Памяти А. И. Крылова - дирижера и просветителя

Тамара Меликова
 


Божественное сопрано, льющееся из-за массивной, старинной двери актового зала института,  было  таким волшебным и неожиданным, что я невольно, желая не только слышать, но и увидеть  исполнителя, приоткрыла дверь.
 Так я попала в мир высокой музыкальной культуры,  созданный Александром Ивановичем Крыловым.

Александр Иванович  Крылов родился 25 ноября 1918 года в деревне Мордвино Гжатского района Смоленской области в крестьянской семье. В 1930 году  семья переехала в Ленинград.
После окончания школы Александр Иванович поступил в Музыкальное училище при Ленинградской консерватории /ныне СПбМК им.Римского Корсакова/, которое закончил в 1939году и в этом же году был призван в ряды  Советской Армии.
С первого и до последнего дня был в  действующих частях  Южного, Воронежского и первого Украинского Фронтов. Награжден орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны» 1 степени, медалями «За отвагу», «За доблестный труд  в Великой Отечественной войне».
В 1945 году, демобилизовавшись, он возвращается в Ленинград.
Все годы на войне любовь к музыке только укреплялась в нем.
Он поступает, и с отличием заканчивает, Ленинградскую консерваторию и аспирантуру по классу  хорового  дирижирования.
Еще будучи студентом консерватории,  в 1951 году , он создает студенческий хор в Ленинградском Технологическом институте им. Ленсовета    /ныне Санкт-Петербургский государственный технологический  институт / Технический  университет/ .
За четыре года хор вырастает до 140 человек.
В 1957г. он становиться художественным руководителем и дирижером еще одного студенческого коллектива- хора Ленинградского Электротехнического института  им.В.И. Ульянова /Ленина/,  ныне это Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.
С тех пор началась тесная дружба двух коллективов. Оба хора являлись лауреатами многих конкурсов  и  фестивалей   городов  Всесоюзного, Республиканского и Международного значения.
Коллективы   много выступали в оперных театрах  и на сценических площадках  разных городов:     Санкт-Петербурга, Екатеринбурга,  Вильнюса, Улан-Удэ,  Киева, Одессы, Харькова, Львова, Таллина, Риги, Каунаса, Минска ,Нижнего   Новгорода,  Волгограда, Печер, Дрездене, Кракова, Мейсена, Белгорода, Будапешта, Гданьска  и др.
Активная концертная деятельность и высокие творческие достижения обоих хоров были отмечены званиями «Народный коллектив».

Заслуга Александр Ивановича  была не только в   высокой степени музыкальной грамотности  лично.Будучи просветителем, он много сил тратил на воспитание правильного понимания музыкальной композиции. 
Репетиция новых произведений начиналась с разбора смысла песни: о чем она, что хотел выразить композитор, о чем  говорит автор. Проговаривались слоги всех слов, добивалось грамотное произношение.Жесткое требование  правильного исполнения  всех нюансов – пиано, но так, чтобы  каждый тихо спетый звук был услышан на последнем ряду, а форте, да это громко - но это не крик, а  сила, мощь  голоса. Он закладывал в нас не только культуру пения, но и  облика  сценического поведения. Нам, студентам тех,  небогатых материально, лет, были пошиты  по меркам каждого, в лучших ателье  города, сценические костюмы -  девушкам платья, ребятам костюмы, изготовлены индивидуально туфли.Это были первые в нашей жизни дорогие наряды. Выделялись средства на  поездки   благодаря его  авторитету,  при этом я не помню разговоров  на тему денег. Одухотворенный человек  он был окружен  такими же помощниками: Лысенко И.С. – хормейстер, владеющая небесным сопрано, прекрасными аккомпаниаторами  - Лаурсен З.А.и Щербакова И.К.

Выпускники вузов, после  распределения, территориально имеющие возможность ездить на занятия, продолжали заниматься  в хоре, передавая традиции коллектива новеньким,  такими были супружеские пары: Майковы, Логиновы, Егоровы.

Удивительно было то, что никогда Александр Иванович  не позволял  себе унизить, оскорбить  словом, жестом.  Недавно  в одном  из Вузов города   услышала эпитеты преподавателей в адрес студентов: «бездарь,  тупица, дебил».

Расскажу один случай, как пример его тактичности.Мы приехали в Ригу  для участия в фестивале, петь  должны были в органном зале  Домского   кафедрального  собора.Выступать мы должны были  на следующий день, на вечер дня приезда была назначена репетиция.Александр Иванович разрешил  нам   до пяти часов вечера быть свободными.Прекрасные кварталы старой Риги манили  интересной архитектурой, уютными  кафе, где подавалось кофе, сваренное при тебе в турке  из  дурманящих, только что смолотых зерен.В те далекие годы все это было  редкостью.Было и много сортов мороженного, и  в том числе фруктовое мороженное, которое мы увидели впервые.В Ленинграде было наше очень вкусное мороженное, но такого, фруктового цветного, не было.И мы не удержались  от соблазна попробовать эту новинку, оправдывая себя тем, что мы только капельку попробуем.Вечером на репетиции,  вместо  пения, мы смогли только сипеть.Всю жизнь я помню, на наш такой безответственный поступок молодости, реакцию Александра Ивановича.Только лицо, его глаза, показывали  огорчение, и оно было выражено в такой степени, что лучше бы нас он отругал.Всю ночь мы занимались   снятием воспаления голосовых связок  всеми методами, на следующий день на утренней репетиции  мы прекрасно солировали, под добрейшую улыбку нашего любимого учителя.Вечером  выступление прошло  прекрасно, мы получили  звание «Лауреатов    фестиваля».
В ноябре 1998 года  в зале Капеллы Санкт-Петербурга с большим успехом прошел концерт посвященный 80-летию мастера.
В апреле 1999 года Александр Иванович  ушел из жизни. 
 В оперных   театрах  Санкт-Петербурга, Вильнюса, Улан-Уде , Екатеринбурга  и других , а также в музыкальных Вузах, училищах работают его ученики, которых он подготовил свыше 60 человек.Большое количество бывших студентов  и  слушателей  благодарны  талантливому, работоспособному, настоящему интеллигенту и ценителю музыки за встречу с ним.