Цыгане

Галина Шахмаева
Бежать от  разных преследователей мне приходилось не один раз.  Впервые это случилось где - то  в пять лет,  в начале пятидесятых годов.
 
Очень любила наряжаться. Однажды, покрутившись у зеркала и, перемерив     мамины платья, кофточки, украшения, надела своё  любимое нарядное платье, водрузила на голову  большой  синий  крепдешиновый бант с белыми горошками, отправилась гулять.
            Мы жили на Вокзальной улице.  Через дорогу  проходило несколько железнодорожных путей, они делили город на две части. Моста через них в то время не было, он появился позже. Чтобы попасть на вокзал, нужно было пройти через рельсы,  и через ворота депо,  которые не всегда были открытыми.  Жители близлежащих домов пользовались этим путём, а главная дорога, переезд, находился  в двух кварталах от нашего дома.
               
Ворота были открыты, пришла на вокзальную площадь. На площади собралось много цыган.   В середине  толпы стоял цыган. Он что – то громко говорил и размахивал руками.  Я стояла в отдалении и с любопытством  смотрела  на  эту  яркую  разодетую публику. Вдруг цыган показал на меня рукой.  Из толпы отделилось  двое мужчин,  и направились ко мне.
            
       Развернувшись,  что есть силы,  бросилась бежать  домой. Бегу и думаю:  « Лишь бы ворота не закрыли, лишь бы ворота были открытыми!» Подбегаю и вижу, что ворота закрыты. Под воротами был узкий лаз,   пролезла через него,   посмотрела через щёлку  в воротах.  Мужчины, потоптались на месте,  повернули назад,  а я, со всех ног, припустилась  бежать домой, перескакивая через  рельсы.
                Об этом событии  никому не рассказала.   Не знаю, зачем я нужна была цыганам? Но страх к ним сохранялся долгое время. Время от времени вспоминаю это приключение.

C   цыганами пришлось ещё встретиться много лет спустя, в поезде, когда жила  уже в Узбекистане и поехала в гости  к родителям, в Россию.   Вагон был общий, не могла достать билеты на плацкартный вагон.

 Зашла  в Вагон и остолбенела: шум, гам, громкий разговор. Вагон был заполнен цыганами. Села на своё место. Очень переживала, как буду отлучаться, оставлять свои вещи?  И вот уже  на подъезде  к своей станции, произошёл такой случай:  мальчишка цыганёнок потянулся к моей сумочке, дразнился, матерился. Я взяла его за руку и оттолкнула легонько от себя. Он завопил на весь вагон. Сбежались цыгане, обступили меня. А одна цыганка, раскрыв ножницы, стала водить ими перед моими глазами, другая колотила по спине. Вот натерпелась страху! Покричали, поразмахивали руками и разошлись. Вскоре показалась моя станция.  Рада была, что всё закончилось благополучно.


Картина Николая Владиславовича Бессонова "Дорога в город".

 — художник, писатель, этнограф, публицист, историк цыганского народа.


Работал в жанрах живописи, дизайна, книжной иллюстрации, оформления CD-дисков и театрального костюма. Картины в частных коллекциях России, Испании, Германии, Дании, США, Японии. Создал и поддерживает сайт «Цыгане России» , являющийся одним из наиболее авторитетных и полных сетевых источников информации о цыганах. На текущий момент участвует как художник, фотограф и автор статей в цыганском веб-журнале «Свэнко».

Родился в Москве в 1962 году.