Любовь к матери

Валентина Товпегина
      Семья была,двое сыновей росло; доверие, взаимопонимание,любовь, забота друг о друге царили в дружной семье. Но с перестройкой в стране и семьи"перестроились". Сколько боли и страданий принесла людям эта перестройка! Муж уехал на заработки в Казахстан да там и остался, женился, стал многодетным отцом, потому что удочерил двух девочек  новой жены да родились еще близнецы.  Фаине трудно было воспитывать  одной двух мальчишек, но она была гордой, независимой. Никто и  никогда не слышал от нее жалоб, не видел слез. Наоборот, всегда с шутками – прибаутками, с милой улыбкой на лице общалась она с людьми.
                В девяностые годы всем было очень тяжело. Зарплату задерживали, а потом позже вместо зарплаты выдавали просроченные продукты. Фаина работала в двух местах, чтоб побольше заработать денег, но их (денег) все равно не хватало: во – первых, зарплата  маленькая, что у нянечки в больнице, что у швеи (хоть и приходилось работать по ночам), во – вторых, сыновья росли, надо было постоянно следить за их одеждой.                А получалось так – купила куртки, уже брюки надо справлять, обувь вообще рвалась быстро. Старалась изо всех сил, чтобы парни не были одеты хуже других, но рядом с детьми предпринимателей, которые были одеты с иголочки, они (ее кровиночки, ее смысл жизни), высокие, голубоглазые, широкоплечие, но в тесной и коротковатой одежде выглядели не очень – то хорошо.  На себя уж и не обращала внимания – несколько лет ходила в одном пальтишке,  песцовая шапочка давно уже вышла из моды.
                Вот старший сын  после учебы в 9 классе ушел в вечернюю школу, чтобы работать днем и хоть как – то помочь матери. Работа кочегара трудная, но  низкооплачиваемая; семья еле – еле сводила концы с концами.  Учителя что в дневной школе, что в вечерней школе хвалили юношу за старание, отмечали, что у него чистая и добрая душа, говорили и соседи, что сыновья у Фаины – золото.                Все домашние дела : кочегарка, подвоз воды, забота о дровах, угле – все уже давным- давно было в ведении парней. Они и дежурство между собой установили в доме по уборке квартиры; очень любили мать и берегли ее. И Фаина гордилась своими мальчиками. У ее подружек сыновья уже и выпивали, и дрались, а у нее парни дома, при ней.  То что- то ремонтируют, то что – то пристраивают или перестраивают.                Соседи отмечали, что «мастеровые ребята – в отца». Во дворе, в кочегарке, в кладовке – везде у них царил порядок : хозяйственный инструмент аккуратно разложен, кругом чистота и опрятность. Она, наконец – то, почувствовала какое – то облегчение, тешила большую  надежду на будущее. Весной бы ушел в армию старший сын, но он ограбил магазин, и его после суда посадили в тюрьму.
                Что на него нашло? Никто и понять – то не мог, а мать винила себя. Это он из – за нее сидит, не смогла уберечь парня. А парню уже исполнилось бы весной 18 лет, не маленький.  Фаина вспоминала, что она часто дома при сыновьях нелестно отзывалась о  предпринимателе, в чей магазин залез сын с другом. У друга уже была судимость за воровство.                Но не  друг был виноват, а она сама – так ей теперь казалось; это она подтолкнула сына на преступление своим нытьем, недовольством жизнью. На людях   то улыбалась, держалась достойно, а дома не сдерживалась в своих оценках людей.  В школе училась с тем предпринимателем в одном классе, знала, какой он, на что способен, знала, каким способом сколотил первичный капитал. Крал с пастбищ  скот, который ходил без пастуха, и продавал  мясо в ближайшем городке. Да что она, весь поселок говорил об этом. Но не пойман – не вор!
                Димка  в тот злополучный поздний вечер пришел, о, ужас, пьяный и свалился у двери, сказав только: «Прости, мама. Что я наделал, дурак!» А утром уже забрали в милицию Димку. Фаина была как во сне, она даже многое и не помнит уже, потому что  от переживания у нее «скакало» давление. Вещи, которые украли Димка с так  называемым другом, она увидела в подполье.   Это   ящик  с шампанским и несколько   женских меховых шапок, еще пара сапог ее размера.                « Зачем, зачем ты так поступил?» - голосила мать. Димка, виновато глядя на мать, один раз ей ответил, что хотел, чтоб она не была хуже  других людей одета; а потом замолчал, видимо, осознав свою глупую наивность.  Пока он сидел в тюрьме, младший окончил   школу  почти на одни пятерки.   Уже планировал, куда будет поступать, но опять горе постигло их семью – Дмитрий погиб. Заняв денег, поехали на похороны.  Вернулись домой опустошенные, несчастные, не знали, как теперь жить будут. Сергей очень боялся за мать, потому что она так постарела, что выглядела старше своей   матери, да и неотложку стали часто вызывать. Спасла ее вера в Бога.                Когда она стала молиться и ходить в церковь, она изменилась. Стала как - то по – особому, мудро рассуждать. В церкви же познакомилась с Семеном, который был на восемь лет старше ее.Он потерял жену и дочь несколько лет назад,но все не находил себе места; только в церкви ему было чуть полегче, когда он страстно молился Богу. Ему было очень тяжело, потому что жена и дочка погибли на его глазах.                Втроем стояли они на остановке,когда пьяный водитель на своей иномарке  врезался в них. Семена отбросило в сторону, а его девочки погибли на месте. Сочувствуя друг другу и сострадая, незаметно  сблизились горемычные. Оба чувствовали, что надо забыть прошлое, но как? У обоих прошлое занозой сидело в сердце. Решили сменить место жительства.  Тут в армию забрали и младшенького.  Фаина решила, что в другом месте ей будет легче, распродала скот, какой оставался, домашнюю утварь и уехала с Семеном.                Город, где они обосновались, ей понравился; как понравилось и то, что рядом  с их домом была церковь. Фаина теперь шила на дому, а Семен занимался частным извозом. Ее мать, ездившая проведать дочку, осталась довольной. Фаина повеселела: муж оказался порядочным и очень заботливым человеком. Через какое – то время и Фаина приехала к матери. Обежала всех своих подружек, навестила соседей. Внешне это была та же Фаина, что и прежде, но иногда в ее глазах стояла такая неизбывная тоска, что приходилось отводить скорей свой взгляд, чтоб не дать ей расчувствоваться и самому не расплакаться.
                Год пролетел быстро, и любимый сынок вернулся из армии.  Собрали, как и полагается, стол, позвали друзей, соседей. Семен за столом произнес : « Спасибо, Фаина, за то, что смыслом наполнила мою жизнь. В 57 лет я себя чувствую лучше и моложе, чем в 30.А ведь думал, что так и буду бобылем жить. А Сергею мы поможем получить хорошее образование, парень больно толковый!» Фаина раскраснелась от похвалы при людях, а по щекам катились крупные слезы. Но вот она взяла себя в руки, смахнула непрошенные слезы и ответила : «Спасибо Богу, смилостивился он над нами. Ты, потеряв жену,дочку, чуть не деградировал, да и я не хотела жить, Сережка вот держал только. Теперь, надеюсь, все будет хорошо.»                Друзья искренне желали Сергею, его  отчиму и Фаине счастья. Наконец – то радость поселилась в этой семье.                Сергей стал работать сначала у частника ( возил грузы по магазинам), потом поступил на юридический факультет университета. Учился заочно.
                За время учебы Сергея много воды утекло, изменилась круто жизнь у всех. Сын женился, родилась дочка у него. Жена работала врачом, в  декретном отпуске пробыла только полтора года, поэтому Фаина больше и занималась внучкой.  И у нее появилась идея об открытии  частного детского садика.                Муж сначала отговаривал, потому что этот тяжелый труд Фаина взваливает на свои плечи, а здоровье – то у нее не богатырское. Она же уговорила его, убедила, что садик откроет только на пять человек. Все равно с Оксанкой ей до школы придется водиться, а так хоть какой- то приработок будет.
                И понеслось…Нашли помещение, взяв ссуду, его отремонтировали, оборудовали. Вся семья была задействована; друзья помогали, даже мамочки, которые планировали отдать деток в садик Фаины. Нашлись и медсестры, и педагоги. Хлопот стало больше, но Фаина радовалась. Были и помехи со стороны чиновников, но сын тоже был в курсе всего, он как юрист здорово помогал матери, и ничто не могло уже остановить Фаину : она нашла дело по душе. И опора у нее была крепкая в лице сына и мужа.                Но  даже при большой занятости Фаина никогда не может быть спокойной, ее сердце терзает тоска по Диме.Чувство вины не покидает ее. Так и живет, даря любовь и ласку родным людям, чужим деткам, к которым относится, как к своим, а страдания свои прячет от всех.