всё понятно, руками можно потрогать, глазами можно увидеть. Это вам не Математика!

Администрация, зачастую уроки биологии ставит последними, вроде как на них, и отдохнуть можно. Отдохнуть, слава Богу, после трудов праведных!   

Вот с таким мнением и доживают ученики до старших классов, где окунувшись в прелести «Общей биологии», топнут они в болоте «биологии молекулярной», а символику и задачки «Генетики» встречают, как будто чуждый японский язык, не пытаясь даже вникнуть в элементарное.
 
Поэтому уже с пятых классов, время от времени, я напоминала детям, – Биология наука сложная. Она требует к себе должного внимания. Упустишь что-либо, не поймёшь, потом начнутся проблемы на пустом месте… Особенно у тех, кому придётся сдавать ЕГЭ по биологии.

И, в подтверждение, сказанного выводила логическую цепочку взаимозависимости предметов естественного цикла: «Математика – это Математика. Физика – это математика плюс то, чего нет в математике. Химия – это математика и физика плюс то, чего нет ни в математике, ни в физике. Биология – это математика, физика и химия, плюс то, чего нет ни в математике, ни в физике, ни в химии».

– Вы поняли? – спрашивала обычно своих учеников, – поняли, или нет?
– А если она мне не нужна, и ЕГЭ сдавать не собираюсь? – парировала Лиза, юная поэтесса, победительница литературных конкурсов.
– И мне она ни к чему, – прибавлял Юра, мечтающий быть художником.

– Кому-кому, а вам обоим биология нужнее нужного. Тебе Лиза, чтобы глупых биологических ошибок в тексте, не допускать. Вроде тех составителей кроссвордов, что слепня с оводом путают и тех авторов, у которых из споры цветы с ягодками вырастают. А тебе, Юра, биология пригодится не только для рисования тела животных и человека, но и затем, например, чтоб пауков не с шестью, а с восемью ножками рисовать, если попросят книжки для детей оформлять.
 
– А мне папа говорит, – с третьей парты поднимается мальчик, у которого отец в строительном институте работает, – чтоб я учил особенно тщательно математику и черчение. Хочу строить дома. Разве для этого нужна будет мне биология?
   
– Присядь, Алёша. Для того, чтобы тебе укладывать кирпичи, она, биология, может, и не пригодится. Но ты очень хочешь быть каменщиком?
– Нет, я хочу конструировать дома.

– Я так и знала, что ты хочешь проектировать здания. А для этого… Впрочем, послушайте истории. И ты и все, особенно, любители математики, те, кто ещё сомневается, нужна ли ему будет биология.

В одном испанском городе построили огромный современный стадион из бетона и стекла. Красивый он получился. Но радоваться жителям пришлось не долго. Через год крыша купола растрескалась. Опасно стало тренироваться в нём, опасно проводить соревнования. Закрыли стадион на ремонт, пригласили архитекторов, которые это здание придумали. Показали им на трещины в потолке.   

Задумались архитекторы: «Вот куриное яйцо. Скорлупка тоненькая, а курицу, которая насиживает цыплят, выдерживает, не трескается? А у нас на куполе никого нет, а трещины пошли. Почему?» Обратились архитекторы к биологам: – В чём секрет? Почему скорлупки яйца не трескаются от веса курицы?

Биологи рассмеялись, но архитекторов обижать не стали, не напомнили они им, что в школе биологию не уважали. Сварили яйцо в крутое, очистили его и показали скорлупки.

– Вот, видите, – биолог подцепил ногтём тонюсенькую плёночку и, отделив её от прочной скорлупы, показал архитекторам, – она и укрепляет яйцо, делает его прочным настолько, что и курицу выдерживает.

Архитекторы поняли, внесли в проект изменения, дополнив его ещё одной деталью – большой цельной плёнкой. Расписали они, как должна крепиться плёнка к внутренней стороне потолка, а строители выполнили указание проектировщиков. Здание стадиона укрепилось, и потолок больше не трескался.

***

Я смотрю на часы.
– Время есть, пожалуй, расскажу вам ещё историю про муху и математиков, – сообщаю я детям.

История эта произошла очень давно, компьютеров тогда не только домашних не было, но и не в каждом институте стояли они. В одно конструкторское бюро, где автоматы разные создавали, залетела в открытое окно муха, крупная, зелёная. Летит и жужжит, сядет – тишина. Опять поднимется в полёт – жужжит противно, мешает сотрудникам сконцентрироваться. А задание у инженеров – сложное. Нужно придумать агрегат, который за трубами разными мог бы ухаживать: красить, мыть, пыль вытирать. Да не простыми трубами, а заводскими, которые высоко под потолком расположены, человеку туда трудно залезать, к тому же трубы могут быть и горячие. А здесь муха отвлекает, жужжит и жужжит. 

Вдруг тихо стало, село двукрылое на потолок и сидит вверх ногами.
– Почему она не падает? – спросил один сотрудник, – согласно закону  гравитации?
– Да у них на лапках щетинки, – отвечает ему другой, – они этими щетинками и цепляются.

Первый сотрудник был как Фома неверующий, любил всё сам проверять. Поймал он муху, может и не ту, что на потолке сидела, а другую, что под руку подвернулась. Измерил её всю: лапки, волоски, тело, взвесил мушку. И принялся по математическим формулам рассчитывать.

– Нет, согласно расчетам, не может сила сцепления удержать вес мухи, – заключил он.- Здесь, какой-то секрет.

Среди сотрудников был один инженер, любитель природы, для души фотографировал он бабочек и жучков. А что бы уточнить, кого он фотопоймал, инженер консультировался со своими  друзьями – настоящими учёными-биологами. Вызвался этот сотрудник спросить у своих друзей-биологов о мушином секрете.

На следующий день приходит и рассказывает, то, о чём ему учёные поведали: – Оказывается, не только щетинки на лапках помогают прикрепляться мушкам к поверхности, но и липкая суспензия, которая образуется из выделившейся жидкости подушечек-желёзок, что на лапке находятся.

– Так они прилипают что ли? – перебил его инженер-«Фома неверующий»
– Да, что-то вроде этого. Поставила муха лапку, по нерву сигнал – биоток проходит – «жидкость, застывай». И муха намертво приклеивается ножками к поверхности. А если подается нервный импульс на отрыв лапки от поверхности, то твердая субстанция мгновенно превращается опять в жидкость.

Разобрались инженеры с мухой, а потом совсем быстро свой агрегат-костюм придумали, очень схожий по функциональной механике с мушиным секретом. Надевает такой костюм человек и может не только по трубам и по потолку вверх ногами ходить и не падать, но и выполнять разные действия.

– Марина Степановна, расскажите ещё, расскажите ещё…
– Ребятки, времени уже нет, звонок сейчас прозвенит. А домашнее задание вам такое. Найдите материал о замечательной науке бионике. Выясните, что она изучает и как биология помогает химикам и техникам, авиастроителям и электронщикам, мореплавателям и архитекторам?

– Я! Я! Я! – зашумели  школьники, перебивая друг друга.
– Тихо, тихо материала много, всем хватит, – успокаиваю класс и добавляю, – Физика – конечно, да. Великая вещь, но биология – именно она сейчас определяет движение цивилизации, сами физики в этом признаются... 


Фотографии из интернета. Коллаж автора.