Зачет

Марина Пермская
   Петя был студент со стажем.   На экзаменах и зачетах он «собаку съел». Когда-то на первом курсе он старался сдать экзамен в первых рядах — автоматом. Это было круто. Немного нужно поднапрячься — и вот уже «пятерка» в зачетке, и куча свободного времени. Когда однокурсники судорожно готовятся к следующему экзамену, можно даже отдохнуть, сходить в кино, и полистать учебник — не торопясь, с перерывами на обед, кино, и вечерний променад.   
   Ко второму курсу учебное рвение его немного поугасло, и готовиться к экзаменам совсем не хотелось, вернее, на это просто не хватало времени. У него помимо этого было, чем заняться — Петя увлекся шахматами. И очень серьезно. А это значит- участвовал в турнирах — сначала на первенство института, потом города, старался не пропускать сеансы одновременной игры, если приезжал к ним в город какой-нибудь заезжий гастролер-чемпион. А если ты хочешь победить, то нужно готовиться, разбирать чужие партии, тренироваться в шахматном клубе.
   В 70-е годы в Ташкенте (да и после этого) был расцвет игры в шахматы. По крайней мере правила игры знало большинство населения, во многих скверах и парках города стихийно возникали «клубы по интересам» - места, куда приходили играть в шахматы. Там в любое время дня можно было наблюдать, как мужчины играют в шахматы — на скамеечках, в тени вековых платанов было прохладно и думалось хорошо.  Не секрет, что иногда игра велась «на интерес» - то есть на деньги. И Петя был везде «своим человеком» - и в шахматном клубе, и в парке Горького и в Сквере Революции. И в конце концов он достиг кое-каких успехов — стал кандидатом в мастера спорта по шахматам.
    Но в результате,  естественно, от этого увлечения пострадала учеба.   Иногда Петр приходил на экзамен совсем не подготовленный и его спасало только везение.  А иногда и не спасало, и экзамен был провален. Но тут был шанс его пересдать. 
   Однажды Петр попал в такую ситуацию, когда от пересдачи одного зачета зависело — допустят ли его вообще до пересдачи других предметов. Зайдя в деканат, он узнал, что нужный ему преподаватель уехал в другой город- в Москву к родственникам. И приедет через две недели, но Петру к тому времени нужно было уже определиться — допущен ли он к экзаменам или нет. Вопрос стоял ребром — Быть или не быть?
   Петя решил проявить настойчивость. Как шахматист,он проанализировал ситуацию, и решил сделать "ход конем". Попросил дать ему адрес этого преподавателя.   И Петя решил послать   преподавателю по почте "хвостичку" (ведомость для допуска к экзамену)! В письме он кратко описал свою проблему, и просил преподавателя сделать доброе дело — поставить ему зачет. И выслать ему "хвостичку" обратно по такому-то адресу. Короче — пан или пропал. Без зачета ему не жизнь и недопуск к пересдаче экзаменов.
    На его счастье почта работала исправно и письмо дошло до адресата в короткие сроки. Преподаватель, получив его послание, немало был удивлен, но такой смелый ход его развеселил. Он, смеясь, рассказывал своим близким, что учудил его студент, и поставил ему  «зачет». А потом также отправил ее по почте. Так Петя был допущен к экзаменам.
     Кто-то не поверит в вышеизложенное. Но дело было так. Преподаватель по этому предмету был молодым- лет 30-35. Он ,видимо, еще сам хорошо помнил студенческие годы и зачеты всей группе ставил легко. Как-то они всей группой пришли к нему домой (он жил в частном доме) и он поставил им зачеты прямо во дворе дома. В другой раз этот преподаватель оказался в больнице и староста группы договорился с ним, что он поставит им зачеты прямо в больнице. Группа пришла , ожидала во дворе больницы, пока староста с зачетками ходил в палату к больному.  А когда получилось так, что мой брат не пришел на очередную сдачу зачета к этому же преподавателю, он после этого уехал в Москву. И только потому, что мой брат знал лояльное отношение преподавателя к студентам, он решился на такой отчаянный шаг, но послал он не зачетку, а "хвостичку", это небольшая бумажка. И самое интересное, что он послал "хвостичку" не на один зачет, а на зачет и экзамен! Преподаватель поставил и зачет и "уд." за экзамен, но в конверте послал записку со словами "Ну ты и обнаглел!"  . Брат назвал мне и фамилию преподавателя, но сказал, что наверное не стоит его подставлять. Так что писать ее я не буду.
     Брат рассказал мне еще один случай сдачи экзамена "на халяву". На втором курсе им предстояло сдавать очень трудный экзамен по Теоретической физике по учебнику Ландау. А это 300-400 страниц сплошных формул. И другой преподаватель также пошел навстречу студентам - запустив всех студентов в зал, и раздав им билеты, он просто вышел "на часок". Все    элементарно списали свои ответы. Но самое интересное не в этом. Когда мой брат сел к преподавателю за стол, ответил по билету. и  получил свой "уд." в зачетку, а после этого он подал преподавателю "хвостичку", которая служила для допуска к этому экзамену! Преподавателю ничего не оставалось, как поставить зачет. "Ну ты меня обошел!." в изумлении сказал преподаватель . В этот же день Петр сдал еще один экзамен и один зачет. Это был его личный рекорд!
   Да здравствует упорство и настойчивость в достижении цели!