Мы родом из школы

Наталья Суркова18
...быль...

Рассказ подготовлен к участию в Литературном конкурсе «Мы родом из школы» http://nk.rgub.ru/

  Школа…Наверно, школа оставляет след в душе каждого человека: это и первый раз в первый класс, первая учительница – почти как мама, первая буковка-закорючка, слёзы за первую двойку, переживания по поводу родительских собраний, шумные походы и яркие пионерские костры. А первая линейка? А первая влюблённость, как мягкая игрушка, к тому мальчишке, который сидит за соседней партой? А выпускной вечер: волнующий, чуток грустный и очень красивый? Всё это запоминается, так или иначе остаётся в памяти.
   Училась я как раз в 80—90 г.г. в школе №1 рабочего посёлка Линёво, Новосибирской области. Классов-параллели тогда было много, и учеников в классе – тоже. Я училась в классе «Д» (то есть первых классов было 5), и учеников нас в классе 32. Класс был шумный, весёлый, а вот дружили «кучками», по нескольку человек. Но никогда не было ни ссор, ни ругани, ни драк между одноклассниками.
   Сейчас живу в г. Новосибирск, но свои школьные годы помню очень хорошо.
Мои школьные воспоминания расплываются в недоумении и непонимании – что происходит? Родители тогда отмалчивались над вопросом: «Почему мы больше не носим красный галстук?», а учителя подобную тему быстренько переводили на школьный процесс, на уроки – примеры и задачи. Никто ничего нам не объяснял...
    Первое яркое воспоминание – это приём в Октябрята. Первые месяцы в школе благоговейно, даже с удивлением, ждали, когда нам позволят носить на груди такую яркую звёздочку, которая непременно определит нашу принадлежность к школе, к заветной Красной комнате. Мы еще не знали, даже сами себе не могли объяснить, почему нас так называют, но всё же уже сейчас стремились участвовать в различных делах, совершать хорошие поступки, всё знать. Помню как мы – малышня – подходили к этой комнате, следили за шумной стайкой школьников постарше, которые за столом под Красным знаменем обсуждали что-то такое, наверняка очень интересное, но пока нам не дозволенное.
   И вот, входим в школу и сразу замечаем необычность. В холле перед входными дверями, около огромного бюста Ленина, стоят неподвижно старшие школьники в галстуках. Везде чувствуется торжественность. Играет какая-то музыка, напоминающая марш. На этажах выше – суета, в классах тоже. Все мы, девочки – в белых фартучках, мальчики – в костюмах, волнуемся. С кем-то из учеников рядом его родители, кто один, жмётся к учительнице. А какая наша учительница сегодня красивая! Нарядная, очень ласковая и добрая, она улыбается и всех гладит по голове. Я помню имя первой учительницы – Походящая (Гарнецева) Юлия Ивановна. И вот торжественный момент. В актовом зале пионеры закрепляют на наших нарядных формах яркие значки и поздравляют нас такими словами:
«Вы активные ребята,
Потому что октябрята.
Октябренок, не забудь –
В пионеры держи путь».
Потом у нас торжественная линейка в холле школы и мы расходимся по классам. И весь день, да что там день!!!, я трогаю свою звёздочку, не снимая, держу её в кулачке.
Теперь мы наравне с пионерами принимали активное участие в жизни школы. Вожатая нашего класса познакомила нас с расписанием Красной комнаты, с её делами и поручениями. Мы небольшими группками приходили на собрания и вели дневники своих дел и поручений. Подходили к этому делу очень ответственно. Делились друг с другом и  теперь уже ждали принятия нас в пионеры.
   И пока мы ждали этого события случилось первое непонимание… Я закончила третий класс, а перешла сразу в пятый. Зачем и для чего, а главное кому нужен был такой эксперимент – не знаю. Да и эксперимент ли это был? Но четвёртого класса у меня не было. Но при этом было 11 классов, хотя ещё тогда и сохранялась 10-летняя система обучения.
   Плавно минув четвёртый класс, я перехожу в пятый и вот - звонок на урок! Теперь-то мы уже знаем, что совсем скоро нас будут принимать в Пионеры. И опять торжественность момента и с нами рядом уже другая классная руководительница, которая была с 5 по 11 класс – Иванова Антонина Симоновна. Сколько новых впечатлений, оказывается, таил в себе пятый класс! Это и новенькие в классе, надо осмотреться и привыкнуть, это и новая учительница, а сколько новых предметов, а как непривычно переходить из класса в класс… Уже устаём от этого многообразия и кое-кто из девочек спускается на нижние этажи, в «гости» к первой учительнице, в свой, когда-то такой родной, класс. Но со звонком приходится идти наверх, в старшие классы, и снова и снова эта школьная, весёлая суета.
   Торжественная линейка по случаю принятия в Пионеры проходит в актовом зале нашей школы. А потом мы, школьники, весь день учимся завязывать узелки на ярко-алых галстуках. А дома… дома-то сколько волнений по поводу галстуков!!! Каждый вечер галстук выглаживала мама и аккуратно перекидывала на спинку стула. А утром перед зеркалом я сама завязывала галстук на узелок. И всё проверяла и проверяла – правильно ли, красиво ли, аккуратно ли…
  Но опять эти воспоминания сменяются совсем другими. Теперь огромный бюст Ленина, что стоял в холле школы и перед которым проходили торжественные линейки, стоит как убогий, в дальнем углу гардероба. Через некоторое время он уже был изрисован весь чернилами и потом мы увидели этот школьный памятник за школой, там, где были подсобные помещения. И параллельно с этим школьники перестали носить красные галстуки. Это было ещё одно недоумение, непонимание из школьных лет. Никто нам, школьникам, ничего не объяснял, но с этого момента в школах перестали проходить торжественные линейки, Красная комната просто исчезла. В это же время из школы «уходит» и школьная форма. Теперь можно ходить в свободной одежде. И вообще теперь школа сама по себе стала более свободной!
  Все эти изменения и непонимания происходили  со мной пока я училась в школе с 1 по 5 класс. Тогда, в силу своего детского возраста, я и мои одноклассники ещё ничего не понимали в этом слове «перестройка», лишь по прошествии некоторого времени можно сказать, что пережили пик действительной перестройку не просто в школе, но и в стране…