Ивдельлаг

Михаил Самуилович Качан
При входе в Ивдельский лагерь висела вывеска – «Добро пожаловать», и заключенные должны были петь хором - «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».

Этот лагерь расположен в 600 км к северу от Свердловска в непроходимой тайге. Это и обусловило его специализацию.

В ИВДЕЛЬЛАГе ( основном лагере и его колониях) в основном занимались лесом – лесопилением и трелевкой, строительством лесовывозных автомобильных и железнодорожных дорог, деревообработкой, лесохимическим производством, сплавными работами, лесохозяйственными работами и уходом за лесом, складскими и погрузочными работами.

Ряд колоний занимался преимущественно лесозаготовками. Лес сплавляли по рекам и вывозили по узкоколейке.

Кроме того, открыли несколько рудников по добыче полезных ископаемых. Появились колонии в посёлках Лангур, Лосиный, Глухарный и в других местах южнее Ивделя.

Возникли колонии и в самом Ивделе и его окрестностях. Короче говоря, спустя каких-то пятнадцать лет ивдельский район был, как паутиной, опутан системой лагерей. В 1951 году насчитывалось 57 лагерных подразделений, в которых содержалось одновременно около 22 тысяч осуждённых. Для сравнения: население Ивделя в то время составляло 26 тысяч человек.

Через 20 лет после основания Ивдельлага число «контрреволюционеров» в лагерях пошло на убыль. Но вплоть до середины 1980-х количество заключённых в Ивделе оставалось значительным — до 12-15 тысяч человек. А за все годы здесь отсидело от четырёхсот тысяч до полумиллиона заключённых.

Численность заключенных Ивдельлага на 5 декабря 1942 года составила 18.988 человек, на декабрь 1943 года – 5.689, на 20 мая 1951 года – 24.539.

Ивдельский лагерь был одним их самых страшных лагерей. Так считают выжившие заключённые. Именно в таком качестве упоминает его и Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ».

Вот это описание абсолютно подходит для Ивдельлага:

«И еще это должен увидеть русский экран: как доходяги, ревниво косясь на соперников, дежурят у кухонного крыльца, ожидая, когда понесут отходы в помойку. Как они бросаются, дерутся, ищут рыбью голову, кость, овощные очистки. И как один доходяга гибнет в этой свалке убитый. И как потом отбросы они моют, варят и едят. (А любознательные операторы могут еще продолжить съёмку и показать, как в 1947 году в Долинке привезённые с «воли» бессарабские крестьянки бросаются с тем же замыслом на уже «проверенную» доходягами помойку.)

Экран покажет, как под одеялами стационара лежат еще сочленённые кости и почти без движения умирают -- и их выносят. Вообще -- как просто умирает человек: говорил -- и замолк; шел по дороге -- и упал. "Бырк -- и готов". Как мордатый социально-близкий нарядчик за ноги сдергивает с нар на развод, а тот уже мёртв, головою об пол. "Подох, падло!" И еще его весело пинает ногой».

В 1941 году в Ивдель привезли 30000 бессарабских румын и евреев. Домой вернулись единицы.

Правнук одного из тех, кому посчастливилось вернуться Михаил Юданин написал:

«Там погиб мой прадед, Марк (Мордехай) Гриншпун, из Рышкан. Вместе с сотнями других евреев из того же местечка. Другой прадед, Абрам Аксенфельд, спасся. Он хорошо писал по-русски - окончил русскую гимназию до 1918-го года, когда Бессарабия была еще в составе Российской Империи - и помогал охранникам писать письма домой; они учились уже в советской школе, и с письмом у них было худо. В один прекрасный день они вывели его за ворота и сказали: "Уходи, мы скоро будем ликвидировать лагерь" В течение года он голодал, побирался по деревням и в конце концов чудом нашел своих жену и детей, сосланных в Сибирь. Рассказывал потом, что ни в одном доме ему не отказали в корке хлеба - в каждой семье были репрессированные.

В конце 90-х мой двоюродный дед ездил в этот проклятый Ивдельлаг. Ему дали посмотреть "личное дело" - пару листочков. А местные рассказали, что в 1943-м всем заключенным сделали какие-то уколы, и через несколько дней никого не осталось.

Хорошо бы исследовать и распубликовать эту историю, а то сегодня народ как-то стал подзабывать, что происходило в СССР».

По словам Солженицына в этом страшном лагере погибло большинство еврейских мужчин из местечек Молдавии.


«Попали в Ивдельлаг и немцы – те, которые по соглашению между Сталиным и Гитлером должны были быть переселены из Бессарабии и Буковины в Германию. Сталин обманул Гитлера. Вместо Германии немцы отправились в ГУЛАГ»
Даже бывалые урки-бригадиры называют Ивдельлаг одним из самых паршивых лагерей.

По их словам, Ивдельлаг был одним из самых паршивых лагерей. К весне первого же трудармейского года выбывали из строя две трети ... [prstr.narod.ru/texts/num1001/bel1001.htm - 63k - Im Cache - ;hnliche Seiten]

«Мой отец Кемпел Иоганнес в январе 1942 г. попал в "ад" Ивделя, а в августе в возрасте 27 лет был "списан по акту" с крайней степенью дистрофии»
«Это самый страшный лагерь в Свердловской области. С него привозят в больницы с перебитыми ногами и отбитыми почками. Им пугают зэков других лагерей».

По официальным оценкам с 1938 по 1946 гг. в Ивдельлаге погибло 30 тысяч человек.

Ивдельлаг прекратил своё существование в 1951 году, но лагерь остался.

Каким он был в конце 80-х, описывает его Шансонье Александр Новиков, которого посадили в этот лагерь в 1984 году. Он пробыл в нём 6 лет.

« … Сам лагерь был страшный: поножовщина, жуткий голод.... <…> … Каждый день кто-нибудь или сам умирал, или самоубийством кончал. <…>

В памяти тяжелая картина осталась: лагерная столовая, зима (а зимы там холодные, до 55 градусов мороза),но Дюжев (начальник лагеря) говорил: «Никаких не 55 — у меня на градуснике 30, а вы по моему градуснику живете, а не по вашему» — и всех гнал на работу.

Ну, в общем, утром собирается за столовой 100, наверное, а иногда и больше… Они знают: будут выливать помои, и вот их выплескивают на снег, и вся эта толпа накидывается и ест снег с помоями, чтобы элементарно выжить: борьба за жизнь идет...».

Даже когда сидел в карцере с крысами, не о том думал, как выйти оттуда, а как умереть достойно. Я, конечно, надеялся, что выживу, но понимал: будет трудно, причем это же нагнеталось все — мне говорили: «Да подожди, не сегодня — завтра тебя потащат по коридору вперед ногами...». Как достойно умереть, не по-собачьи — вот о чем размышлял. Ожесточение какое-то было…

Ивдельский исправительный лагерь (ИК) существует и сегодня. И там, по словам его узников, до сих пор применяются пытки. Его по сей день считают самым страшным лагерем из всей системы лагерей.

Поначалу лагерный контингент составляли, в основном, так называемые «враги народа». Условия, в которых они содержались, пища, которой питались, соответствовали неким лагерным нормам, но не здравому смыслу. Для значительного числа осуждённых эти условия оказались несовместимыми с жизнью.

Следует также упомянуть и о немцах из Поволжья, которые в начале 1940-х годов были депортированы. А все мужчины и одинокие женнщины были отправлены на принудительные работы. Несколько тысяч человек попало и в Ивдель. Хотя официально они не были заключёнными, их участь мало чем отличалась от судьбы лагерников. Эти люди были обязаны жить на одном месте и работать в трудармиях. Поэтому их называли «без вины виноватые».

Одно из первых лагерных подразделений основали к югу от Ивделя, в посёлке Сама. Это были «ворота», куда поступали и откуда распределялись осуждённые, попавшие в систему Ивдельлага. Вскоре подразделение стало центром окрестных лагерей, силами заключённых началось строительство железной дороги от станции Сама до Ивделя.

Здесь же было крупное подсобное сельхозпредприятие, которое обеспечивало продуктами растениеводства и животноводства ивдельских сидельцев, и женская зона. Если Вера Августовна была в Ивдельлаге, она находилась именно здесь, в женской зоне в посёлке Сама.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/09/296