Анатомия

Пётр Васильевич Качур
                Как-то зимой 1983-го года ещё перед Новым 1984-м я сильно простудился. А ситуация складывалась так, что лечиться некогда было: повседневная работа, зимняя экзаменационная сессия у слушателей, похороны отца в конце марта-начале апреля 1984 -го, ...
                А такого понятия, как освобождение от служебных обязанностей по болезни, для начальников курсов тогда у нас в военной академии не было: врачи справок не выдавали. Или "болей на службе" или - в госпитале, когда совсем уж невмоготу. А ведь согласно Уставу внутренней службы командир (начальник) освобождал подчиненного военнослужащего от исполнения служебных обязанностей в соответствии с заключением врача ... Но нам наши врачи никаких "заключений" не выдавали ... Могли только направить в госпиталь на консультацию ... А сколько было простудных заболеваний во время парадных тренировок на аэродроме, где ветер продувал насквозь, а мы в фуражках, иногда промокших насквозь, и бывало так, что пока шли, равняясь на трибуну, от мокрого дождя между фуражкой и воротником шинели и образовывалась ледяна корка, вода под воротник на шарфик, на шею протекала,...
                Да и по врачам не любитель я ходить.
                К тому же, пока я ездил на несколько дней на похороны отца, на вверенном мне курсе руководство факультета, не дожидаясь моего возвращения, произвело замену командира учебного отделения в отделении по программе двухгодичного обучения и отчисление из академии слушателя, получившего на экзамене неудовлетворительную оценку по математике и не сумевшего исправить ее, в отделении по программе четырехгодичного обучения. Если бы не мой отъезд, то я поддержал бы его, ведь хороший человек, капитан, дисциплинирован, ..., вот только с математикой "не ладил", ... Но таких, дисциплинированных, хороших людей я всегда защищал, чтобы их не отчисляли, а в академии оставляли, …
(На недисциплинированных офицеров я  уже нагляделся, особенно в Учебном центре РВСН, куда часто направляли офицеров из других родов войск, особенно много было техников из авиации, иногда недисциплинированных, избавляясь от них, и я очень ценил хороших, дисциплинированных, ... Весьма отрицательно сказался на отношение к службе, принятый Министерством обороны для офицерского состава, так называемый, "возрастной ценз" - это когда, если офицер в установленный возраст не был назначен на должность выше, то так он до конца службы оставался без повышения в должности и воинском звании, зачастую, "старлей", ... И стремиться было уже некуда, стараться уже незачем, и дисциплина поэтому падала, ... ).
                ... А в нашей инженерной академии это была первая сессия первого курса, а на первом курсе всегда много трудностей и сложностей, … 
                ... Другого офицера по двухгодичному обучению «курировал» кто-то из Генерального штаба, его «тянули» на Красный диплом, а тут – четвёрка... 
                Получился скандал. В моё отсутствие. Я не ожидал этих перемен, я был против таких событий - офицеры были хорошие, дисциплинированные, но, когда я вернулся с похорон отца, все было уже исполнено, а меня поставили перед фактом, и вместо соболезнований по поводу смерти отца я получил "нагоняй" за четвёрку на экзамене курируемого начальством майора, ... Когда через неделю я вернулся на службу, мне сообщили, что меня ожидает генерал – начальник факультета. Я, будучи ещё не в курсе всего происшедшего, подумал, что генерал хочет выразить мне свои соболезнования в связи с тяжёлой утратой, … Но меня встретил тяжёлый, неприятный разговор с упрёками и угрозами, ... А меня донимали уже головные боли, ...
                Давно я так не болел, если не считать травм. Была травма носа ещё в Ленинске на Байконуре, когда в пылу игры в баскетбол мне кто-то проломил переносицу. И был на занятиях разрыв крестообразных связок левого коленного сустава, ... И недавно в январе 82-го года в госпитале была операция коленного сустава ... Был случай летом 82-года, когда на проверке Спортивным комитетом Вооружённых Сил у меня случилось на 100-метровке растяжение ахиллового сухожилия ... А на следующий день был кросс ... А у меня опухоль и резкие боли, хромота ... И мне пришлось кросс бежать с заморозкой сухожилия... А потом на следующий день после кросса была проверка на подводное плавание. И эту проверку я сдал на 1-й разряд - проплыв под водой 45 метров при сильных болях в ноге ... И уже даже в возрасте 44 года я сдал проверку по физической подготовке по всем видам по первым разрядам, ...
                А тут простуда. Я не придал простуде должного значения и продолжал свои пробежки и процедуры по закалке, мол, «пройдёт и так, с шлаками выведется». Тем более, прооперированное колено надо было в "форме" держать.
                И вот добегался: во время очередной утренней пробежки чуть выше моей левой брови как будто острым топором ударили.
                Прекратил я свои спортивные утренние занятия по подготовке к проверкам Спортивным комитетом Вооружённых Сил  (по утрам я ежедневно делал пробежки по берегу Москвы реки, занимался на гимнастических снарядах на спортивной площадке и плавал, в том числе и под водой, как говорится, от снега до снега, а в снежную пору бегал на лыжах, ...) и пошёл к врачу, благо в академии врачи были рядом, и больных мало.
                По кажущимся симптомам, по моим ощущениям у меня вроде бы был гайморит. Поэтому пошёл к лор врачу. Доктор, осмотрев и не найдя ничего,  направила на рентген, чтобы сделать снимок гайморовых пазух. Но и снимок не показал каких-то резких изменений. А боли, недомогания были. Тогда доктор решает сделать прокол гайморовой пазухи и полечить её. С большим трудом, упираясь, с хрустом проколола стенку пазухи. Но прокол не дал ничего: пазухи были чистыми.
                А мне становилось всё хуже. Острые боли в области лица и головы повторялись всё чаще.
                Тогда доктор решила снова сделать мне прокол и «закачать» антибиотики, чтобы ликвидировать, якобы, имевшееся воспаление гайморовой пазухи.
                Так продолжалось несколько месяцев.
                К невропатологу я ходил тоже. И невропатолог сказала:
                - Я не вижу каких-либо отклонений, всё нормально.
                И к зубному врачу мне пришлось пойти – зубы заболели.
                Но врач сказала, что «зубки у меня хорошие, кариеса нет, вот только пятнышко какое-то, и, на всякий случай, мы сюда пломбочку поставим».
                Но «пломбочки» не помогали, и я периодически посещал, то лор врача, то невропатолога, то стоматолога, …
                А боли не проходили. Острые, стреляющие боли, одна за другой, в области лица и головы,... Часто воспалялся левый глаз, глаз краснел, больно было смотреть, дотронуться даже до века, ...
                А у меня занятия на улице, построения, ..., лыжная подготовка, зачёт по лыжной подготовке,...
                Установилось чувство ожидания боли, когда кажется, что вот-вот «выстрелит» и ждёшь внезапного, резкого, болезненного  удара ...
                Уже позже я понял, что наши военные, в том числе, академические доктора дело-то имели со здоровыми людьми, и диагностика для них была непростой наукой: практики мало было. На космодроме Байконур, где я раньше проходил службу, ушли в мир иной двое моих коллег, молодых и спортивных. Их лечили от ОРЗ, а у них оказался рак крови. Так же получилось и с моим приятелем по академии в Москве: он жаловался на боли в костях, его лечили от артритов, а у него оказался ... рак костей ...      
                ... И вот уже летом, когда я пошёл в очередной раз в нашу академическую поликлинику, то оказалось, что врачи в отпусках. Дежурила только наша молоденькая симпатичная терапевт Лариса Николаевна Савина. Муж её учился на нашем факультете.
                Я решил зайти к Ларисе Николаевне.
                Рассказал о своих хождениях по докторам, попросил:
                - Лариса Николаевна, а выпишите, пожалуйста, мне направление на консультацию в Одинцовский госпиталь, может быть, там найдут, что у меня за болезнь, и поставят точный диагноз.
                - Да – сказала Лариса Николаевна – надо съездить: ведь голова же не пятка.
                Понятно, что она имела ввиду: от болей в пятке не умирают. А, возможно, она знала о моём кроссе с замороженным ахилловым сухожилием, что выше пятки и поэтому так и сказала, ...
                Так я поехал к лор врачу в военный госпиталь в Одинцово.
                Там меня осмотрели, и, не найдя ничего, лор доктор сказала:
                - Знаете, я не вижу у Вас отклонений по нашей части. Есть ринит, но это не его симптомы. А давайте я направлю Вас к нашему невропатологу, у него большой опыт, он в кабинете рядом. 
                Пошёл к невропатологу. Лето. Больных нет никого. Да и выбора у меня тоже нет. Надоело болеть. Ведь уже несколько месяцев!
                Доктор выслушал меня, произвёл прощупывание пальцами («пальпацию») тех мест, которые меня больше всего беспокоили, и сказал:
                - У Вас подострое состояние тройничного нерва. И, когда обостряется нижняя ветвь, то болят зубы нижней челюсти, когда обостряется средняя ветвь, то болят зубы верхней челюсти, а когда верхняя ветвь, то -  «стреляющая» боль над глазом. Я выпишу Вам лекарство, а Вы постарайтесь избегать сквозняков и переохлаждений. Даже когда едете в машине, то окно не открывайте.
                Оказалось, так всё "просто". Такая простая анатомия.
                Потом я уже читал, что в западных странах диагностируют и лечат после тщательных обследований, а у нас - "интуитивно".  "Интуитивно" для неспециалиста звучит не совсем понятно, но догадаться можно: по нашему, традиционно - "на авось". Меня молодые специалисты в поликлинике академии лечили, наверное, "интуитивно".
                Выписал мне опытный врач лекарство, я принимал его, а оно так расслабляло, что я пару недель сонный ходил, будто месяцами не спал. Но острые боли прошли. И ожидание болей исчезло. Ну и, конечно, зная причину своих недомоганий, я стал беречься. И уже не бегал плавать в холодной воде, как раньше, «от снега – до снега». Невралгия тройничного нерва – это серьёзное заболевание.
                Такая вот  анатомия.
                И такие вот знания анатомии некоторых.
                А отсюда и диагностика такая.
                Спасибо, нашлись всё-таки знающие доктора.
                Здоровье надо беречь.

(Фото из Интернета)