О модусах времени. И. А. Хасанов

Любомир Павлов
   
                Я часто приходил сюда чтобы в тиши подумать
                о смысле временнОго бытия...
                Обустройству этого уголка природы я
                посвятил почти 14 лет
                (с 14.06.1995 г. по 29.04.2009 г.)
                привлекая учащихся с/х техникума и
                учащихся гимназии и школ.
                До 2016 года активно занимались
                экологическим мониторингом этой территории. 
                Приглашая молодых людей к обустройству
                загородной зоны отдыха, мне хотелось
                пробудить у них любовное и бережное
                отношение к природе родного края
                без чего не может быть и
                возвышающего чувства Родины.
               
                ***

На сайте «института исследования природы времени» размещены статьи доктора философских наук Хасанова И.А., которые входят в трёхтомную «Хрестоматию по исследованиям времени в психологии». Автор считает, что «Настоящая трехтомная Хрестоматия ставит своей целью раскрыть перед исследователями, особенно начинающими, современное состояние наших знаний о процессах восприятия и познания  человеком времени, существующие ныне подходы к изучению этих процессов и используемые методы и методологии. Такое издание весьма актуально и полезно не только для психологов, но и для широкого круга представителей естественных и гуманитарных наук, изучающих объекты своих исследований в динамике и развитии».

И надо отдать должное автору и признать, что он обстоятельно и полно исследовал «объективно-субъективный феномен времени». Убедительно показал как интуитивное осознание субъективного аспекта феномена времени «сыграло важную роль в формировании представлений о времени как о некоторой равномерно текущей сущности, связанной как с материальными процессами объективно-реальной действительности, так и с идеальными процессами человеческого сознания».

 Автор убедительно представил, как  «В мысленном образе неограниченно протяженного в прошлое и будущее объективного времени «находят отражение» актуально существующее объективное настоящее время, виртуально-реально существующее прошедшее и потенциально существующее будущее время.
 Отражая в себе свойства объективного физического времени, мысленное (когнитивное) время логического мышления образует своеобразный объективно-субъективный феномен времени, который человек осознает как неограниченно протяженную в прошлое и будущее равномерно текущую объективно-реальную сущность».
 
 Вызывает сожаление, что автор, сосредоточив своё внимание на субъективной интерпретации «феномена времени», не уделил должного внимания  «объективному физическому времени», что не позволяет нам однозначно оценить его понимание этого «феномена». Насколько можно судить, на основании различных высказываний, автор, в основном, придерживается традиционной интерпретации физического времени, рассматривая его как «равномерно текущую сущность», что соответствует обычному  МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ВРЕМЕНИ, измеряемому с помощью часов. Но наряду с физическим временем, автор использует и так называемое «эволюционное время», которое он противопоставляет «физическому». По мнению автора в «эволюционном» времени « протекает развитие человечества» и которое экспоненциально ускоряется «представляя собой логарифмическую функцию равномерного физического времени»..

Таким образом, создаётся впечатление, что автор относит «физическое время» к сфере деятельности физиков – теоретиков, занимающихся чем - то вроде построения «машины времени» и поиском «кротовых нор» в «четырехмерном пространстве-времени», тогда как  философы развивают «эволюционное время» как реальный процесс «развития человечества». Разумеется, это не соответствует действительности.

Автор рассматривает объективное время  как естественный эволюционный процесс, как «смену состояний объектов и процессов материального мира», но почему - то ограничивая его только историей «развития человечества», упуская при этом
эволюционное развитие всей нашей Вселенной. Вызывает сожаление, что, признав объективную реальность «эволюционного времени» для «человечества», он не сделал логически следующий шаг к признанию реальности «эволюционного времени» для всех необратимо эволюционирующих физических объектов Вселенной. Эволюционное время охватывающее все физические объекты материального мира это и есть ЕДИНСТВЕННО ИСТИННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.

Автор считает, что темп эволюционного времени экспоненциально возрастает, что «проявилось в быстром сокращении периодов кратных изменений многих показателей развития человечества, таких, как число одновременно проживающих на Земле людей, развитие средств коммуникации и передвижения, быстродействие и объем памяти электронных вычислительных систем, возникновение и стремительное развитие Интернета  и т.д…»

Автор считает, что  «понятие времени стало играть значительную роль в таких науках, как  биология, геология, история, социология, языкознание, и других». В связи с этим возникает потребность «развития наших представлений о времени как об объективно-субъективном феномене, что, в свою очередь, предполагает более глубокое познание субъективных элементов этого феномена».
Тогда как «объективное время» «существующее вне и независимо от сознания», автор представляет как «умопостигаемый ноумен», т.е.  кантовскую «вещь в себе», «умопостигаемую», но не постижимую.

 ***

  «Модусы времени».

Семантическое содержание понятия «модусы времени» в философии означает  «прошедшее, настоящее и будущее время».
Как пишет автор, «Начиная с Парменида и Аристотеля, широкое распространение имеет мнение, что настоящее время - это отделяющее прошлое от будущего бездлительное мгновение. Представление о бездлительности настоящего времени заставляло многих мыслителей отказывать материальному миру в истинном бытии».

Однако сам автор не согласен с этим мнением. Он считает, что «любое материальное тело, любой материальный процесс, пока они существуют, - они  существуют в настоящем времени…они…возникают и перестают существовать в результате происходящего в настоящем времени движения материи».
По поводу «настоящего времени», предложенному автором, возражений нет, но  то, что он считает «материальный процесс» как независимо существующим наряду с «материальным телом» вызывает возражение. Дело в том, что в реальном мире существуют только материальные ОБЪЕКТЫ (ТЕЛА), а ПРОЦЕССЫ это эволюционные изменения ЭТИХ ОБЪЕКТОВ, т.е. ПРОЦЕСС это свойство присущее ОБЪЕКТУ и оно не может существовать независимо от объекта, само по себе.

Не корректно говорить о существовании материальных ОБЪЕКТОВ и ПРОЦЕССОВ, как якобы двух различных сущностях, нужно говорить о существовании ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ, т.е. объектов, находящихся в «процессе» взаимодействия с другими объектами, находящихся в ПРОЦЕССЕ эволюционных изменений.

Процесс – это ряд последовательных изменений состояний объекта, представляющий собой протяжённую эволюционную длительность, которая «возникает» в НАСТОЯЩЕМ и уходит в историческое прошлое объекта в виде следов необратимых изменений. 

Автор считает не обоснованным «широкое распространение» в «материалистической философии, естественных и гуманитарных науках… представления о том, что время – это нечто сугубо объективное, существующее либо как некая самостоятельная сущность, либо как атрибутивное свойство материи и материальных процессов, тогда как в сознании человека имеет место лишь отражение объективного времени и ни о каком обладающем самостоятельным бытийным статусом субъективном времени не может быть и речи. Но тогда возникает вопрос: где и как существуют прошедшее и будущее время, которые наряду с настоящим временем должны рассматриваться как модусы единственного объективно существующего времени».

Как пишет автор «Невозможно последовательно развивать представление об исключительной объективности времени, не объективируя так или иначе прошедшее и будущее время, даже не взирая на мистификацию при этом объективно-реальной действительности. В истории философии и естествознания было немало попыток объективировать прошедшее и будущее и представить их столь же актуально существующими, как и настоящее время».

Автор полностью разделяет интерпретацию проблемы субъективного «прошедшего» и «будущего» времени, предложенную экзистенциалистами.
Он пишет: «Воспроизведение психической памятью человека образов прошедшего времени и знаний о прошедших событиях, отнесенных к актуально уже не существующим в объективно-реальной действительности моментам времени, обусловлено тем, что хранящаяся в долговременной памяти человека информация о событиях прошедшего времени индексирована в информационном времени головного мозга в той временной последовательности, в какой они реально происходили в настоящем времени…Информационное время, в котором индексирована информация о событиях прошедшего времени, поднимается на уровень сознания в виде неограниченно протяженного в прошлое субъективного времени».

Приведём интерпретацию автора по поводу субъективного «будущего времени».
«В отличие от прошедшего времени, которое когда-то было настоящим и от которого остались следы в настоящем времени, будущее время еще не существовало и от него нет никаких следов. Возможность познания человеком будущего времени, которое не существует в объективно-реальной действительности в виде актуально существующего множества будущих событий, обусловлена тем, что благодаря опережающему отражению протекающих в объективно-реальной действительности материальных процессов в мозгу человека (и животных) на уровне психики моделируются предстоящие события и формируется модель вероятного будущего. На основе прогнозного моделирования будущего происходит заблаговременное предпрограммирование предстоящего поведения и деятельности».

По мнению автора, события, имевшие место в прошлом и продолжающие существовать в настоящем субъективном времени, «можно квалифицировать как разновидность виртуального бытия и именовать виртуально-реальным бытием», а события субъективного будущего времени, именовать как обладающие «своего рода потенциальным бытием».
Предложенная автором интерпретация «модусов времени» содержательно раскрывает психологические особенности субъективного восприятия и осознания когнитивным  Субъектом объективного времени, представленного в сознании в виде виртуальной  реальности, «субъективного настоящего, субъективного прошлого и субъективного будущего».
 
***

В реальной действительности для материальных физических ОБЪЕКТОВ есть только ОБЪЕКТИВНОЕ НАСТОЯЩЕЕ, как непрерывно длящийся эволюционный процесс смены состояний и ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОШЛОЕ, как шлейф следов прежних необратимых эволюционных изменений, но у них нет актуального БУДУЩЕГО, как потенциально возможных, но ещё не произошедших изменений - событий.

Для человека, как биологического существа и физического объекта, как и для всех физических объектов, есть только ОБЪЕКТИВНОЕ НАСТОЯЩЕЕ и ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОШЛОЕ.
Для человека, как Познающего Субъекта (ПС), обладающего когнитивными способностями, существует своё ОСОЗНАВАЕМОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ,  СУБЪЕКТИВНОЕ ПРОШЛОЕ и СУБЪЕКТИВНОЕ БУДУЩЕЕ, которое, с одной стороны, представляет собой экстраполяцию НАСТОЯЩЕГО, как прогнозирование вероятной возможности, а с другой стороны, представляет собой субъективное желание в виде поставленной притягательной жизненной цели, стремление к которой придаёт осмысленность существованию, устремлённому в будущее.



НАСТОЯЩЕЕ И ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ.

 «Понятие «состояние»,- пишет автор, - можно определить как качественную и количественную определенность бытия материальных объектов и процессов. В силу иерархической многоуровневости материального мира и многокачественности материальных объектов каждый объект характеризуется системой состояний, обладающих разной степенью устойчивости».

Приведём ещё одно определение состояния объекта. Состояние - это совокупность всех внутренних и внешних свойств, определяющих существование объекта и выражающих его самоидентичность при взаимодействии с другими объектами. Все переменные свойства объекта на микроуровне изменяются дискретно в сторону увеличения или уменьшения их величины (количественной меры).


СОСТОЯНИЕ это элементарный ЭТАП динамичного эволюционного ПРОЦЕССА материальных объектов.
МИКРО СОСТОЯНИЕ J(i), как этап эволюционного микропроцесса, представляет собой дискретную фиксацию какого либо  качественного свойства - J эволюционирующего материального объекта.  Изменение МИКРО СОСТОЯНИЯ - J(i)  =>  J(i+1)  это количественное увеличение или уменьшение какого то качественного свойства материального объекта. Изменение МИКРОСОСТОЯНИЯ - J(i)   ДЛИТСЯ, (является и становится), представляя собой элементарную ВРЕМЕННуЮ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – (dt).


В эволюционных ПРОЦЕССАХ происходит НЕОБРАТИМОЕ изменение состояний, (которое под действием внешних факторов может ускоряться,  замедляться и приостанавливаться), где каждое изменение состояния - это ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ :
 …=> J(i) => J(i+1)  => J(i+2)  => J(i+3)  => …=> J(i+n) => 
 … dt (i) + dt(i+1) +  dt(i+2) +  dt(i+3) + … +  dt(i+n)

Таким образом, если эволюционный ПРОЦЕСС представляет собой необратимое и непрерывное изменение только одного качественного свойства J, то шлейф необратимых изменений элементарных МИКРОСОСТОЯНИЙ - J(i), составляющих ВРЕМЕННуЮ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - (t), будет представлять сумму ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ – (dt).

t  = … dt (i) + dt (i+1) + dt (i+2) + dt (i+3) + … + dt (i+n)

Эволюционные ИЗМЕНЕНИЯ материальных ОБЪЕКТОВ это НЕОБРАТИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЙ ИХ КАЧЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ - J.

ПРОЦЕССЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБЪЕКТОВ ПРИХОДЯЩИ и ПРОХОДЯЩИ и ОБЪЕКТИВНО имеют ЭТАП НАСТОЯЩЕГО, как ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ и  СТАНОВЯЩЕГОСЯ, представляющего собой НЕПРЕРЫВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ качественных свойств, и ЭТАПЫ ПРОШЛОГО, (СТАВШЕГО), как этапы ранее существовавших качественных свойств, представляющих собой СЛЕДЫ бывших состояний, которые сохраняются объектами в их НАСТОЯЩЕМ,  как свидетельства о «прожитой» ими ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИИ.   


 ***
Эволюционные процессы НЕОБРАТИМЫ, и только благодаря этому, эволюционирующие объекты, ОСТАВАЯСЬ В СВОЁМ НАСТОЯЩЕМ, ИЗМЕНЯЮТСЯ ОДНОНАПРАВЛЕННО (или в направлении усложнения и увеличения качественных свойств или в направлении стагнации и деградации с утратой качественных свойств), и НИКОГДА НЕ ПОВТОРЯЮТ ПРОЙДЕННЫЕ ЭТАПЫ СВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИИ.
Таким образом, ВРЕМЕННАЯ эволюционная длительность, представляет собой РЕАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, которое НЕОБРАТИМО и ОДНОНАПРАВЛЕННО.

Изменение состояния объекта это изменение его качественного свойства - J, которое  длится в течение dt (i), (как этапы являющегося и становящегося), представляя собой МОМЕНТ НАСТОЯЩЕГО времени. При этом качественное свойство объекта принимает состояние - J(i), и завершив становление, и изменившись как прожитый этап, остаётся и сохраняется в НАСТОЯЩЕМ как НЕОБРАТИМЫЙ СЛЕД ПРОШЛОГО, а на его основании, появляясь и  становясь, образуется новое, изменившееся состояние качественного свойство объекта  J(i+1), соответствующее  новому МОМЕНТУ НАСТОЯЩЕГО времени  - dt (i+1).

Таким образом, для эволюционирующих ОБЪЕКТОВ, непрерывно длящееся НАСТОЯЩЕЕ, это непрерывно длящаяся  смена СОСТОЯНИЙ их качественных свойств.
Когда прежнее состояние качественного свойства  J(i) «уходит» в ПРОШЛОЕ, оно не исчезает в небытиё, а сохраняется в наступившем НАСТОЯЩЕМ как основание для нового состояния  J(i+1), которое увеличивает или уменьшает прежнее состояние  качественного свойства J(i). Таким образом, каждое смещение момента НАСТОЯЩЕГО, переводит предшествующее состояние в ПРОШЛОЕ, но сохраняя его в своём наступившем НАСТОЯЩЕМ как составную часть своей ЭВОЛЮЦИОННОЙ ИСТОРИИ. На стадии становления и развития эволюционирующих объектов они увеличивают и обретают новые качественные свойства, а на стадии деградации уменьшают и даже полностью утрачивают их. В результате, СЛЕДЫ необратимых эволюционных изменений на стадии старения и деградации являются наиболее убедительными свидетельствами РЕАЛЬНОСТИ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Все взаимодействующие объекты материального мира ОБЪЕКТИВНО существуют только в своём индивидуальном НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ, что неизбежно следует из ограниченности скорости распространения взаимодействий, которая равна (C – const).
Объект А, находясь в своём НАСТОЯЩЕМ - dt(А), воспринимает в данный момент действие объекта Б, находящегося от него на космологическом расстоянии L, из его далёкого ПРОШЛОГО, которое было для него НАСТОЯЩИМ – dt(Б), раньше чем
dt(А) на величину L/C.
Таким образом, КАЖДЫЙ объект А, находясь в своём НАСТОЯЩЕМ - dt(А), воспринимает в данный момент действия ВСЕХ объектов окружающего мира, отправленные ими в его сторону, только из их далёкого или не столь далёкого ПРОШЛОГО. Каждый объект «живёт» только в своём ИНДИВИДУАЛЬНОМ НАСТОЯЩЕМ, а все остальные окружающие его объекты он воспринимает из их  ПРОШЛОГО, Однако, вступая во взаимодействие с ними, он «принимает» их ПРОШЛОЕ как их НАСТОЯЩЕЕ.

Моменты ОБЪЕКТИВНОГО НАСТОЯЩЕГО по своей длительности индивидуальны для каждого объекта и определяются скоростью эволюционных процессов.
Скорость эволюции Вселенной относительно скорости эволюции наблюдателя, как ПС,
пренебрежимо мала и поэтому, её момент настоящего, для ПС практически бесконечен, т.е. для нас далёкое ПРОШЛОЕ Вселенной существует как ЕЁ «НЕИЗМЕННОЕ» НАСТОЯЩЕЕ.
*( Разумеется, что при сравнении имеется в виду субъективное восприятие звёздного неба с помощью невооружённого глаза, когда на протяжении всей жизни мы не в состоянии заметить объективно происходящие изменения.)

 Эволюционные процессы, связанные с дрейфом земных континентов или с процессами горообразования, происходят относительно скорости наших изменений, несравненно медленнее и поэтому для нас они тоже существуют в своём   
 «НЕИЗМЕННОМ» НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ.
(Как и со звёздным небом, небольшие подвижки континентов и тектонические процессы горообразования, без наличия специальных приборов, обнаружить конечно невозможно и поэтому субъективно они воспринимаются нами как существующие в своём неизменном НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ.)

Иначе говоря, чем меньше относительная скорость НЕОБРАТИМЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ процессов, тем больше длительность ОБЪЕКТИВНОГО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. (ЭВОЛЮЦИЯ – ЭТО НЕОБРАТИМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ).
Не эволюционирующие объекты ВСЕГДА НАХОДЯТСЯ В СВОЁМ НЕИЗМЕННОМ НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ, ПОСКОЛЬКУ У НИХ НЕТ НИ ПРОШЛОГО, НИ БУДУЩЕГО, это фундаментальные физические частицы.

Как пишет И.Пригожин, рассматривая «ЭВОЛЮЦИОННУЮ ПАРАДИГМУ», «Мир динамики, классической или квантовой, -- мир обратимый… в таком мире ЭВОЛЮЦИЯ НЕВОЗМОЖНА».

А следовательно, добавим от себя, в таком мире не может быть ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ. Это БЕЗВРЕМЕННоЙ МИР.
  Флуктуирующие объекты изменяются по ОБРАТИМОМУ ЦИКЛУ, т.е. они периодически возвращаются в своё исходное состояние, поэтому они существуют вне ВРЕМЕНИ, у них нет ПРОШЛОГО, они ВСЕГДА существуют в своём НЕИЗМЕННОМ НАСТОЯЩЕМ. Они никогда не СТАРЕЮТ.