Старик Ли

Павел Ильич
Представьте: носите вы черную майку с накрест перечеркнутым кругом. Казалось бы, смысл осознать трудно, но есть одно «Но». Вы в ней идете по улице, а проходящие люди смотрят на вас с неким удивлением. Подчас не скрывая насмешек и громких фраз. Но здесь вам на встречу идет пожилой, ничем не примечательный старик. Увидев вас, он прищурил глаза и остановился, дабы рассмотреть до боли интересный наряд. Заметив на футболке ранее знакомый знак, он улыбнулся. Он, наконец, испытал давно забытые чувства. Искренние чувства. Чувства давно минувших лет… Время, когда он диктовал правила.
 
- Вы что-то хотели спросить? – проговорили вы, заметив удивленный взгляд старика.
- Здравствуйте. – промолвил старик.
- Вам чем-то помочь?
- Простите, вы не ответите на один мой вопрос?
- Без проблем.
- Вы знаете, что означает знак на вашей футболке?
- Конечно же, знаю. Я много читал о нем.
- Поверьте мне: все, что вы об этом читали – сущая ложь. 
- С чего вы взяли?
- Согласен, информации на эту тему много. Большое количество материала: книги, статьи, фильмы. Есть даже запись голоса.
- Но (!), почему это ложь?
- А с чего вы взяли, что это не ложь? Ведь, если вы хорошо вникли в суть написанного, вам было не трудно догадаться, что человек, придумавший этот знак, не простой смертный. А правительство людей, которые им мешают, всегда делает убийцами и немыслимыми садистами.
- Он был маньяк. Этим все сказано. Правда, возможно, именно он научил людей ценить свою жизнь.
- Да, в этом он был хорош. Не хотите выпить чего-нибудь в баре напротив?
- Давайте.
 
Бар был небольшим заведением, в стиле давно забытого ретро. На стенах висели стеллажи с книгами классиков,  наклеены фотообои, виниловые пластинки, фотографии Мерлин Монро и т.п. В зале мерцал тусклый свет, а в углу заведения играл саксофонист.  Хорошая обстановка для отдыха после долгой рабочей недели.

Старик тем временем, что-то бурчал себе под нос и часто бросал на вас странный и угнетающий взгляд. На протяжении всей дороги к бару, вы обменялись лишь парой тройкой слов. С виду он был немногословен, но его внутренний мир, казалось, мог рассказать многое.

- Вы что -нибудь закажите? – поинтересовались вы.
- Пожалуй, чашку горячего чая.
Вы заказали два  чая и принялись разглядывать помещение бара.
- Хорошо здесь. Уютно. – промолвили вы не оборачиваясь на старика.
- С этим не поспоришь. Хорошее заведение.
- Вы курите?
- Да, и понимаю, что это пагубно. – ответил старик и подкурил сигарету.
- В наше время много чего пагубного. Как вас зовут?
- Зовите меня Ли. Просто, и запомнить легко.
- Очень приятно, Ли. Я Джек.
- Взаимно, Джек. Почему вы так ним увлекаетесь?
- Все дело в том, что я журналист. А как вы понимаете, журналисту тяжело справиться со своим интересом. Им я увлекся несколько лет назад, когда в редакции поднялся вопрос о истории газеты.
- Тогда-то вы и узнали о сумасшедшем маньяке?
- Именно. Да и тема достаточно интересна. Материала много, черпать есть откуда.
- Вы писали о нем?
- Да. Я написал несколько статей и выпустил небольшой редакционный проект на эту тему.
- А книгу о нем не хотите написать?
- Честно говоря, мысли были. Только о чем писать? Сущность преступника раскрыть тяжело. Особенно, если этот человек остался «инкогнито» для всего мира.
- Возможно, Джек, он не такой уж «инкогнито», как вы считаете. 
- С чего вы взяли? Ведь личность не раскрыта, а итог нераскрытой личности прост – загадка.
- Если вы хотите что-то узнать - спросите у меня. Я постараюсь ответить на все ваши вопросы.
- Откуда вы о нем знаете?
- Это долгая история, Джек.
- А я сейчас закажу нам что-то выпить, и мы сможем нормально обсудить эту тему.

Джек заказал бутылку виски и закуску в виде тонко нарезанных кусочков рыбы. В то время старик Ли курил и смотрел, как к потолку поднимается тонкая линия дыма из сигареты. Два новых приятеля выпили по стопке жгучего напитка и взглянули друг другу в глаза. В этот миг Джек не увидел в его глазах ни страха, ни печали. Он не увидел в них ничего. В них была пустота.

- Итак, Ли, откуда вы знаете о нем? – достав блокнот, Джек начал что-то записывать.
- Пора уже перестать говорить о нем, как о чем-то очень устрашающем. Зодиак. Ведь его знают многие, не так ли?  С ним я столкнулся еще пятьдесят пять лет назад. Я работал в полиции. В то время мир еще пытался оправиться после убийства Кеннеди. Как раз тогда-то впервые и появился Зодиак. Честно говоря, его никто не воспринял в серьез. Ведь кто из нормальных людей будет писать об убийстве в местную газету? Его посчитали психом, не более.
- Психом он и был. Правда, не все больные могут так четко излагать свои мысли на бумаге.
- Вы правы, Джек. Ведь его письма написаны от руки, а почерк, как сказал графолог, был спокойным. Почерк уравновешенного человека, знающего толк в науке и криптограммах. Первое письмо было достаточно абстрактным. Оно не дало нам ничего из того, чем можно было апеллировать в деле о серийном убийце.
- Я знаю, что с письмом пришел шифр, вы его пытались разгадать?
- Естественно. Но какой толк в криптограммах может знать простой полицейский? Мы не использовали дедуктивный метод, как в книгах о Холмсе. Мы пытались найти его. Но первая шифровка все же была разгадана.
- Вам это что-то дало?
- Общим счетом, ничего. Он подтвердил наше мнение о том, что он просто заигравшийся псих.
- Я считаю, что он хороший актер. Вы со мной согласны? Ведь играл он на публику, а с уровнем его социопатии это было сделать тяжело. Ведь он-то ненавидит людей.
- Актер он от Бога. Это так. Играл он, правда, с нашими нервами.
- Ли, в книге я бы не хотел приводить очевидные факты. Расскажите мне о смысле его писем. Что он смог донести вам? Что он помог вам осознать? Ведь он славится своей некой проницательностью. Говорили, что многим он помог встать на правильный путь.
- Знаете, читая его письма, я каждый раз понимаю насколько он необычный человек.  Я не считаю его больным и «скитающимся между адом и раем». Он это перерос. Многих людей он натолкнул на истинную любовь. На то, что нужно дорожить семьей и человеческой жизнью. Все эти изречения, что он убьет детишек и Пола, просто пыль, которую он пускал в глаза читателям. Смысл был намного глубже. Проститутки, семья, любовь – вот истинный Зодиак. Он ненавидит проституток из-за того, что они дарят ему радость; он ненавидит семьи из-за того, что у него нет семьи; он не верит в любовь, потому что любовь – это шутка Богов.  Как писали в одной из статей, он один в этом мире.
- Я бы не сказал, что он один в этом мире. А сколько после него появилось последователей его «творчества»? Это, кстати, уже не особо адекватные люди. Они смотрят на мир несколько затуманено. Они думают, что понимают суть, но это всего лишь игра их воображения.
- С воображением у них туго. Они примитивны. Они та, другая, сторона медали. Вот и все. Смысл им осознать невозможно. Ведь те чувства, которые они переживают в жизни – это только поверхностное удовольствие. Они верят в любовь, но не любят. Они заводят семьи, но изменяют женам. Они ходят к проституткам, чтобы осознать свою никчемность. Каждый из них уже давно поставил себя на одну ступень с Зодиаком. С ценителем человеческой жизни, а сами в это же время не ценят свою, собственную жизнь.
- А вы научились ценить свою жизнь?
- А что мне ценить? У меня не было семьи и детей. Я один в этом мире нескончаемых надежд на лучшую жизнь. Я остался один, когда потерял своих читателей.
- Читателей? Я вас правильно понял. Вы….
- Ты правильно понял, Джек. Только не нужно громких криков, мол, вот он. Обойдемся без этого. Причем, смысла, как ты понимаешь, в этом нет. Давай просто допьем этот жгучий виски и покурим. Просто, как смертные. Как люди, которые знают больше положенного.
- Если вы Зодиак, к чему тогда был весь этот спектакль?
- Ну, я же хороший актер, помнишь? Да и тебе с этого польза есть, ты напишешь превосходную рукопись, коих еще не видел мир. Ты получил информацию из уст самого мистера «Z». А я в свою очередь, наконец-то получил возможность кому-то излить душу. Я так давно этого хотел. Я писал десятки писем, в которых придумывал невероятные преступления, но так и не отправлял их.
- Почему? Вы же в любой момент могли вернуться. Правда с нынешними технологиями вас бы нашли в счет. Но все же?
- А какой смысл? Ты же понимаешь Джек, я во всем ищу смысл. В этом поступке не было необходимости. Я перестал заниматься любимым делом. А десятки неотправленных писем подтверждают мою адекватность. Я отчетливо понимал, что отправь я письмо, меня бы вмиг нашли. А зачем это делать такому человеку, как я? Ты и сам это понимаешь.
- А как вы отнеслись к тому, что о вас начали снимать фильмы, писать книги? Вы добились той популярности, которой жаждали все это время. 
- Это именно то, чего я хотел. Меня услышали! Фильм, кстати, хороший. Мне понравился. Хорошая сюжетная линия и опять же, не раскрыта истина самого Зодиака.
- Почему именно Зодиак? Вы наверняка знаете, что была теория, мол, вы убивали по знакам зодиака. Но это не так, я знаю.
- Я же говорил уже, Джек, ты не внимательно меня слушаешь! Напрягись немного. Все теории, о Зодиаке – бред, ложь, вымысел, как тебе будет понятней? Все это сущий пустяк.  А Зодиак – идея спонтанная. В этом нет ничего сверхъестественного.
- А зачем правительству нужно было выдвигать столько абсурдных теорий?
- Пыль. Все пыль, Джек. Нужно было выдвинуть пару тройку историй, мол, он псих, убийца, и просто больной. Люди поверили, и закрыли на это глаза.
- Вы не псих, в этом я уже убедился. В некотором роде вы добились успеха у своих читателей тем, что вы их понимали. Это так?
- Да, Джек, это так. Я понимал их. Я понимал их как никто другой.
- С вашего позволения, я пожалуй напишу книгу.
- Пиши. Только не описывай в ней очевидности, её итак сполна. Напиши что-то новенькое. В стиле самого Зодиака.
- Стиль Зодиака передать трудно. Я бы на вашем месте сам уселся за рукопись. От вас её люди примут, она станет бестселлером.
- Твоя тоже станет хорошим вариантом правдивой истории о любимчике многих детективов.
- Можно еще один вопрос?
- Конечно. Любой.
- Как вас подписать в книге, Ли или все же Зодиак?
- Пиши, как знаешь. Только название пускай будет таким: «Истинный Зодиак». Попробуй отобразить в книге мою сущность не с точки зрения преступника, а с точки, носителя смысла и вечного поиска рабов для рая. Мне было приятно с тобой познакомиться, Джек. Удачи тебе, буду ждать книгу, если я конечно доживу.

И старик ушел. После него остался четкий привкус жизни. Джек выкурил еще одну сигарету и полностью выдохнул из легких воздух. Только тогда он осознал, что с ним произошло. Дальнейшее время было посвящено книге, которая вышла через пол года со дня встречи Джека и старика Ли.