Сказание о скифах

Наталья Гук
Мы — те, о ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы;
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны, — скифы.
      В. Я. Брюсов.

 
Первым появился на этой пустынной земле человек по имени Таргитай (Геракл). Здесь его застигли зима и мороз. А первые рисунки, на которых он изображён, — юноша  в львиной шкуре. Когда же он заснул, кони из его колесницы, пасшиеся в это время, были таинственным образом похищены. Проснувшись, Геракл направился искать своих коней.
Пройдя через всю страну, он прибыл на землю, где в одной из пещер встретил мифологическое существо: наполовину — ехидну, наполовину — деву, которая выше ягодиц была женщиной, а ниже — змеёй. Увидев её, он изумился и спросил: не видела ли она где-нибудь его коней? На что ехидна ответила, что кони у неё и что отдаст она их только после их совокупления. Гераклу пришлось подчиниться её воле.
Через время от них родились три сына. Как только ехидна вернула ему коней, Геракл сразу же решил продолжить свой путь.
Прощаясь, полуженщина спросила у героя:
«Что же делать с детьми, когда они вырастут?»
«Когда увидишь, что сыновья возмужали, — ответил он, — и что кто-то из них натягивает вот этот лук и подпоясывается поясом так же, как я, именно его сделай хозяином этой страны. А других вышли из неё. Таким образом ты выполнишь мой приказ и останешься довольна сама».
После этого он снял с пояса один из двух луков и пояс с золотой чашей, передал ей. Затем отправился в путь.
Когда же дети выросли, то сделали так, как говорил отец. Отцовы лук и пояс достались самому младшему сыну — Скифу. Он и стал хозяином в стране.

Отцом Геракла (Таргитая) был Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Его мать —дочь реки Борисфена. У Таргитая родились три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Во время их правления Боги сбросили с неба на землю золотые предметы: плуг с ярмом, обоюдоострую секиру и чашу. Когда старший из сыновей, Липоксай, пожелал взять эти предметы, они загорелись при его приближении. Затем подошёл средний из сыновей, Арпоксай, и с золотом произошло то же самое. Золото отвергло их. Когда же подошёл младший из сыновей, Колаксай, золото перестало гореть, и он унёс его к себе.
После случившегося старшие братья передали царскую власть младшему. От него пошли скифы, которые именуются паралатами или сколотами. Греки же называли их скифами. А страну, в которой жили скифы, — Скифией.
Главной богиней скифов была Табити — богиня домашнего очага. В ней воплощалось представление о семейном и родовом единстве. Клятва «божествам царского очага» считалась величайшей клятвой скифов. Но также была она богиней подземного огня... Ее имя трактуется как «согревающая» или «пламенная».
Скифы жили на крымском полуострове примерно тысячу лет. Крым так и назывался в первые века нашей эры — Малой Скифией.

Наш полуостров на карте очень напоминает неправильной формы ромб, соединённый с материком узким  Перекопским перешейком (от 8 до 22 км). Восточная часть крымского полуострова образует Керченский полуостров, западная — Тарханкутский. Северо-западное побережье Тарханкута омывает Каркинитский залив Чёрного моря, а северное побережье Керченского полуострова — Арабатский и Казантипский заливы Азовского моря. Керченский полуостров отделен от Таманского, входящего в зону западного Предкавказья, узким Керченским проливом. Северо-восточное побережье Крыма омывается очень мелким (средние глубины — 0,5—0,7 м) заливом Сиваш, почти отрезанным от акватории Азовского моря длинной песчаной косой — Арабатской стрелкой.
Своей письменности скифы не имели. Говорили они на языке индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. По своему антропологическому типу скифы принадлежали к европеоидам. Носителями сформировавшейся в Причерноморье скифской культуры были в основном местные этнические компоненты (результат органического слияния пришлого кочевого населения с местным — северопричерноморским).
Поколения сменяют поколения, гуще смешивается кровь народов, а земля бережно хранит и, лишь немногим раскрывая тайны жизни прошлых поколений, рассказывает нашим современникам, как потом и кровью добываются богатство, могущество и слава властителей.