Зацелованный портрет

Наталья Артюшевская
  Ты помнишь,  как  мы познакомились?  Конечно, помнишь… Нам  было  по  23  года, и твоя  мама  решила  женить  тебя,  познакомив  со  мной…Да, мы часто  вспоминали  с тобой  наше  знакомство,  рассказывали эту  историю  нашим  детям,  и каждый  раз  смеялись….А  мне  до сих пор  стыдно  за  такой  метод  знакомства…Дети  наши   знакомились со своими  избранниками   без нашего  участия…
     Был  конец  декабря.  На Новый  год  ты  пригласил  меня  в  компанию  своих  друзей.  Там  я  впервые  увидела   и  услышала,  как  ты    поешь  и играешь  на  гитаре!   Твой  сильный,  обворожительный   голос  навсегда   покорил  мое  сердце!   Вот  тогда  я  влюбилась  в  тебя!   
         Ты  пошел  провожать меня.  В  ту  новогоднюю  ночь  вместо  снега  шел  дождь.  Транспорт  в  нашем   городе  уже  не  ходил. Мы  добирались  до  моего  дома  пешком.  Мамы  не  было  дома,  она  отдыхала  в  одном  из    санаториев  Кавказа.  Помнишь, как  мы  промокли  и  промерзли  тогда?  Я  предложила  тебе остаться,  но  постелила тебе  в другой  комнате,  я  ведь  тогда  собиралась   замуж   за  Бориса.  И  кольца  уже  были  куплены…Ты   знал  об этом  с  самого первого   дня.  Но  мы  с  тобой  оба знали,  что  той свадьбе  не  бывать…Ты   обворожил  меня   еще  и  своей   добротой..
     А  помнишь,  как  ты  напился  в  первый  день  нашей  свадьбы?  Говорил, что от  счастья…Потому,  что  я  выбрала   тебя… 
Мы  долго  искали   с  тобой  съемную  квартиру, чтобы   уйти  от  родителей.  Помнишь  тот   не обшитый  холодный  домик,  состоявший  из  одной  комнаты  и  прихожей?  Посредине   стояла  печь, отштукатуренная  глиной ,  когда  мы  топили  ее  дровами,  тепло  было  только  рядом  с  печкой…А  во  мне  уже   трепетала  жизнь  нашего   первенца…А   хозяйку  этой  хибары  помнишь?  Она  ведь  обещала  не  приходить  к  нам  и  не  беспокоить…Она  страдала  белой  горячкой…
В одну  из  тех  ночей,   когда  ты  был  на  службе,  она  пришла.  Я  от  страха   всю  ночь  просидела  в  кустах  ее  заброшенного  сада  -  она бегала  за  мной  с  топором…Был  ноябрь…Как  я  выжила  тогда?
    Потом  мы  с  тобой   сняли  полуподвальное  помещение   в  соседнем  доме…Помнишь  сколько  комнат там  было?  Да,  зал,  две  крохотных  спальни,  прихожая, она  же  столовая  и  крохотная  кухня…  Правда,  это  были настоящие   хоромы?  И  хозяйка ,  тётя  Клава  сама  носила  дрова,  топила  мне  печку,  и  каждое  утро  приносила  мне  горячие   блины.   А  ты  постоянно  был  на  службе…
Ты  так  мечтал  о  девочке!  Но  родился  сын.  И  мы  были  счастливы!   
Помнишь  тот  морозный  день декабря?  Небо  было  голубым  и  чистым,  когда  ты  привез  нас с сынишкой  на  такси  из  роддома?   Тебе  тогда  дали  выходной.  Помнишь  маленькую   железную  кроватку с прутиками  по бокам?  Дядя  Трофим  ее  изготовил  и  покрасил,  пока  я  была  в  роддоме…   Помнишь,  как  мы  в  тот  день  не  могли  оторвать    своих  счастливых  глаз от  нашего  малыша! Дай я поцелую тебя за сына!  Он вырос добропорядочным и честным человеком. Он теперь  ответственный  отец,  любящий  муж,  благодарный  сын,  сам  знаешь…
   А  утром  ты  ушел  на  целые  сутки  в  наряд... Как  всегда…
    Я   помнила  себя  до  11  вечера…   Открылось  кровотечение… Очень  громко  кричал  наш  любимый   мальчик…  Кушать  хотел.  Я  ничего  не  слышала…Но  тётя  Клава   слышала.   Они  долго  стучали  мне  в  дверь,  но  слышали   только  крик  нашего   малыша.  А  окна  ,   помнишь,   были  почти  на  сугробах?  Они сквозь занавески  увидели  меня,  лежащую  на  полу  в  луже  крови.  Разбили  окна.  Открыли  дверь  и  вызвали  скорую.  Ты  нес   службу. Как  всегда…
Помнишь,  как    позвонили твоим  родителям,  и  сказали,  что  у  меня   начался  сепсис  и  шансов  нет…  Как   ты  тогда  нашел  в  областном  центре  сильнейшие  антибиотики… Я  выжила  ,  благодаря  тебе  и тёте  Клаве… Дай, любимый,  поцелую  тебя  за  то, что  ты  спас  меня   от смерти!
После  этого  случая  нам   дали  комнату в  квартире  с  подселением…  Помнишь,  как  по  вечерам три  семьи  собирались  на  этой  громадной  кухне,  кто-то  еще  что-то  жарил-парил,  кто-то  уже  ужинали.  Прибегали  дети  соседей,  визжали,  бегали  ,  играли  в  прятки…Наш  тогда  еще  в  коляске  лежал…А  остальные   соседские дети по  очереди  качали  коляску,  успокаивая  нашего  малыша…  А  Юленьку  помнишь? Ей  тогда было  уже  пять  лет.  Она  очень  любила  нянчиться  с  нашим  сынишкой.  Он  для  нее  был   вместо куклы.
Я  не  помню   рассказывала  я  тебе  или  нет,  что  сразу  после  свадьбы  Юлиного  мужа  забрали  в  Чечню,  и  он  погиб  там  в  самом  первом  бою  на  известной  всему  миру  площади  Минутка. Вернее  он   пропал   без вести  Юля  осталась  беременной...  Уже  вырастила  сына,  Вовкой  назвала  в  честь  мужа.
А  Колька  соседний  вырос  для  тюрьмы.  Сначала  в детскую  колонию  отправили  за  драку,  потом сел  за  наркотики.  Отец  не  дождавшись  его,  умер …
А   мы  продолжали  растить  своего  сыночка…  Помнишь, сколько  я  побегала  по  кабинетам   твоих  начальников,  чтобы  получить  отдельную « однушку»?   Конечно,  помнишь!.. Ты  сам  потом  говорил,  что  это  моя  заслуга…
А  первый  наш  «Запорожец»?  Мы  по  выходным  на  нем  ездили  на  дачу,  которую  построил  твой  отец.
Сыну  тогда  было  семь  лет,  когда  при  родах  умерла  наша  дочка… Ты  на  службе  был,  как  всегда…Тебе  позвонили  утром  рано.
Помнишь,  какую  колыбельку я  ей приготовила?   Всё  было  в  кружевах,  в  бантиках,  в  рюшечках…
Страшно  и  больно  было  смотреть  на  пеленки,  распашонки,  погремушки…  Самое  страшное  -  хоронить  своих  детей…
Мы  к  тому  времени  уже  схоронили  моего  брата,  мою  маму,  но  смерть  ребенка,  наверное,  самая  страшная  беда…  Ты уходил  на  службу, как  всегда..  А  я  выла  в  четырех  стенах,  которые   давили  на  меня   со  всех  сторон…  Вот  и  сейчас  вою,  как  волчица…
Но, Господь  милостив!  Он  через  два  года  послал  нам  дочку!  Ты  снимал  с  нее  чепчик,  и  одевал   маленький  платочек.  Ты  всегда  хотел  девочку  и  именно  в  платочке!
Помнишь?  Нет,  тебя там  не  было…Когда  мне  в  палату  принесли  нашу  дочку,  все  сбежались посмотреть на  ее  хитрые ,   улыбающиеся  глазки!  Она  ,  раскрыв  свои  большие  глазки,  всем  своим   видом  как бы  говорила:  «  Ну, вот и  я!  Я  вам  еще  покажу в  этой  жизни, какая  Я!»
А  дальше  ты  сам  знаешь,  как  она  утверждалась  в  своих  действиях, доказывая  правоту  своих невысказанных   в  роддоме  слов!   
Дай я  тебя  поцелую,  за  умную,  талантливую дочь,  которую  смог  подарить  только  ты!  И  за  самого доброго ,  любящего  сына!
А  вот  этого  ты  не  помнишь…   Тебя,  дорогой  не  было  рядом. У тебя  была  служба…   Ты  улетал…  Месяцами  жил  на  Камчатке,  на  Бойконуре…   Я   ждала,  когда  месяцами  вы  сидели  то  в   Хабаровске, ожидая   оплаты  за  топливо…  Я  плакала,  ожидая,  когда  вы  сформируете  эшелоны  с  оборудованием  в  Бойконуре… А  ты  все  не  ехал…
 Помнишь,  ты  прилетел  с  Камчатки  в  день  моего  рождения?  Я  с  детьми  была  на   даче.  Мы  с  сыном  ,  ему  было  уже  14  ,  мы   доделывали  с  ним  внутренние  работы.  Он  делал  встроенные  шкафчики,  я  клеила  обои  и  строчила  шторы  на  окна…  Мы  к  твоему  приезду  доделали  дачу  вдвоем   с  сыном…   Мы  потушили  картошку  с  тушенкой,  которую  ты  привез, получив  в  части  продовольственный  паек…
А   на  следующий  год  сын с  другом  сделали  бассейн, обложив  его  кафельной  плиткой.  Ему  было  уже 15.  Дочке  5  лет..  Она  плескалась  в  нем  до  осени,   потому, что  я  подвела  к  нему  горячую  воду…  А  ты  ,  дорогой  мой,  любимый,   всего  себя  отдавал  службе.  И  это  правильно!   
Помнишь,  я  не  любила  пришивать  тебе  пуговицы?  А  они  каждый  раз  исчезали..
Ты  каждый  раз,  возвращаясь  с  командировки,  переступал  порог  обновленной  ремонтом  уже  двухкомнатной  квартиры…
Я  всегда  ждала  тебя и  плакала  по  ночам…   И  сейчас  плачу,  но  уже  не  жду..»

 
Она  теперь  сидит   перед  портретом  любимого мужа,  смотрит  на  черную  полоску,  пересекающую  угол  фотографии,  и  просит  прощения:
 « Прости,   любимый!  Я  сделала  все,  что  могла!  Я  кормила  тебя  с  ложечки.   Я  делала  тебе  уколы.  Мы  тебя  очень  любим!  Мы  тебя  никогда  не  забудем!   Что  я  сделала  не  так,  что  ты  так  рано  ушел?   В чем  я  виновата?»