Последний бой полицая

Борис Сидоров
       Одним из стереотипов, назойливо внедряемых в общественное сознание народов нашей страны, стал миф о судьбе тех советских солдат и офицеров, которым удалось вырваться из немецкого плена. Оплёвывающие советское прошлое либеральные публицисты дружно рисуют душераздирающую картину, как бывшие советские военнослужащие, освобождённые из немецких концлагерей, едва ли не поголовно отправлялись в лагеря ГУЛАГа или как минимум в штрафбаты.

       Однако, создание в конце 1941 года по приказу наркома обороны №0521 фильтрационных лагерей для проверки освобождённых из плена было насущной необходимостью.

       По сведениям, приведённым сотрудниками «Мемориала» А.Кокуриным и Н.Петровым в журнале «Свободная мысль», на 1 марта 1944 года через органы НКВД были пропущены 312 594 бывших военнослужащих Красной Армии, побывавших в плену или в окружении.  75,1% бывших пленных благополучно проверку прошли и были направлены кто в армию, кто в народное хозяйство, кто на лечение. Ещё 0,6% умерли. Подверглись же репрессиям (арестованы или отправлены в штрафбаты) всего 6,2%.

       Почти одновременно такие же сведения о судьбе бывших военнопленных приводят В.Меженько в «Военно-историческом журнале» и   В.Ф.Некрасов в своих публикациях.

      Среди рядового и сержантского состава благополучно проходило проверку свыше 95% (или 19 из каждых 20) бывших пленных. Несколько иначе обстояло дело с побывавшими в плену офицерами. Арестовывалось из них меньше 3%, но зато с лета 1943 до осени 1944 года значительная доля направлялась в качестве рядовых и сержантов в штурмовые батальоны. И это вполне понятно и оправданно — с офицера спрос больше, чем с рядового.

      Офицеры, попавшие в штрафбаты и искупившие свою вину, восстанавливались в звании. Например, 1-й и 2-й штурмовые батальоны, сформированные к 25 августа 1943 года, в течение двух месяцев боёв показали себя с отличной стороны и приказом НКВД были расформированы. Бойцов этих подразделений восстановили в правах, в том числе и офицеров, и затем отправили воевать далее в составе Красной Армии.

      А в ноябре 1944 года ГКО принял постановление, согласно которому освобождённые военнопленные и советские граждане призывного возраста вплоть до конца войны направлялись непосредственно в запасные воинские части, вообще минуя спецлагеря.
 
      Итак, после знакомства с фактами, в том числе и опубликованными заведомыми антисталинистами, миф о трагической судьбе освобождённых советских военнопленных лопается, как мыльный пузырь.

      Ярким примером судьбы советского офицера, побывавшего в немецком плену, служит история лётчика-истребителя Владимира Дмитриевича Лавриненкова. 1 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А 23 августа 1943 года старший лейтенант Лавриненков таранил немецкий самолёт, после чего был вынужден выброситься с парашютом над вражеской территорией и попал в плен. Его отправили в Берлин для допроса, но в пути он вместе с другим лётчиком, Виктором Карюкиным, выпрыгнул ночью из идущего на полной скорости поезда и скрылся. Пробираясь к линии фронта, лётчики наткнулись на партизанский отряд имени В.И.Чапаева, действовавший в районе Переяслава, и присоединились к нему.

       В одном из боёв Виктор Карюкин погиб. Лавриненков же в течение трёх месяцев воевал в партизанском отряде, а после прихода Красной Армии вернулся в свой полк. Вопреки стереотипам антисталинской пропаганды, он не подвергся никаким репрессиям. Ему было присвоено очередное воинское звание, а 1 июля 1944 года Лавриненков стал дважды Героем Советского Союза.

       Впоследствии Владимир Дмитриевич также не подвергался каким-либо преследованиям за своё пребывание в плену. В 1948 году он окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе, в 1954-м — Высшую военную академию им. К.Е.Ворошилова и закончил свою карьеру генерал-полковником авиации.

       Столь же показательна и судьба другого лётчика, побывавшего в германском плену, — Михаила Петровича Девятаева. 13 июля 1944 года старший лейтенант Девятаев был сбит и попал в плен. Через некоторое время он оказался в концлагере на острове Узедом. 8 февраля 1945 года группа из 10 советских военнопленных совершила дерзкий побег, захватив немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111». После двух часов полёта самолёт, пилотируемый Девятаевым, сел в расположении советских войск. Пройдя проверку, в ноябре 1945 года старший лейтенант Девятаев был уволен в запас. С 1946 года он работал в Казанском речном порту.  Звание Героя Советского Союза ему было присвоено только в августе 1957 года. Тем не менее, репрессиям он не подвергался.

       С хрущёвских времён в фольклор обличителей сталинизма прочно вошёл рассказ Варлама Шаламова "Последний бой майора Пугачёва", в котором изложена душещипательная история побега из колымского лагеря и героической гибели 12 бывших офицеров, невинно осуждённых сталинскими палачами. Вдохновившись этим волнующим сюжетом, режиссёр Владимир Фатьянов даже решил снять по нему художественный фильм.

       Газета «Панорама ТВ Петербурга» (№10(606), 2005, с.4) писала: "Владимир Фатьянов снимает фильм "Последний бой майора Пугачёва". В основе сценария лежат "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.

     Содержание фильма таково: майор Пугачёв сражался на фронте, после тяжёлого ранения попал в плен. Во время наступления  советских войск немцы решают ликвидировать военнопленных. Незадолго до расстрела в лагерь приезжает генерал Власов, который агитирует пленных вступать в РОА. Пугачёв с товарищами решается на побег. Им удаётся добраться до своих, после чего их по ложному обвинению в коллаборационизме отправляют на 10 лет в лагерь на Колыму. Под прикрытием подготовки юбилейного концерта Пугачев организует группу политзаключенных и осуществляет дерзкий побег из лагеря. Но уйти у беглецов нет шансов - против них брошены все местные войска МГБ. Тем не менее, они все же умирают свободными...

       Фильм Фатьянова вышел на экраны к 9 мая 2005 года. Так сказать, ещё один ушат помоев к юбилею Победы.

       Сегодня многократно доказано, что основная масса освобождённых из плена советских военнослужащих благополучно проходила проверку. Но даже те из них, кто арестовывался органами НКВД, в большинстве своём отделывались ссылкой. Чтобы попасть на Колыму, надо было совершить что-то серьёзное, запятнать себя конкретными преступлениями на службе у гитлеровцев. Не стали исключением из этого правила и прототипы шаламовских "героев".

       О том, как выглядел "подвиг майора Пугачёва" на самом деле, рассказал Александр Бирюков   в телепередаче    "Шаги победы",    показанной    по    Магаданскому телевидению 5 сентября 1995 года.

       Оказывается, такой факт действительно имел место. Заключенные бежали, предварительно задушив вахтенного караульного. В перестрелках с преследующими их солдатами убили ещё несколько   человек.   Действительно,    из 12 "героев"     10 являлись бывшими военными: 7 человек — власовцы, избежавшие высшей меры только потому, что после войны в СССР была отменена смертная казнь. Двое — полицаи, добровольно перешедшие на службу к немцам (один из них дослужился до чина начальника сельской полиции), расстрела или петли избежали по той же причине. И только один — бывший морской офицер, имевший до войны две судимости по уголовным статьям и попавший в лагерь за убийство милиционера при отягчающих обстоятельствах. При этом 11 из 12 беглецов имели некоторое отношение к лагерной администрации: нарядчик, повар и т.п.

       Характерная деталь: когда ворота "зоны" оказались широко распахнутыми, из 450 заключённых за беглецами не последовал больше никто.

       Ещё один показательный факт. В ходе погони 9 бандитов были убиты, трое же уцелевших были возвращены назад в лагерь, откуда, спустя годы, но ещё до окончания полученного ими срока, вышли на волю. После чего, вполне возможно, рассказывали внукам о том, как безвинно страдали в годы "культа личности". Остаётся лишь в очередной раз посетовать на излишнюю мягкость и гуманность сталинского правосудия.


       Для справки:

      В.Т.Шаламов (1907-1982), автор «Колымских рассказов». Действительно много лет провел в лагерях: в 1929 году получил три года за участие в подпольной троцкистской группе; в 1937 году – пять лет за контрреволюционную троцкистскую деятельность; в 1943 году – десять лет за антисоветскую агитацию.
 
      В.М.Фатьянов (р.1954). Сценарист, кинорежиссер, Член Союза  кинематографистов России, член Гильдии кинорежиссеров России. Окончил МИСИ им. В. В.Куйбышева (гидротехнический факультет) и сценарный факультет ВГИКа им. С.А.Герасимова (мастерская В.И. Ежова).

      А.М.Бирюков (1938 — 2005) — писатель, журналист. Закончил юрфак МГУ (1960), работал в магаданской прокуратуре, затем много лет занимался журналистикой. Печатался как прозаик с 1964 года. Автор ряда художественных и публицистических книг. Член Союза журналистов СССР (1969), Союза писателей СССР (1977). С 1989 года в качестве историка много занимался темой репрессий.


      Примечание: использован материалы известного публициста И.Пыхалова